Найти в Дзене

Педагогические технологии

Одним из новых понятий для психологии является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической, научной, публицистической, учебной литературе. Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.

На сегодняшний день у психологов-практиков возникают трудности в обосновании и использовании психологических технологий в работе с детьми, описании технологических аспектов их деятельности.

Понятие «психологическая технология» возникло относительно недавно, в последнее десятилетие. Слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии.

В педагогической литературе довольно широко используется термин «педагогическая технология». Существует разнообразие определений этого понятия. Б.Т.Лихачев дает определение педагогической технологии как совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Ряд авторов (В.М. Монахов, В.П.Беспалько, Т.П.Сальникова) под термином «педагогическая технология» понимает продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Таким образом, проанализировав различные определения понятия, можно сделать вывод, что содержательная сторона термина сводится к следующему: технология - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, состава, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства. Технология – термин производственный. Это количество шагов, которые надо предпринять, чтобы получить результат.

Педагогическая (образовательная) технология рассматривается как система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Структура педагогической технологии:

-концептуальная основа (научная база)

-содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)

-процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» мы подразумеваем совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

Большинство психологических словарей и энциклопедий, включая их Интернет-версии, не дают определения понятию «психотехнология». Предпринимается попытка википидировать данное определение: см.: психол. «совокупность методов и приёмов прикладной психологии, направленная на решение определенной задачи» (http://ru.wiktionary.org/wiki).

Вместе с тем на прайс-листах многих крупных издательств расположена информация о выпуске целых серий книг «Психологические технологии», «Современные психотехнологии», «Лучшие психотехнологии мира», рекламирующие издания, главным образом, по НЛП, транзактному анализу и психологическому тренингу. Представлены также отдельные монографии и статьи, касающиеся прикладных аспектов использования психотехнологий в области управления, бизнеса, образования, медицины и спорта и др.

В области психологического консультирования есть техники и приемы.

Технологии же больше относятся к психокоррекционной, профилактической работе. К развивающей – в меньшей степени (технологичное описание развития?).

Хорошая психологическая работа всегда технологична.

Технология – последовательное решение психологических задач психологическими средствами.

Критерии технологии:

1. Научная обоснованность.

Например: внедрение на практике какой-либо научной теории.

Гальперин; «Технология поэтапного формирования умственных действий» (см. приложение 1);

2. Системность.

Должна быть выстроена определенная система. Технология должна быть инструментально и процессуально понятна, должен быть описан ход работы.

3. Эффективность.

В большинстве случаев работа педагога-психолога не всегда явна, результаты могут быть отсрочены, могут измеряться качественно и количественно. Должны быть уровни оценивания, шкалирования.

4. Оптимальность – такая организация работы, когда при минимуме затрат мы имеем максимум усилий (результат);

5. Воспроизводимость.

Опыт повторим, когда работа технологизирована, когда её может воспроизвести любой и она дает определенный ожидаемый результат.

Введение понятия «технология» в обиход вызывает определенные трудности. Технология – пока понятие нестрогое. Всякая программа (авторская, заимствованная) может называться технологией, когда соответствует вышеназванным критериям.

1 подход.Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:

1. Психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период перехода на следующую ступень обучения (адаптации первоклассников)4

2. Психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период подготовки и сдачи ГИА, ЕГЭ, ФГОСов.

3. Сопровождения профессионального выбора учащихся.

4. Развития коммуникативных умений и навыков.

5. Технологии коррекции (в том числе агрессивного поведения).

2 подход.

1. Психодиагностические технологии (Павлова, Руденко).

2. Коррекционно-развивающие технологии (Шарохина, Яковлева).

3. Психопрофилактические технологии (Хухлаева).

4. Личностно-ориентированные технологии (Якиманская).

5. Информационно-коммуникационные (Апатова).

6. Технологии социально-эмоционального развития дошкольников (Князев, Стеркина).

Вопросы по анализу образовательных технологий

В чем оригинальность технологии?

Чем вызвана необходимость ?

Какой результат прогнозируется?

Основные стратегии?

Методологические подходы

Образовательные технологии (по Айгуновой):

n Адаптации в переходные периоды

n Психологической подготовки к школе

n Профилактики девиаций

n Профессиональной ориентации

n Развития личности (социальных компетенций, эмоциональной сферы)

n Развития познавательной сферы

n Нейропсихологической коррекции

n Арт-терапевтические (песочной терапии)

n Консультирования

n Игровые

n Психологической подготовки к экзаменам

n Технологии преодоления стрессовых ситуаций

n Развитие эффективного педагогического общения

n Профилактики профессионального выгорания специалистов

Типичные затруднения

n обсуждение затруднительных ситуаций после оформления и подписания документации, замена исправленных документов

n отсутствие единообразного перечня образовательных технологий психологов

n психологическое давление администрации учреждений

n недостаточно полное и точное оформление документации

Личное творчество в образовательных технологиях

n Технологии психологического сопровождения ребенка в …

n Руководство по диагностической, развивающей и коррекционной работе

n Дополнительный раздел к программе развития ребенка, авторский коллектив …

Примеры авторских психологических технологий:

· Технология социальной работы (Т.И. Шульга);

· Профилактика школьной неуспешности (Л.А. Ясюкова);

· Школьный старт»: подготовка к школе и .формирование универсальных учебных действий (Битянова М.Р.);

· «Ступеньки к школе»: подготовка к школе и психологическое сопровождение ребенка (Безруких М. М.);

Приложение 1.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий.

Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов.

Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося.

Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности (действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентировочных, исполнительных и контрольных действий. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможность переноса их в другие условия зависят от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа ориентировок:

● конкретный образец (например, показ) или описание действия без указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок);

● полные и подробные указания о правильном выполнении действия;

● ориентировочная основа действия создается обучаемыми самостоятельно на основе полученного знания.

Третий этап - выполнение действия во внешней форме, материальной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т. п. Эти действия включают исполнительные и контрольные функции, а не только ориентационные. На этом этапе от учащихся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях.

Четвертый этап - внешнеречевой, когда обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. Происходит дальнейшее обобщение, автоматизация действий. Необходимость в ориентировочной основе действия (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого.

Пятый этап - этап внутренней речи, когда действие проговаривается про себя. Установлено, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.

Шестой этап связан с переходом действия во внутренний (умственный) план (интериоризация действия).

Управление процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя.

Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны. Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.

Недостатками технологии поэтапного формирования умственных действий являются ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.