В 2012 году житель рабочего поселка Воскресенское В. М. Зуйков сочинил герб для Воскресенского района Нижегородской области. Среди многих символов (весов, хлебных колосьев, озера, куполов храма) была изображена странная крепость на воде, в описании герба названная "беляной". В 2015 году герб этого же района дорабатывал Союз геральдистов России. Большая часть символов из старого герба была удалена, но "беляна" осталась и даже заняла доминирующее положение в щите.
Через несколько лет стараниями коллектива Союза геральдистов России подобные же гербы с "белянами" были утверждены и для других районов Нижегородского Поветлужья. Идея В. М. Зуйкова, что называется, "пошла в жизнь".
Так что же такое эта самая "беляна", почему авторы гербов посчитали эту "беляну" значимым символом для нескольких районов области.
Беляна - речное торговое судно, характерное для Волги. Древесина уже с петровских времен считалась важным для существования государства товаром; бревна требовались для нужд флота, а чуть позже - с появлением пароходов - дерево стало топливом. Естественно, самым легким способом транспортировки леса является его сплав по рекам. С начала 18 века справ активно развивался на Волге и ее притоках Каме, Ветлуге, Белой. Поначалу древесину сплавляли на барках. Но постепенно корабелы разработали уникальный волжский тип судов - беляны.
Это были огромные (даже по современным меркам) суда: длина белян была различной, обычно 70-90 метров, хотя встречались и экземпляры до 120 метров; а ширина - около 20 метров. Они представляли собой плоскодонный плот-барку, на который нагружались штабели очищенных от коры брёвен. Бревна укладывались особым образом, с большим количеством пролётов для просушки леса в пути, нижние ярусы соответствовали ширине судна, а верхние далеко выходили в стороны влево и вправо. По сути это были огромные плоты, у них не было ни двигателей, ни палуб, ни мачт, ни трюмов, ни кают, экипаж (порядка 15 человек) обитал в деревянных домиках, построенных прямо на бревнах, а между ними располагалась будка для лоцмана. Обязательным элементом была также помпа для откачки воды; судно иногда набирало воду, но это считалось нормальным, конструктивно в корпусе предусматривались места, где вода собиралась, и ее откачивали.
Беляны возили лес по Волге от северных районов до Царицына или Астрахани. Но, как правило, при достижении порта назначения разбирались до основания (т.к. построены были из того самого леса, который и являлся их грузом и торговым товаром). Таким образом бревна для белян не требовали специальной обработки (ведь судно было по сути одноразовым), их не смолили, поэтому они сохраняли белый цвет древесины. Именно поэтому речные монстры и получили название "беляна".
Беляны "дожили" до 1930-х годов, смертный приговор им подписали железные дороги - более удобный способ транспортировки леса. Так что сейчас беляны существуют только в гербах нижегородских районов....
* * *
Читайте на канале -
- Флаги в кино и на ТВ. #5. Счастливы вместе
- "Кальсоны Черчилля" - прообраз флага единой Европы
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.