Найти тему
Roman Solntsev

Хождение Даниила, игумена русской земли, и его встречи с Балдуином I (1104-1107)

Говоря о личности Балдуина I, необходимо отметить такой замечательный источник как Хождение игумена Даниила. Само нахождение его в Святой земле было в промежутке 1104 – 1107 годы. Этот период отмечен ожесточенными схватками на севере между франками под руководством Танкреда, Боэмунда и Раймунда и мусульманскими войсками Мосула и Мардина. Состоялась неудачная попытка захватить Харран, важную крепость в Северной Сирии на пути между Эдессой и Евфратом, на севере области Джезире. Войско франков было разгромлено, многие убиты или взяты в плен.

В свою очередь Балдуин, решив, что лучшая защита — это нападение, совершал энергичные попытки расширения территорий подвластных Иерусалиму. Весной 1103 года он осадил Акру. Однако на помощь гарнизону, который почти сдался пришло подкрепление из двенадцати фатимидских галер и большого транспорта из Тира и Сидона, везшего солдат и приспособления для метания греческого огня. Королю пришлось снять осаду. Тем же летом Балдуин попытался очистить гору Кармель от грабителей, но в одном из боев он получил тяжелое ранение почек так, что жизнь его висела на волоске. Как только он оправился, то возглавил поход против египтян, которые вынуждены были отступить.

В 1104 году в Хайфу (Кафас), вошла армада генуэзских кораблей, которые помогли Раймунду захватить Джебейль. Балдуин предложил им за помощь в захвате Акры вознаграждение. И 6 мая 1104 года союзники начали осаду. Военачальник фатимидов Бена Захр ад-Даула яль Джуюши оказал им упорное сопротивление, но помощь из Египта так и не пришла, и после двадцати дней осады он согласился сдать город на условиях свободного выхода всех желающих горожан, которым было разрешено взять свое имущество, а оставшиеся должны были стать подданными франкского короля. Балдуин принял эти условия, и даже оставил одну мечеть своим новым подданным. Однако итальянские моряки напали на переселенцев, что привело в ярость короля. И только появление патриарха Эвремара смогло разрешить конфликт и предотвратить кровопролитие.

Миниатюра с изображением Аккры (Аккон\ Акко\ еще более древнее имя Птолемаида)
Миниатюра с изображением Аккры (Аккон\ Акко\ еще более древнее имя Птолемаида)

Отдельной темой был конфликт между Балдуином и предыдущим патриархом Даимбертом, длившимся весьма продолжительное время и вовлекшим в среду участников папу Римского Пасхалия, утремерских епископов, норманнов Танкреда и Боэмунда поддерживавших Даимберта, и папского легата Арнульфа де Роола. Однако в данной статье мы не будем углубляться в эту тему как весьма обширную и требующую особого внимания.

В 1105 году состоялась так называемая третья битва при Рамле между франками и египтянами, в которой объединенное войско гарнизонов Галилеи, Хайвы, Хеврона и Иерусалимского отрада, присланного в помощь, под руководством Балдуина одержало убедительную победу над фатимидским отрядом в пять тысяч всадников и пехотинцев под командованием Сены аль-Мулька, сына визиря аль-Афдаля. Перед битвой патриарх Эвремар, прибывший с иерусалимским отрядом в 150 человек пронес перед войском честной крест, а дальше в ходе долгого и упорного сражения фатимидские воины дрогнули и побежали, чем привели франков к победе. Что подвело черту под широкомасштабными попытками фатимидов сломить франков.

После битвы
После битвы

Итак, игумен Даниил находился в Святой земле на фоне описанных выше событий. Он побывал во многих городах Палестины, Сирии и Великой Антиохии: Иерусалиме, Иерихоне, Вифлиеме, Назарете, Арсуфе (Арзуфе), Иопии (Яффе), Рамле, Кесарии и Наблусе, на горах Хеврон, Кармель и Фавор, а также на берегах Мертвого моря, в Тивериаде и на водах Иордана. Удалось побывать ему в ходе паломничества в Бейруте и Великой Антиохии и других местах. О каждом месте он оставлял яркие очерки и порой детальное описание с отсылом к событиям из Нового Завета. В дальнейших статьях я хотел бы упоминать выдержки из его Хождения для придания красок удивительной атмосферы Земли обетованной, которую лицезрел, человек глубоко верующих, полюбивший эти места еще не побывав там, считавший без преувеличения свое паломничество наиглавнейшим событием в жизни.

Изображение монаха
Изображение монаха

О взятой недавно Акре поле первого своего посещения ее, он писал следующее: «от Кайфы до Акры верст пятнадцать. Город сей большой и укрепленный, у города залив добрый, город этот сарацинский, ныне же им владеют латиняне».

