Россия подвергается санкциям со стороны множества стран. На данный момент количество санкций больше, чем у какой-либо другой страны. Большинство из этих санкций имеют экономический характер, что вынуждает зарубежные бренды уйти из России, поскольку санкции создают не самую благоприятную почву для них.
Но для местных предпринимателей образовавшаяся ситуация идёт только на пользу, поскольку они могут занять своим продуктом освободившееся место на рынке. Именно такой переломный момент в бизнесе мы сейчас и будем наблюдать.
Что будет с бизнесом в России
Сфера бизнеса сейчас кардинально меняется. Бизнес, который еле-еле сводил концы с концами, обречён потерпеть провал. В такой ситуации уже не получится искать хорошую бизнес-стратегию для развития — нужна работающая! Именно на такой почве окрепнут те, кто выстоят и кто сможет запустить свою компанию с нуля, создавая уже сейчас новый товарный знак.
Каков путь для зарубежных компаний? С российского рынка уже ушли десятки крупных игроков самых разнообразных сфер деятельности: от фастфуда до строительных материалов, от одежды до автомобилей и многие другие. Michelin, Bosch, Bayer, Pfizer, ASUS, Colgate, Palmolive, Motorola, Vans, Airbus, Yamaha, Ericsson, Dell, Apple, HP, Spotify, Herbalife Nutrition, eBay, Sony Pictures, Ситимобил, Nissan, Cisco Systems и десятки других крупных компаний прекратили деятельность различными способами — приостановили работу, прекратили поставки, инвестиции, приостановили продажи, производство, действия лицензий. Кто не уходит — ищет способ остаться: бизнес продолжают вести дочерние бренды, созданные с привязкой к России, другие компании, у которых таких брендов не было, создают их сейчас. А всё потому, что если уйти сейчас, забрав с собой своё предложение, то спрос на это предложение будет удовлетворён предложением конкурента или новой компанией, идентичной ушедшей.
Развитие бизнеса в ситуации санкций
С самого начала марта мы наблюдаем рост регистрации новых товарных знаков, ИП и ООО. Бизнес занимает все возможные освободившиеся пространства: торговые площадки, маркетплейсы и другое. Появляются новые лёгкие промышленности, производство мебели, рестораны, кафе, фастфуды. На месте ещё не закрытого Макдональдса уже планируют открывать местные аналоги: об этом говорят в правительстве и это уже делает быстрый малый бизнес. Мы видим десятки новых брендов: Макдак и прочие созвучные, использующие сходство с гигантом фастфуд-индустрии.
В околокризисной ситуации в России спрос на широкое потребление упал по разным подсчётам на 15-20% — это большие цифры для 150-миллионного государства. Но вот предложение упало куда больше — число варьируется в промежутке от 30 до 50%. Это значит, что на рынке в различных сферах потребления образовывается вакуум: спрос не может найти подходящее его интересам предложение. Этот вакуум обязательно заполнится местным производителем или зарубежными конкурентами, который останутся на рынке.
Большинство ушедших компаний занимались торговлей различных товаров: электроника, бытовая техника, одежда, аксессуары, лекарства, шоколад и многое другое. Новый малый бизнес, который начнёт реализовывать тоже самое, выиграет. И делать наиболее удобно это будет именно на маркетплейсах.
Золотоносный 2022-й год для маркетплейсов
Руководитель отдела аналитики компании WBSELL Никита Палехов прогнозирует рост маркетплейсов в ближайшие 2-3 месяца на 30%, а до конца года — в 2 раза от показателей начала года. Основные площадки, которые будут развиваться, те же, что и были ранее на слуху: Lamoda, Market, Ozon и, конечно же, Wildberries. Наиболее крупный рост ожидается именно на последний маркетплейс, как более крупный и быстроразвивающийся. Также по прогнозам ожидается появление в ближайшие 8-10 месяцев на российском рынке до 4 новых крупных маркетплейса.
Рост маркетплейсов в период турбулентности на рынке не удивителен. На самом деле для многих именно покупки онлайн являются более комфортными и приятными в различных кризисных ситуациях. Например, одним из главных крупных подъёмов Wildberries был 2020-й год, когда люди всех стран сидели по домам, прячась от коронавируса, и делали покупки, в том числе продуктов, средств гигиены и прочего, на маркетплейсах. Тогда же и появился спрос на доставки прям до двери. Текущая ситуация повлияет на маркетплейсы по-другому: там появятся множество новых продавцов, которые удовлетворят своим предложением спрос на товары ушедших брендов.
