Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три атмосферных триллера 2010-х.

Оглавление

Всем привет! Сегодня в подборку приехало три незамеченных когда-то картины, и, надо сказать, фильмы оказались неплохие. Пара фильмов с трюками про любительскую съёмку - туманный триллер с самой Милой Йовович и компактный триллер с Британи Мерфи и Торой Бёрч, а также интересный хоррор с атмосферой в духе "Февраля" от автора недавней ленты "Проклятые".

Четвертый вид

shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru
shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru

Итак, есть четыре вида фильмов ужасов - хорроры, которые просто хорроры, ужастики, которые тоже просто, но с приклеенной наскоро надписью "основано на реальных событиях", мокьюментари-кино, маскирующее страшилку под найденную пленку, снятую на домашнюю камеру в эпицентре ужаса, и вот вам четвертый - псевдодокументальное кино, в котором актеры убеждают вас, что фильм основан на реальных событиях, а все, что вы увидите является инсценировкой реальных событий, рассказанных очевидцами.

Мда, и под этим соусом подаётся комплексное блюдо - кроме инсценировки нам также периодически показывают "реальные" любительские пленки, записанные на месте событий и интервью с реальными людьми, которых играют актеры.

В общем, как пародировали "Начало" Нолана в одном известном сатирическом мультсериале "сон внутри сна внутри матрицы матрицы сна".

shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru
shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru

Для наглядности прилагается кадр - примерно вот так выглядит компилированная сцена. Итак, справа, как вы понимаете, актриса Мила Йовович, которая играет женщину слева, которая тоже актриса и играет доктора Эбигейл Тайлер. Не думаю, что это будет большим спойлером, ведь начальная вставка, где Йовович говорит, что всё основано на реальных событиях, но вы, мол, можете верить во что хотите, сразу ставит всё на свои места. Что ж, так и сделаем - поверим во что хотим.

Следом начинаются кадры интервью - перемежаются кадры Йовович и кадры мокьюментари - и мы начинаем знакомиться с историей доктора Тайлер, которая приехала в небольшой городок на Аляске, чтобы выяснить причину гибели супруга, а также продолжить его дело - как и Эбби, он был психологом.

shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru
shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru

Городок славится своими необъяснимыми событиями - там часто пропадают люди, которых потом не удается найти, так что это место находится под пристальным вниманием спецслужб. Героиня же оказывается под пристальным вниманием местного шерифа, который не особенно одобряет профессионального кредо Эбби - она практикует гипноз.

Как скоро выясняется, опасения шерифа были не такими уж беспочвенными, и в некоторых случаях гипноз оказывается не менее опасным, чем электрошок. Эбигейл изучает материалы мужа, находит его пациентов, собирает информацию и выясняет, что многие жители города видят одни и те же символы во снах. Один из сеансов гипноза с таким сновидцем оборачивается впоследствии катастрофой, а Эбби получает первое предупреждение.

shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru
shot from "The Fourth Kind"/2009/Olatunde Osunsanmi/kinopoisk.ru

Однако, Эбби не собирается останавливаться, ведь она надеется не только выяснить причину видений этих людей, но и найти отгадку гибели супруга. Она находит книгу доктора Одусами, исследователя шумерской цивилизации, и связывается с ним. Доктор прибывает в маленький городок, когда сама Эбигейл обнаруживает при расшифровке диктофонной записи, на которой запечатлелись жуткие голоса из её сновидения, что некто говорит на древнем шумерском языке.

Если честно, когда недавно я искал фильмы на тему похищения людей пришельцами,нашлось мало что. Эта тема стоит особняком в жанре хоррора и в крипипастах, а в детстве она мне казалась одной из самых пугающих. Было приятно нежданно найти что-то на эту тему. Пусть, тут пришлась не совсем к месту попытка в мокьюментари, да и стилизация видений выполнена так себе, зато вот кадры псевдодокументальных записей гипноза выглядят жутковато, да и в целом фильм вышел атмосферным.

-5

Маленький городок, видение с совой и пришельцы - конечно, при просмотре возникает ощущение, что кто-то ностальгировал по Твин-Пиксу. Но сходства на этом и заканчиваются. Мистика, несмотря, на все ухищрения, немного топорная. Но внимания фильм заслуживает, интересный образчик четвертого вида.

Дедлайн

shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru
shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru

Иногда поспешные выводы и поверхностные суждения не позволяют нам увидеть того, что скрыто за обёрткой. Зачастую в неказистом хорроре с типовым описанием прослеживается весьма интересная мысль, которую полезно было бы обдумать и даже получить инсайт.

Вот так и многие рецензии к этому фильму содержат гневные жалобы о том, что это очередной фильм о доме с призраками. Однако, на деле это не совсем так или даже совсем не так.

shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru
shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru

Итак, Британи Мерфи в роли писательницы Элис отправляется в просторный особняк, чтобы поработать над очередным сценарием в тишине и покое, а заодно отвлечься от тревожных мыслей - на днях из тюрьмы выходит мужчина, с которым она чуть не связала свою жизнь, когда он сотворил что-то недостойное.

Элис увлекается любительской видеосъёмкой, и к её удивлению бывшие жильцы этого дома также делали записи своего семейного быта. Однако, волна умиления от увиденных кадров идиллической семейной жизни неких Люси и Дэвида скоро сменяется всплеском тревоги - Элис чувствует, что случилось что-то неладное, а пустой дом лишь подтверждает её опасения.

shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru
shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru

Вскоре Элис начинают преследовать странные звуки, молчаливые телефонные звонки и прочие неприятности вроде открытой кем-то воды в ванной комнате. Элис подозревает, что за ней следит бывший жених, но она понимает, что он вряд ли смог бы найти её.