На пути от Назарета до села Исавова, до Каны Галилейской и далее до Акры в следующее ее свое посещение: «От села Исавова до Каны Галилейской полторы версты. Находится она на людном пути, здесь Христос превратил воду в вино. Тут мы встретились с большим отрядом (крестоносцев), идущих в Акру, пристали к нему с большой радостию и пошли с ним в город Акру.

Акра была городом арабским, ныне же им владеют фряги. Он находится на Средиземном море, залив под ним очень хорош; всем этот городок обилен. От Назарета до Акры верст двадцать пять на юг».

О встречах с королем Балдуином I

«От Иерусалима путь шел в Галилею, к Тивериадскому озеру, Фаворской горе и к Назарету. Вся земля около Тивериадского озера зовется Галилея. Город Тивериада удален от Иерусалима на четыре дня пешего хода, путь от него страшен и тяжел; по горам каменным надо идти три дня, а четвертый день около Иордана идти на восток полем, до самого верховья реки, до ее истока.

Паломничество монахов
Паломничество монахов

И судил мне Бог так пройти этим путем. Пошел иерусалимский князь Балдуин I со своими крестоносцами на войну к Дамаску; путь их шел к нему мимо Тивериадского озера. Я узнал, что князь хочет идти этим путем, пришел к нему поклонился и сказал: «И я хотел бы пойти с тобою к Тивериадскому озеру, чтобы там походить по всем Святым Местам около Тивериадского озера. Ради Бога, возьми меня с собою, князь». Тогда князь с радостию великой повелел мне пойти с собой и нарядил меня к своей личной охране.

Так я с радостию великой нанял коней для себя и прошел без страха и потерь с царскими воинами все страшные места.

Без войска этот путь никто не может пройти, только императрица Елена ходила этим путем (годы жизни около 250-330, мать императора Константина, активно способствовала развитию христианства).

Путешествие святой Елены в Иерусалим (Мелоне Альтобелло)
Путешествие святой Елены в Иерусалим (Мелоне Альтобелло)

Стояли мы у мостов весь день, и к вечеру король Балдуин пошел за Иордан к Дамаску со своими войсками, мы же пошли в город Тивериада и пробыли здесь девять дней, пока не вернулся король Балдуин с войны от Дамаска. Мы же обошли святые места около Тивериадского озера».

город Тивериада
город Тивериада

О свете небесном, как он сходит к гробу Господа

«Мне, худому и недостойному рабу, пришлось увидеть своими грешными глазами, как сходит свет к гробу Иисуса Христа. Многие странники неверно говорят о нисхождении Света Святого. Одни говорят, что Святой Дух голубем сходит к гробу Господнему, другие – сходит молнией с неба и так зажигаются лампады над гробом. Все это ложь и неправда: ничего этого не было видно, ни голубя, ни молнии, но невидимо сходит с неба Божья благодать и зажигает лампады у гроба. Об этом и расскажу поистине все, как видел.

В великую пятницу после вечерней службы натирают гроб Господний, промывают лампады все, вливают в них масло без воды, только одного масла. И, воткнув фитили в оловянные держатели, не зажигают их, а оставляют в лампадах незажженными. Запечатывают гроб в два часа ночи, тогда же гасят все лампады и свечи по всех церквам в Иерусалиме.

Тогда я, худой и недостойный, в эту пятницу в один час дня пошел к князю Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовью и спросил: «Что ты хочешь, игумен русский?» Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным и ничуть не гордился. Я же сказал ему: «Князь мой, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши чтобы я поставил свое кадило на святом гробе от всей Русской земли».

Тогда он милостиво и любовно разрешил мне поставить кадило на гробе Господнем, послал со мною человека, своего лучшего слугу, к эконому церкви Воскресения и к тому служителю, который держит ключ гробный. Эконом и ключарь святого гроба разрешил мне принести свое кадило с маслом.

Я, поклонившись им, пошел с большой радостию, купил большое стеклянное кадило, налил в него масла честного, принес уже вечером ко гробу Господню и упросил ключаря впустить внутрь гроба Господня. Он открыл мне двери, велел снять калиги (в античности обувь римских солдат; сандали) , босого ввел меня с кадилом и разрешил мне поставить кадило на гробе Господнем. Я поставил своими руками грешными в ногах, там, где лежали пречистые ноги Христа. В головах стояло кадило греческое, на груди было поставлено кадило монастыря Саввы и всех других монастырей. Сохраняется такой обычай – во все годы ставить кадило греческое и монастыря Саввы. Благодатью Божьей тогда зажгли все три эти кадила. А католические кадила были повешены вверху, и ни одно из них не возгорелось. Я же тогда, поставив кадило, поклонившись честному гробу и поцеловав с любовью и со слезами Святое место, где лежало тело Христа, вышел из гроба с великой радостию и пошел в свою келью.

