Найти тему
И+Р

Про азбуку Морзе в домашних условиях

Оглавление

Кто-то скажет - современные детки и азбука Морзе это несовместимые понятия! У современных детей большой палец на правой руке действительно большой! Он как у манящего краба достигает гипертрофированных размеров, - не замечали? Присмотритесь!)) Еще бы, если каждый день этим пальцем непрестанно листать картинки и видеосюжеты на телефоне, то каким он должен быть?!

Может попробовать отобрать телефон? Помните, была конфета в СССР "Ну-ка отними!".

Так вот, велика вероятность, что будете как тот пес с высунутым языком на картинке...

Теперь о деле. Никому, конечно, нынче эта азбука ни в одно место не упёрлась. Это мягко говоря. С другой стороны - азбука Морзе всё-таки язык! Знание морзянки приоткрывает путь в эфир, позволяет услышать там то, чего вы до этого никогда не слышали! Вот, например, одно дело побывать в Милане туристом, не знающим языка, и совсем другое - со знанием! На улицах, в шумных тратториях по-новому открывается северная столица Италии. Настроившись "на местную волну" вы погружаетесь в захватывающую атмосферу их цивилизации! То же самое радиоэфир! Это тоже общение, в том числе и с помощью азбуки Морзе. Вслушиваясь в "трели" с удивлением узнаёте, что люди передают друг другу кучу информации! Понимание происходящего расширяет ваше знание о мире - становится интересно! Атмосфера радиоэфира не менее привлекательна, чем ночные улочки иного южного города, - погрузиться в неё увлекательнейшее занятие!

Идем далее. Дополнительный язык так или иначе расширяет кругозор, улучшает когнитивные способности человека, повышает самооценку, здоровье, в конце концов! В общем "топить" по ушам за морзянку я здесь больше не стану, а расскажу как получилось у меня.

Первое. Ищем "носителя языка", т.е. человека знающего азбуку Морзе (в данном случае это был я), у которого есть телеграфный ключ с выходом на динамик. Например такой.

Схема и прошивки ключа здесь. Очевидно, что ключ может быть любым, в том числе и "коромыслом".

Второе, необходимо иметь смартфон с Вайбером, Ватсапом, Телеграммом, а можно и просто телефон у обучающегося и обучающего. Сейчас есть дети, у которых нет смартфона?

Дальше все просто. По Ватсапу (например) звоним обучаемому. Телефон с установившемся соединением лежит неподалеку от динамика ключа.

Схема соединения
Схема соединения

Корреспондент принимает на свой телефон. Учим первую группу букв. Потом закрепляем пройденное, сообщаем напевы новых символов. Обучаемый принимают сигналы и сразу записывает группы на телефон в сообщение Ватсапа (можно в тетрадь, потом фото выслать с текстом). По окончании теста сообщение (или фото) отправляется для проверки. Я проверяю, вижу какие буквы усваиваются хорошо, а какие требуют повторения. Иногда (редко) Ватсап тупит, пропускает символы, - относим это все к реальностям радиоэфира.

Очень важно! Обучаемому сообщается только напев символа, никаких точек и тире!

Напевами пользовался армейскими, из конца семидесятых.
Напевы (х, вспомнил позже - хатагорит)
Напевы (х, вспомнил позже - хатагорит)

Существуют специальное методики подбора символов для лучшего их усвоения. Т.е., что полезнее изучить вначале, что позже. Я брал наобум, что в голову приходило. Единственное старался, чтобы напевы разнились. За первое занятие, например, изучили "А","Б","О","С". На следующем занятии повторяли старые символы и добавлялась пара новых. Иногда повторяли только старые. Занятия через день-два. Через полтора месяца парень на той стороне соединения по Ватсапу уверенно принимал все символы на скорости 80-100 символов в минуту.

Важно также, чтобы занятие не превышало 15-20 минут! Современное клиповое сознание детей и подростков на большее (как правило) не способно! Голова автоматически отключается и мало того, что ничего в неё уже не вставишь, можно что и имелось потерять вместе с интересом к происходящему...

Чтобы сгенерировать нужные группы пользовался экселем (ген. случайных чисел из выбранной последовательности + группируем в строке группы функцией СЦЕПИТЬ). Сначала было четыре буквы АБОС, потом добавлялись в таблицу новые и генерировались группы.

Получившиеся группы редактировал вручную. Уменьшал количество хорошо принимаемых букв и увеличивал количество проблемных. Также правил некоторые "некрасивые" группы, например, с четырьмя одинаковыми символами. И т.п.

Резюмируем.

Морзянку нынче не знает подавляющее число радиолюбителей. Ребята, не обделяйте себя! Впрягайтесь, подтягивайтесь, сами изучайте и учите други,х и будет вам от этого счастье!) Подростки и дети схватывают всё на лету, мучиться долго не придётся! Проверено! Подключаем "шпионские" аспекты, возможность переговариваться "кодами" и прочие пацанские "заманухи" - все проходит, реал побеждает виртуальность!

Можно изучить морзянку с помощью программы, или он-лайн в интернете самому. Взрослому, наверное, это под силу, но говорю - очень маленькая вероятность, что получится! Подрастающему же поколению обязательно нужен наставник, который не давал бы отлынивать, следил на усвоением материала, поддерживал в трудные минуты и хвалил, когда что-то получается (важный момент!).

Описанная методика очевидна и прозрачна, никакого новаторства здесь нет. Тем не менее, наставник может находиться в любом городе и преподавать предмет заочно, несмотря на расстояния! Иной неработающий пенсионер может набрать группу желающих по стране и обучить!

73!

Удачи, здоровья, благополучия, дальних и интересных связей на КВ!