Прохождение шлюзов – одно из самых увлекательных событий речного круиза по каналу имени Москвы. Всего на этом канале 11 шлюзов, но вряд ли кому их удастся увидеть все во время одного круиза. Путешествия начинаются в Москве от Северного речного вокзала, и если плыть на север, в сторону Волги, то корабль пройдет только 6 шлюзов. Если же плыть на юг, то можно увидеть 5 шлюзов.
По пути на север из Москвы мы увидели на канале имени Москвы только два шлюза, остальные мы проспали, потому что проходили их ночью.
Поскольку нумерация шлюзов идет с севера на юг, то первым по пути из Москвы мы увидели шлюз № 6.
Для неискушенного речного путешественника сразу и непонятно, что это шлюз. Канал в этом месте сужается, видны монументальные сооружения по обоим берегам.
Эти красивые башни с колоннами украшены фигурами строителей канала.
На этой башне есть памятный щит:
Это не просто башни для красоты. В них находятся все необходимые механизмы и пульты управления. Управление шлюза производится с центрального пульта и полностью автоматизировано.
На каждом шлюзе по 4 таких башни. Две на верхней голове шлюза, и две на нижней. Фигурами на этом шлюзе украшены только башни верхней головы.
Вот мы заходим в камеру шлюза, в которой уже стоит и ждет нас теплоход «Лебединое озеро». Мы так за ним и шли почти весь путь на север.
Размеры камер шлюзов, которые мы проходили на канале, одинаковые, их длина 290 м, а ширина 30 м. В камеру помещаются два теплохода.
Первый корабль стоит у левой стенки, а второй – у правой. Впереди между башнями нижней головы видны двустворчатые ворота шлюза.
В самом деле ворота есть и между башнями верхней головы шлюза, там они представляют собой сегментные щиты. Когда мы подходили к шлюзу и входили в камеру, эти сегментные ворота были опущены, их верхний край находился на глубине 5, 5 метров, соответствующей глубине всего канала. Вот мы их под водой и не видели.
Когда наш корабль зашел в камеру, сегментные ворота за нами поднялись.
Теперь, когда оба корабля находятся в камере шлюза, и ворота закрыты с обеих сторон, из камеры начинает уходить вода. Опорожнение камеры производится через галереи в нижней голове шлюза.
Московский Северный речной вокзал и участок канала от него до шлюза № 6 находятся на высоте 162 м над уровнем моря, а поверхность воды на Волге, где начинается канал, выше уровня моря всего на 124 м. Поэтому по пути от Москвы на север корабли в шлюзах опускаются.
Вот здесь видно, на сколько опустился уровень воды за 8 минут с момента, запечатленного на предыдущей фотографии:
Когда уровень воды в камере шлюза опускается до уровня воды в нижней части канала, двустворчатые ворота нижней головы шлюза медленно открываются, и корабли поочередно выходят из камеры шлюза.
Расписание движения кораблей по каналу составлено таким образом, чтобы они проходили шлюзы парами, и чтобы сначала одна пара кораблей шла в одном направлении, а потом другая пара в другом направлении. Таким образом одни из ворот шлюза остаются открытыми в ожидании следующей пары встречных кораблей.
На этих фотографиях хорошо видно, что камеры шлюза железобетонные. Днище камеры имеет толщину до 5 м и составляет одно целое со стенами. Вот так выглядит шлюз в разрезе:
Следующий шлюз № 5 по пути из Москвы мы проходили совсем поздно, уже на закате:
О том, как мы проходили шлюзы канала имени Москвы на обратном пути, читайте в статье Шлюзы канала имени Москвы. Как они устроены. Впечатления уже совсем другие. А еще можете посмотреть два коротких видео:
Шлюз № 4 на закате. Канал имени Москвы по пути из Москвы в Кострому
Проходим шлюз №4 канала имени Москвы
Схему шлюза я взяла из книги А.Н. Комаровского «Записки строителя».
Подробнее о канале рассказываю в статье: Канал имени Москвы. Кто же его в самом деле строил?
Другие рассказы и короткие видео: Канал имени Москвы и Волга
Полный список публикаций здесь.
Все фотографии из семейного архива.