Утром в великую субботу в шесть часов дня собираются все люди у церкви Воскресения, приходит бесчисленное множество народа от всех стран, местные жители и пришельцы, от Вавилона и Египта, от всех концов земли собирается в этот день множество людей. Все места около церкви и около распятия Христа заполняются людьми. Великая теснота и лютое томление тогда бывает людям. Многие люди задыхаются тут от тесноты людской. Все собравшиеся люди стоят с незажженными свечами и ждут открытия церковных дверей.

Внутри же церкви тогда находятся только одни попы, и ждут попы и все люди, когда приедет король с дружиною. Тогда и открываются двери церковные, и люди входят в церковь в великой тесноте, и в гнетении наполняют церковь и палаты. Всех людей церковь не может вместить, и многие люди вынуждены стоять вне церкви, около Голгофы, около Крайнего места и там, где был найден честной крест (на котором Христа распяли). И все это будет заполнено бесчисленным множеством людей.

И когда наступило семь часов дня субботнего, тогда пошел король Балдуин со своими войсками к гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал в придворье монастыря Саввы и позвал игумена и монахов, они пошли к гробу Господнему, и я, худой, пошел с ними.

Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пойти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войскам своим повелел сзади пойти.

И пришли в церковь Воскресения к западным дверям. И множество людей обступили двери церковные, и не могли тогда в церковь войти. Тогда Балдуин приказал воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица до самого гроба. Прошли мы к восточным дверям гроба Господня, король впереди пошел и встал на своем месте, на правой стороне у ограды великого алтаря, против восточных ворот и дверей гроба. Тут находилось место короля, созданное на возвышении. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православным попам встать над гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самыми дверями гробными, против великого алтаря, чтобы мне было видно в двери гробные. Двери же гробные все три запечатаны, запечатаны печатию царскою.

Все люди в церкви и вне церкви ничего иного не говорят, только «Господи помилуй!» Взывают непрерывно и вопят так сильно, как будто стучит и гремит это место от вопля людей. Тут источники слез проливаются у верующих людей. Если бы кто имел каменное сердце, то и тогда не мог бы не прослезиться. Всякий человек тогда обращается к себе, вспоминает грехи свои и говорит сам себе: «Неужели из-за моих грехов не сойдет Святой Свет?»

И так стоят все верующие люди со слезами и сокрушенным сердцем. Тут и сам король Балдуин стоит со страхом и великим смирением, из глаз его чудно проливаются слезы.

Католические попы в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали вечернюю службу вверху гроба попы православные, были тут и все духовные мужи и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии великой субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили: «Кирие, элейсон!» - что значит: "Господи помилуй!" И тогда миновал девятый час, тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над гробом и очень намочил нас, стоящих у гроба. Тогда внезапно и засиял Святой Свет в святом гробе, исходило из гроб блистание яркое.

Изображение Святого Света падающего в Храме Гроба господня (наши дни)
Изображение Святого Света падающего в Храме Гроба господня (наши дни)

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в гроб, зажег первой королевскую свечу от Света Святого, вынес из гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал князь на своем месте, держа свечу с великой радостью. От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет Святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится.

Так все люди стоят со свечами горящими и вопиют всегласно, с радостию великой и с веселием: "Господи. помилуй!" Не может быть такой радости человеку, какая бывает всякому христианину, увидевшему Свет Святой. И если кто не испытывает радости в этот день, то не имеет веры ко всему виденному. Но если люди мудрые, преданные и сильно веруют, то всласть послушают это сказание об этой истине и о Местах Святых. Мне же, худому, Бог свидетель, гроб Господен и вся дружина русская, русские сыны, находившиеся в тот день у гроба, новгородцы и киевляне».

На этом окончим наше повествование о встречах игумена Даниила и короля Балдуина, которого порой монах зовет князем, как принято было звать государя земли в Русском княжестве тех лет, поэтому тут не должно быть большого непонимания на сей счет.

Храм гроба Господня был разрушен персами в 614 году, еще до прихода мусульман. Перейдя во владение франков после захвата Иерусалима в 1099 году, храм был отстроен гораздо позже описываемых лет в годы правления следующих королей и королев Иерусалимских, соответственно и приобрел тот облик, который мы видим на современных изображениях. Король Балдуин, со слов игумна знал его, уважал и любил. В свою очередь со стороны Даниила наверняка был поклон и приветствие от Русских княжеств и их властителей к Балдуину, светскому владыке королевства, простершегося среди множества Святых Мест, почитаемых всеми христианами мира.

Тему паломничества игумена Даниила я не хочу отпускать далеко, поэтому хотелось бы проследовать его стопами по Святым Местам. Полный же труд Вы без труда найдете на просторах Интернет в свободном доступе.

#Балдуин I #иерусалимское королевство

#хождение Даниила игумена #Святая земля #иерусалим #акра #крестовые походы #франки #Бодуэн I