Найти в Дзене
Бабулиta

Хюррем Султан как первая хасеки Османской империи. Часть первая

В период с шестнадцатого по семнадцатый век в Османской империи произошли изменения в политической динамике, поскольку женщины начали влиять на решения султанского двора. 1534–1683 годы известны как «Султанат женщин», поскольку женщины в Османской династии, начиная с Хюррем Султан (ум. 1558) и заканчивая Гюльнуш Султан (ум. 1715), оказывали политическое влияние через свое отношение к султану, будучи его любимой наложницей или женой ( хасеки ) или королевой-матерью ( валидэ ). Как было принято в османской культуре, хасеки, валиде и другие женщины оставались в своей резиденции гарема, физически изолированными от султанского двора и общества. Однако феминистская наука справедливо утверждает, что это физическое уединение не мешало им пользоваться властью. Они все еще могли создавать сети власти, чтобы утвердить свое влияние на султанский двора и султана. В книге Рене Ланглуа « Сравнение французского регента и османского валиде-султана » (2018) подчеркивается положение валиде и их роль

В период с шестнадцатого по семнадцатый век в Османской империи произошли изменения в политической динамике, поскольку женщины начали влиять на решения султанского двора. 1534–1683 годы известны как «Султанат женщин», поскольку женщины в Османской династии, начиная с Хюррем Султан (ум. 1558) и заканчивая Гюльнуш Султан (ум. 1715), оказывали политическое влияние через свое отношение к султану, будучи его любимой наложницей или женой ( хасеки ) или королевой-матерью ( валидэ ).

Как было принято в османской культуре, хасеки, валиде и другие женщины оставались в своей резиденции гарема, физически изолированными от султанского двора и общества. Однако феминистская наука справедливо утверждает, что это физическое уединение не мешало им пользоваться властью. Они все еще могли создавать сети власти, чтобы утвердить свое влияние на султанский двора и султана.

В книге Рене Ланглуа « Сравнение французского регента и османского валиде-султана » (2018) подчеркивается положение валиде и их роль в управлении империей в отсутствие султана. В книге Лесли Пирс « Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи » (1993) эпоха «Султаната женщин» исследуется со свежим взглядом, уделяя особое внимание Хюррем.

Как первая хасеки империи, Хюррем положила начало эпохе, когда женщины изменили политическую динамику султанского двора более чем на сто лет. В этом кратком обзоре ее жизни я покажу, что роль Хюррем как хасеки позволила ей иметь значительное влияние на империю и султана, что в конечном итоге позволило последующим женщинам осуществлять политическую власть.

Хюррем Султан (1502–1558), также известная в Европе как Роксолана, была русской пленницей, доставленной в Стамбул, чтобы стать наложницей султана Сулеймана (годы правления 1520–1566). Она быстро поднялась по служебной лестнице в султанском доме, и Сулейман изменил правила гарема, женившись на ней (1534 г.) и позволив ей и их сыну остаться в столице, а не в провинции, как это было принято.

Посол, присутствовавший в Стамбуле, отметил, что их свадьба была «чрезвычайным событием, абсолютно беспрецедентным в истории султанов». Брак Хюррем с Сулейманом и рождение пятерых сыновей обеспечили ей роль первой хасеки в османской истории. Ее сильная связь и близость с Сулейманом дали ей доступ к власти, которой ранее не пользовалась ни одна другая женщина.

Хюррем использовала свою политическую власть при императорском дворе, чтобы отстаивать смену великого визиря на своего зятя и, в свою очередь, чтобы получить большее влияние. Хюррем выдала замуж свою дочь Михримах (ум. 1578) за Рустема (ум. 1561), который был губернатором Диярбекира.

Благодаря Хюррем он стал великим визирем Сулеймана (1544–1553 и 1555–1561), а его предшественник, Хадим Сулейман-паша, был казнен (1544). В то время как Рустем извлек выгоду из отношений Михримах и Хюррем с Сулейманом, поскольку он стал визирем при султанском дворе, Хюррем смогла использовать этот брак для создания союза с Рустемом, получая постоянный доступ к информации об империи, и возможность утвердить свое влияние на весь императорский двор.

Посол Навагеро (ум. 1565) прокомментировал, что «никогда в истории османского дома не было дамы, которая обладала бы большей властью», подчеркнув политическую власть Хюррем.

#хюррем #османская династия #хюррем султан