Сегодня многие люди, находясь в общественных местах, не стесняясь окружающих, громко, во весь голос ведут телефонные переговоры. Вот так я стал случайным свидетелем того, как взрослая дама кому-то обнадёживающе говорила, что в Москве вместо «Рено» будут выпускать «Москвичи». К сожалению, текущая информация не позволяет искупаться в море подобного оптимизма. Не могу врать ни себе, ни Вам, уважаемый читатель.
Действительно российские активы «Рено» перешли в российскую госсобственность. В подписанном соглашении сказано, что ста процентами акций будет владеть правительство Москвы. Около 68% акций «Автоваз» переходят во владение ФГУП НАМИ (Это научно- исследовательская, опытно-производственная база.) Вот тут-то мэр Москвы Собянин и провозгласил, что будет выпускать легковые авто под «брендом» «Москвич» на бывшем московском заводе «Рено». Собянин сообщил, что основным партнёром «Москвича» станет «КамАЗ», а в перспективе «Москвичи» станут электромобилями. Кто против таких радужных перспектив? Но «Рено» не просто ушёл из России, он унёс с собой поставки двигателей, коробок передач, мостов и прочего «железа», без которого ни «Рено», ни, даже, «Москвич» не может называться автомобилем. И возникает естественный вопрос: на каких производственных площадках будут производиться комплектующие «New- Москвича»? Наследство СССР благополучно приватизировано, продано и утилизировано. И сами площадки, где в те поры стояли корпуса отечественного автопрома, давно застроены невесть чем. Чтобы построить новый завод по производству двигателей и прочего, нужны инженеры-конструкторы и ТЫСЯЧИ высококвалифицированных инженеров, мастеров и рабочих, которые смогут идеи конструкторов воплотить в металле. Нужны литейно-кузнечные производства и многие СОТНИ высокоточных металлообрабатывающих машин. Создать литейно-кузнечное производство в современной России почти невозможно из-за «экологических» стандартов, навязанных нам извне и активно продвигаемых нашими «зелёными ведомствами». Про отечественное станкостроение промолчим, грустно потупя очи. А ещё автозавод полного цикла – это новые корпуса, новые системы энергообеспечения, водоснабжения, канализации, биоочистки сточных вод и системы воздухоочистки. И для создания всего этого нужна, во-первых, политическая воля государства, во-вторых, государственные капиталовложения, и, в-третьих, время.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ. Министр иностранных дел России г. Лавров сказал, что против России ведётся полномасштабная гибридная война. А чем противостоит «поднявшаяся с колен» агрессорам и недругам? Россия продолжает снабжать своими ресурсами «партнёров», вне зависимости от степени их вовлечённости в военное противостояние на стороне Украины. Несмотря на нахмуренные брови и грозное блеяние в адрес «враждебных». За период с начала СВО «Россия» получила за перекаченные на Запад нефть и газ, суммарно, около 50 млрд. долларов. И то, не виде нарезанной раскрашенной бумаги, а в виде коликов-и-ноликов на электронных счетах, где они и лежат неподвижно, намертво спелёнутые санкциями «заклятых партнёров». Политическая воля руководства «поднявшейся с колен» проявляется в аккуратных и своевременных оплатах украинской стороне за услуги по прокачке российского газа через её территорию. Правда, речь идёт о каких-то жалких сотнях миллионов долларов. Плюс прокачка нескольких десятков миллионов кубометров газа через «дружественную Польшу» в не менее «дружественную» Германию. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ российского руководства в обеспечении работоспособности промышленности – в том числе, оборонной – натовского Евросоюза, ОЧЕВИДНА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАПИТАЛЛОВЛОЖЕНИЯ. Положение отечественного производителя в плане финансирования чётко и внятно описал Генеральный директор Череповецкого ЛМЗ В.Н. Боглаев: Центробанк России создал «предельно токсичную кредитно-денежную среду со смертельной кредитной ставкой для обрабатывающей промышленности, которая не только не позволяет заниматься инвестициями, но и не позволяет финансировать текущую деятельность предприятия.»
Для решения таких капиталоёмких задач, как создание базовых производств машиностроения нужны государственные программы мобилизационного типа, как во времена индустриализации СССР. А на их решение выпускники Высшей Школы Экономики не способны. Школа не та. А для привлечения отечественных специалистов, знающих, что и как надо делать, нужна политическая воля, которую сегодня направляет Федеральная Резервная Система, институты которой (в них вовлечена Россия), не заинтересованы в реиндустриализации РФ. Похоже, что решение о ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯХ в восстановление производства средств производства находится ВНЕ КОМПЕТЕНЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
ВРЕМЯ. При проектировании современного машиностроительного производства только процесс согласования перечней оборудования для технологических линий требует не менее одного года. После этого процесс строительства корпусов, коммуникаций, установки и наладки оборудования, вплоть до пуска, занимает ещё год – полтора. Кое-кто скажет, что производство вакцины от ковидла было налажено не через три-пять лет, как говорили специалисты, а через полгода после анонсирования задачи. (Кто, чего и как «забурболил» в кови-преператы, и какие это имело последствия, станет известно не ранее проведения трибунала по этому делу.) Я голосую за то, чтобы «Москвич» начал выезжать из ворот бывшего «Рено» уже вчера, но что-то мне подсказывает, что голосованием тут делу не поможешь. Правда, есть способ занять СОРОК ПЯТЬ ТЫСЯЧ работников «Рено-Москвича» на ближайшие год-полтора: задействовать их на укладке бордюров. И люди будут заняты, и бизнес «бордюренфюрера» не пострадает. А иначе, чем занять людей на время, пока начнётся производство «Москвича»?
Интересно что, как утверждает экономист В. Жуковский, крупнейшая калининградская автомобильная компания АВТОТОР, собиравшая Kia, Hyundai и BMW, после останова своих сборочных производств раздаёт работникам по десять соток земли. Жест гуманизма и доброй воли, безусловно, но совсем не похож на «импортозамещение».
Если кому-то нужно, чтобы машиностроение в стране было запущено, оно будет запущено! Для этого есть все необходимые предпосылки. В общем, «Do not worry, be happy!» - как говорят заокеанские партнёры господ россиян, и давайте переходить на выращивание подножного корма, тем более, что ООН анонсировала глобальный голодомор.
(Кажется, получилось не очень оптимистично, но такова правда.)