Тем временем, тональность и настроение записей семейной хроники счастливой семейной четы сменяется на минорный лад. Первые тревожные звоночки появляются, когда Дэвид ни на секунду не оставляет беременную супругу Люси без присмотра, подслушивает ее телефонные разговоры и подозревает в измене. Элис видит, как Люси буквально задыхается от душной атмосферы, а подозрения Дэвида становятся всё более оскорбительными - он уже считает, что ребенок, которого носит Люси - не его.

shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru
shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru

Элис просит свою подругу найти информацию о прежних жильцах, и её опасения подтверждаются - оба супруга бесследно пропали. Пустой дом, наполненный странными звуками и видениями, начинает пугать писательницу ещё больше, а её тонкая эмпатичная натура ощущает связь с бедняжкой Люси, и она вживается в роль, подспудно разгадывая тайны своего прошлого, которые героиня попыталась забыть.

Да, фильм нельзя назвать новаторским, это довольно простой компактный триллер, снятый в декларациях большого дома. Но драма, разыгравшаяся в стенах этого дома, перекликающаяся с трагическими событиями жизни самой Элис, выглядит достоверно и жутко. Авторы отлично доносят простую мысль - самый ужасный кошмар может творится в обычных домах за закрытыми дверьми, а близкие люди, которым мы доверяем, могут стать монстрами, преследующими, угнетающими, лишающими свободы. Сцена, в ходе которой Люси, роль которой исполнила Тора Бёрч, пытается уйти из дома с чемоданом, выглядит очень жутко - женщина, некогда обожествляемая супругом превращается в загнанного зверька.

shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru
shot from "Deadline"/2009/Sean McConville/kinopoisk.ru

Есть тут и тема обострённого чутья творческой натуры, глубокой эмпатии и способности прожить и пропустить через себя подобный ужас, чтобы донести его до читателя.

В целом, фильм получился неплохим, особенно, если читать между строк и не навешивать штампы на картину, только из-за того, что она снята в жанре хоррор.

Отражение

shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru

Тема зеркал не даёт покоя авторам триллеров, и тут нечему удивляться - зеркала всегда были предметом средоточия суеверий, фигурировали в байках и городских легендах и участвовали почти во всех возможных ритуалах вроде вызова Пиковой Дамы. Но вот вопрос - кто снял что-нибудь действительно достойное на эту тему?

На ум приходит довольно ловкий "Окулус" , средненький триллер с Сазерлендом "Зеркала" и наши "Пиковые дамы", которые нельзя назвать удачными. Ловкие трюки с зеркалами были в "Хижине в лесу", а недавняя работа Эдгара Райта "Прошлой ночью в Сохо" показала мастер-класс по использованию зеркал, но больше в плане техники.

shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru

К своему удивлению, я не нашел данный фильм ни в одном списке хорроров о зеркалах. Хотя даже в самом описании фигурирует разбитое зеркало. Кажется, этот британский хоррор от режиссера "Сдачи" Шона Эллиса, недавно выпустившего ужастик "Проклятые", навсегда затерялся в 2000-х, среди массы странных фильмов ужасов с размытыми сюжетами.

Определенно, стилистически фильм Эллиса что-то роднит с этой плеядой странных фильмов - в "Отражении" также есть что-то пространное и неуловимое, но всё же в данном случае это подкреплено и неплохим сюжетом. В этом плане фильм похож на "Врага" Вильнева.

shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru

Так же, как и герой Джилленхола из "Врага", героиня данной картины Джина находит своего двойника, но не на пленке - она встречает свою точную копию в реальности, при чём другая Она ездит на её машине и встречается с людьми, которых знает Джина.

До того момента жизнь Джины имела размеренный спокойных ход, и ничего выдающегося в ней не приключалось, за исключением небольшого инцидента - на юбилее отца случайно было разбито огромное зеркало.

shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru

Зеркало становится предметом и другого происшествия - засмотревшись в зеркало заднего вида после встречи двойника, Джина попадает в серьезную аварию. Девушке везёт, и она быстро приходит в себя. Но ей начинает казаться, что всё вокруг стало другим.

Поначалу Джина думает, что изменения в окружающих - это её собственные искажения, связанные с травмой из-за аварии. Но скоро она уже не может игнорировать фактов - Джина уверена, что человек, выдающий себя за Стефана, её парня, чужак и самозванец. Тем временем, и к другим начинают приходить их точные копии...

shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru
shot from "The Broken"/2008/Sean Ellis/kinopoisk.ru

Фильм технически исполнен хорошо, а самобытный темп и атмосфера, отсылающие к ужастикам середины 2000-х сейчас выглядят скорее свежо и оригинально. Медленный темп и длинные планы могут стать помехой при просмотре, но стоит набраться терпения, здесь это к месту. Из недавних фильмов "Отражение" напомнило "Февраль" Перкинса своей размытостью и опять же темпом. Конечно, можно провести параллели с "Двойником", но здесь всё же больше хоррор, чем притча, а вот инди-картину "Они похожи на людей" вправду можно поставить в сравнение.

Мне всегда нравились фильмы, которые неспешно и без особого размаха и спецэффектов демонстрируют запуск процесса разрушения прежнего мира, как например было в недавнем "Пляжном домике", и "Отражение" также отлично отрабатывает этот номер. Загадочный, вязкий, как зеркало в "Матрице", но здесь зеркала не растягиваются и не плавятся. Они жестко и разбиваются и превращаются в холодные осколки закрытых навсегда порталов.