Найти в Дзене

Как в домашних условиях научить ребенка читать

Молодым родителям необходимо понимать, что процесс чтения осваивается не в один момент, подготовка ведется с рождения, т. е. с раннего детства вы читаете детям книги, поете песенки, рассказываете сказки, разговариваете с ребенком, слушаете музыку, играете и т.п.

С чего же начать обучение чтению?

В первую очередь оцените, насколько малыш созрел к обучению.

Вот самые важные факторы, которые указывают на полную готовность ребенка к освоению процесса чтения:

  • нет проблем с произношением (малыш правильно произносит все звуки, без заикания);
  • отсутствуют проблемы со слухом (ребенок не переспрашивает по многу раз; не коверкает простые слова; понимает вас, не глядя вам в лицо);
  • владеет связной речью (хороший словарный запас; умеет строить фразы и предложения, понятно выражать свои мысли не только для родных, которые привыкли понимать друг друга с полуслова, но и для всех окружающих);
  • развит фонематический слух (ребенок легко различает звуки речи; правильно воспроизводит звуки и слоги в нужной последовательности, например, з-с-з-с, ба-ба-па-па; называет первый и последний звук в слове; не путает созвучные слоги жа-за, да-та; по услышанным звукам, произнесенным с интервалом в несколько секунд, понимает это слово, например, с….о…. к = сок);
  • свободно ориентируется в пространстве (ребенок правильно использует понятия «право», «лево», «верх», «низ», «под», «над» и др.)

Вот теперь можете приступать к обучению. Правильно учить читать!

1. Советую вам выбрать традиционную методику обучения чтению.

Сначала ребенок усваивает звуки, затем учится сливать их в слоги, а слоги в слова. Данная методика используется во всех школах, поэтому ребенку не придется переучиваться.

2. Учите звуки, а не названия букв.

Показывая букву Б, называйте ее не [БЭ], а [Б]; М – не [ЭМ], а [М]; С – не [ЭС], а [С] и т. д. Изучая звуки, ребенок без проблем сможет читать слияния (слоги).

4. Установите взаимосвязь между звуком и буквой.

Буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим. Каждая буква, кроме Ь и Ъ знаков, обозначает определенный звук. Слушаем новый звук, проговариваем, а потом смотрим, какой же буквой его записали, чтобы мы могли прочесть его.

5. Конструируйте буквы.

Чтобы лучше запомнить изображения буквы, лепите ее из пластилина, ощупывайте, складывайте из палочек, пуговиц, веревок, обводите, рисуйте, штрихуйте, раскрашивайте, вырезайте. Обращайте внимание на количество элементов и их расположение. (Здесь мы не говорим о письме, т. к. методика обучения письму – это отдельная тема. В данном случае ребёнок запоминает образ буквы).

6. Изучая новый звук, обращайте внимание на артикуляцию.

Подойдите с ребенком к зеркалу и внимательно рассмотрите, в каком положении находятся язык, губы, зубы – органы, которые участвуют при произношении того или иного звука.

Когда изучено несколько звуков, поиграйте в игру «Назови звук». Покажите ребенку артикуляцию без звука, а ребенок пусть угадывает, какой звук вы собирались произнести, после поменяйтесь ролями. Позже пусть ребенок не только называет угаданный звук, но и показывает соответствующую букву на плакате, на кубиках или в книге.

7. При объяснении понятий "гласные и согласные звуки" обращайте внимание на наличие и отсутствие преград при произношении (губы, зубы, язык).

Гласные при произношении не встречают преграды, воздух проходит через рот свободно, т. е. в образовании звука участвует только голос – «глас», отсюда название «гласный». Если в произношении принимают участие губы, зубы, язык, то это согласный звук.

8. Изучив несколько звуков, учите их соединять.

Для этого от буквы к букве рисуем воображаемый мостик. Показываем пальцем на первую букву и произносим звук пока не «пройдем по мосту» до следующей буквы, добравшись до второй буквы, произносим соответствующий звук, например, [а-а-а-а-у-у-у-у], [л-л-л-л-а-а-а-а].

-2

9. На каждом занятии работайте над развитием фонематического слуха.

При изучении определенного звука, учите ребенка:

  • определять на слух наличие или отсутствие звука в слове;
  • определять, где находится звук в слове: в начале, середине или конце;
  • различать гласный и согласный звуки;
  • у согласных звуков определять: звонкий он или глухой, твердый или мягкий.
-3

10. Соблюдайте принцип "от простого к сложному".

11. Важна системность и постоянное повторение изученных букв.

Занятия должны быть систематичными, для 5-6- летнего ребенка примерно 2-3 раза в неделю, по 20-30 минут в день. На одном занятии изучаем только 1 букву. Перед изучением нового материала обязательно повторяем пройденный. Если вы обнаружили, что ребенок что-то плохо усвоил, остановитесь на этом месте, не переходите к новому материалу пока не усвоили пройденный.

Учите читать правильно, и тогда книга станет добрым другом вашему ребенку.