Найти в Дзене

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Сенсорное развитие является фундаментом познавательного развития ребенка, что является неотъемлемой частью для успешного обучения в детском саду и школе. Наибольшее значение сенсорное развитие приобретает именно в дошкольном возрасте. Так как, наступает сензетивный период для развития органов чувств. Интерес к окружающей действительности формируется с восприятия предметов и явлений. Но, из-за нарушений зрительных функций показатели зрительного восприятия снижаются. Специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения заключается в необходимости развивать все виды чувствительности. Для успешного сенсорного развития ребенка необходима систематическая нагрузка на органы чувств. Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения рассматривали такие ученые как Л.И Плаксина; Л.В Рудакова; Л.И Солнцева и другие. Дети с нарушением зрения испытывают недост

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Сенсорное развитие является фундаментом познавательного развития ребенка, что является неотъемлемой частью для успешного обучения в детском саду и школе.

Наибольшее значение сенсорное развитие приобретает именно в дошкольном возрасте. Так как, наступает сензетивный период для развития органов чувств.

Интерес к окружающей действительности формируется с восприятия предметов и явлений. Но, из-за нарушений зрительных функций показатели зрительного восприятия снижаются. Специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения заключается в необходимости развивать все виды чувствительности. Для успешного сенсорного развития ребенка необходима систематическая нагрузка на органы чувств.

Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения рассматривали такие ученые как Л.И Плаксина; Л.В Рудакова; Л.И Солнцева и другие. Дети с нарушением зрения испытывают недостаток в зрительной среде, что тормозит развитие сенсорного восприятия. Недостаточность зрительного опыта, фрагментарные представления об окружающей действительности ведет к трудностям восприятия цвета, формы, величины и других сенсорных эталонов. Необходима целенаправленная коррекционная помощь.

По мнению Л.А Венгер, творческая деятельность позволяет максимально точно смоделировать свойства предметов окружающей действительности. На всех этапах работы необходимо учить ребенка поэтапному обследованию предмета, формировать умение анализировать и выделять основные признаки предмета, его свойства.

Для конкретизации зрительного образа предмета необходимо поддерживать взаимосвязь всех видов творческой деятельности. Данная связь позволяет утонять и закреплять детали изображаемого предмета. Так, дети с нарушением зрения на занятиях лепкой познают видоизменения в положении тел и позы фигур; на занятиях по аппликации силуэтные изображения, составление изображения из частей помогают ребенку в планировании рисования, облегчают ориентировку на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с патологией зрения.

На протяжении всего процесса обучения необходимо конкретизировать и обобщать представления детей, формировать новые способы обследования предметов, закреплять сенсорные эталоны.

В процессе творческой активности, ребенок, опираясь на сохранные анализаторы обогащает сенсорный опыт за счет использования различных материалов. Ребенок с нарушением зрения учится выбирать наиболее подходящий по замыслу материал, знакомится со свойствами материала.

В процессе рисования детям с нарушением зрения необходимо предлагать трафареты, так как именно благодаря трафаретам происходит формирование двигательной памяти при изображении формы и величины предметов.

Конечной целью является закрепление сенсорных эталонов, формирование умения самостоятельного выделения свойств предметов окружающей действительности и использование сохранных анализаторов при решении познавательных задач.