Найти в Дзене

Дело времени: Mc'Donald's окончательно уходят с рынка. Что дальше?

Оглавление

Продолжение нашей бургерной саги: 16 мая Mc’Donald’s. объявил об окончательном уходе с Российского рынка и продаже бизнеса после 30 лет работы в России. Компания намерена инициировать процесс, влекущий за собой прекращение использования названия, логотипа, брендинга и меню Мака.

«Это сложный вопрос, который не имеет прецедентов, а также имеет серьезные последствия», — написал исполнительный директор McDonald's, Крис Кемпчински в сообщении франшизам, о котором сообщили The New York Times.

Продаем с молотка

Россияне прощаются с любимой сетью с размахом: на Ленинградском вокзале в Москве, к примеру, люди по часу стоят в очереди, чтобы получить свою картошку фри и Биг Мак.

Пока одна часть покупает, другая – продает. Аукцион стаканчиков и целых (и не очень) булок из McDonald’s на Avito, начатый два месяца назад, дополнился новыми лотами: к примеру, за монету «30 лет дружбы» от Мака можно отдать 866 тысяч рублей. Продолжают появляться и уже знакомые нам пакеты McDonald’s – приобрести их можно по скромной цене в 5 000 рублей.

-2

Кому это выгодно?

А люди, тем временем, грустят – и заказывают фастфуд. Yota совсем недавно провела исследования, результаты которого показали, что в период с января по апрель Россияне в 19 раз чаще заходили в приложения с «быстрой», нежели со здоровой едой. К слову, за аналогичный период в рейтинге фастфуд-приложений Мак потерял более 25% в доле пользователей. А вот Burger King – наоборот: сеть прибавила 12% и вышла на первое место в топе.

Для McDonald’s, уход из России – это очень и очень значительные потери. Настолько значительные, что по предварительным данным речь идет об активах (в основном неденежных) на сумму в 1.2-1.4 миллиарда долларов.

Хорошая новость для работников и им сочувствующих: исходя из сообщения, работники  заведений продолжат получать зарплату до самого завершения сделки, а после смогут устроиться к новому работодателю.

-3

Кто заказывает музыку?

Стоит ли говорить, что практически сразу после объявления продажи, в интернете начала всплывать первая информация о том, кто же выступит покупателем российского Мака.

Теоретически компанию могут продать одному из крупных российских партнеров-франчайзи. «Известия» подтверждают: исходя из информации, полученной от источника, близкого к компании, McDonald’s достигла договоренностей о продаже бизнеса с одним из партнеров, который продолжит деятельность на территории России – но уже под новым брендом.

В интернете можно найти и другие мнения на этот счет. Так, новым владельцем Мака в России может стать одна из Турецких сетей быстрого питания (Chitir Chiken, выходи, мы тебя узнали). А исполнительный директор Руспродсоюза, Дмитрий Востриков,  считает, что заведения под брендом Мака могут перейти к другим брендам, известным в России – к примеру, KFC или Burger King. Оба бренда являются тяжеловесами на Российском рынке – и после возможного поглощения уровень их представленности в городах сильно возрастет.

-4

Менять или не менять – вот в чем вопрос

А что с точками, работающими по франшизе? Смогут ли они оставить себе оригинальное название? Если договор коммерческой концессии, который заключен у Мака с партнерами, не предполагает одностороннего отзыва названия, то франчайзи на вполне законных основаниях смогут работать под брендом McDonald’s без изменений. И для партнеров это будет выгодно: как показывает практика, открытые заведения сейчас очень неплохо зарабатывают, судя по очередям.

Новому владельцу (кем бы он ни был), скорее всего, придется договариваться с франчайзи на добровольное изменение названия. А для этого партнеру надо предложить выгодные условия. Попытка решить вопрос в суде, скорее всего, обернется провалом для McDonald's: в нынешней ситуации российские суды с вероятностью в 99% встанут на сторону франчайзи.

-5

А что, если…

Обойдем стороной прогнозы и просто выскажем мнение: вариант, при котором покупателем выступит одна из партнерских компаний или один из партнеров-франчайзи, кажется нам более реальным. Это позволит не только сохранить все рабочие места для сотрудников, но и не растерять уникальные технологии и прочие активы компании.

На самом деле, покупателем может стать кто угодно. Вывеску можно поменять, а названия бургеров – изменить. Главный вопрос заключается в том, сможет ли новый владелец использовать оборудование, которое использовалось ранее? Или готовить по тем же рецептурам и стандартам приготовления?

McDonald’s – это история не только про товарный знак (в нашем прошлом материале мы разбирали, что же делает Мак таким особенным). Если смена затронет только вывеску, а работа продолжится по тем же стандартам – это одно. Но если в уравнении заменить хотя бы одну переменную, то на выходе мы получим уже совсем другой продукт. Переход работы под партнерскую компанию – это, наверное, самый построй способ сохранить Мак в том виде (и вкусе), в котором мы привыкли его видеть.

#ПиццаФабрика #общепит #макдональдс #ресторанный бизнес