Ужесточение политики маркетплейсов к новым продавцам
Сейчас уже виден большой рост новых продавцов на маркетплейсах: это либо те, кто по каким-то причинам ушёл из офлайн в онлайн сферу (стало невыгодно, исчезли надёжные зарубежные поставщики и прочее), либо новые продавцы, которые решили занять место ушедших компаний. Кажется, что для маркетплейсов это будет большой победой, но в то же время это может привести к большому провалу. Если маркетплейсы никак не отреагируют на приток новых продавцов, они в долгосрочной перспективе могут проиграть конкурентную борьбу. Тут дело в том, что для среди новых продавцов могут появится, во-первых, мошенники, во-вторых, недобросовестные продавцы, ведущие торговлю незаконно, паразитически, обманывая покупателей, продавая некачественный товар. Чтобы не проиграть репутационную борьбу в глазах покупателя другим площадкам и дать ему достойный товар, маркетплейсы усложняют вход для новых продавцов.
Основные требования для более комфортного входа на маркетплейсы — это реальный отзывы клиентов о ваших товарах и зарегистрированный товарный знак. Войти на площадки можно и без соответствия требования, но негласные алгоритмы не дадут вам комфортно развиваться. Площадки продвигают, дают больше показов и хороших клиентов больше тем продавцов, у которых есть отзывы и товарный знак, то есть те, в которых они сами уверены.
Почему важно начать бизнес на маркетплейсах сегодня
Можно выделить несколько причин, почему важно именно сейчас начать бизнес на маркетплейсах:
- Если не начать бизнес сейчас, то уже через пару месяцев рынок будет перенасыщен. Вам будет тяжелее начать через несколько месяцев. Спрос всегда нужно удовлетворять, клиент не будет ждать месяцами, пока вы придёте: он либо такой же товар, либо его аналог у конкурента.
- Рост пошлин от Роспатента. В ближайшее время Роспатент планирует поднимать пошлины на регистрацию товарных знак и патентов. Рост пошлин стимулируется и ростом цен, и падением рубля, и высоким спросом на регистрацию, и большой нагрузкой на систему регистрации. Рост пошлин обсуждался и в декабре 2021-го года, но тогда вопрос перенесли на 2-й квартал 2022-го года. Сейчас уже увеличение размера пошлин неизбежно. По данным, рост будет на 30-80%.
- Упущенная выгода. Сделать позже, значит, потерять прибыль от клиентов, который уже сейчас хотят покупать, и потерять деньги, поскольку через пару месяцев придётся платить больше за регистрацию знака.
Для вас товарный знак это всегда плюс: он поднимает бренд в цене, повышает лояльность и узнаваемость среди покупателей, делает ведение бизнеса более законным, не даёт конкурентам нажиться на популярности вашего бренда и защищает от нечестной конкуренции.
О других причинах регистрации товарного знака для маркетплейса вы можете почитать в нашей статье: Стоит ли в начале торговли на Wildberries зарегистрировать товарный знак: преимущества и ошибки.
Как выгодно получить товарный знак и быстро начать торговать
Для того, чтобы торговать, не нужно ждать полгода после подачи заявки выдачи свидетельства. Через 2 дня после подачи заявки Роспатент выдаёт приоритетную справку, которая подтверждает, что вы регистрируете этот знак. Данная справка позволяет вам законно торговать, регистрироваться на маркетплейсах, демонстрировать её, как подтверждение права на знак.
Вы можете зарегистрировать товарный знак в нашем патентном бюро Лабарум. Для того, чтобы оставить заявку, перейдите по ссылке. Оставьте свои контакты, и мы вам перезвоним. Или получите расчёт на сайте онлайн.
Оставив заявку сейчас, мы сможем быстро подготовить все нужные документы и отправить заявку в Роспатент, пока пошлины не поднялись. Подав заявку, мы закрепим за вами текущий размер пошлин: они для вас уже не вырастут.
Сейчас для помощи начинающим предпринимателям мы практикуем оплату поэтапно: вы оплачиваете часть сразу, а остальная оплата после подачи заявки. Такой вариант наиболее удобен для тех, кто хочет получить уверенность в регистрации и не готов платить большую сумму сразу.
Вы можете почитать ещё одну нашу статью, если вам интересно, как мы разрабатываем дизайны знаков: Как создаётся дизайн товарного знака, который не отклоняет Роспатент.