Найти в Дзене
Андрей Сабанин

Le Chat Noir или Кабаре "Черная кошка" викторианской эпохи

Le Chat Noir или "Черная кошка" было первым кабаре в современном смысле этого слова. Его основал неудачливый художник по имени Луи Родольф Салис, родившийся в 1851 году, через год после смерти знаменитого воскового скульптора мадам Тюссо. Его отец был виноторговцем в Шательро и хотел, чтобы его сын стал торговцем, но Салис хотел стать художником. После неудач в выбранной профессии он начал размышлять о максимах своего отца и решил, что ему необходимо объединить искусство и алкогольные напитки, создав идею современного кабаре. По замыслу Салиса, посетители должны были сидеть за столиками среди клубов табачного дыма и пить кружки баварского пива. В то же время посетители могли бы наслаждаться различными сценическими номерами, которые представлял бы церемониймейстер, который также общался бы с публикой. Таким образом, Салис открыл Le Chat Noir в 1881 году. Предположительно, кабаре получило название Le Chat Noir одним из двух способов. По одной версии, его название произошло от обнаружени

Le Chat Noir или "Черная кошка" было первым кабаре в современном смысле этого слова. Его основал неудачливый художник по имени Луи Родольф Салис, родившийся в 1851 году, через год после смерти знаменитого воскового скульптора мадам Тюссо. Его отец был виноторговцем в Шательро и хотел, чтобы его сын стал торговцем, но Салис хотел стать художником. После неудач в выбранной профессии он начал размышлять о максимах своего отца и решил, что ему необходимо объединить искусство и алкогольные напитки, создав идею современного кабаре.

По замыслу Салиса, посетители должны были сидеть за столиками среди клубов табачного дыма и пить кружки баварского пива. В то же время посетители могли бы наслаждаться различными сценическими номерами, которые представлял бы церемониймейстер, который также общался бы с публикой. Таким образом, Салис открыл Le Chat Noir в 1881 году.

Предположительно, кабаре получило название Le Chat Noir одним из двух способов. По одной версии, его название произошло от обнаружения мертвой крысы под диваном. По второй версии, оно было названо в честь картины, которая появилась на одной из выставок в Париже и была куплена или подарена трактиру художником. Картина была описана следующим образом:

"Черная кошка изображена стоящей на плече женщины, чья белая кожа и корсаж широко представлены".

Так или иначе, Le Chat Noir открылся в ноябре 1881 года в двухкомнатном здании, расположенном на бульваре Рошешуар, 84. Первая комната была больше второй, и именно в нее допускалась широкая публика. Вторая комната называлась "L'Institut" и предназначалась для встреч артистов перед выступлением или чтением своих произведений.

Интерьер Le Chat Noir был таким же ущербным, как и вино, которое здесь подавали. Стиль был описан как смесь рококо и простонародья. Внутри он выглядел как старый магазин диковинок, и друзья Салиса вскоре оклеили его стены своими лучшими произведениями искусства. В помещении также было встроенное освещение, которое проникало через витражи, и Салис оформил его в стиле Людовика XVIII, как описано выше:

"Гобелены, панно, столы, стулья, кресла и гигантский камин, украшенный по всему периметру керамическими кошками". Что касается кошек, то их можно было встретить повсюду, живых и нарисованных. На указателе у входа вас встречала кошка. Пробираясь между столиками, вы спотыкались о кошек, а сама великая Chat Noir стояла у камина, таинственная и безмятежная, как египетская богиня Сохит".

Другое описание Le Chat Noir гласило:

"[Он] был обставлен настоящим старинным деревом, старыми гобеленами, старым фаянсом и старым оружием; камин представлял собой огромный открытый дымоход, с традиционной цепью и подвешенным к ней горшком; на потолке была закреплена огромная "слава", купленная в отеле Друо на распродаже старых церковных принадлежностей, а в центре славы была помещена голова черной кошки; Окна были витражными и украшены эмблемой кошки, а качающийся цинковый знак у двери изображал черную кошку, стоящую с горной спиной и извилистым хвостом на астрономической абстракции - полумесяце. "

Идея Салиса заключалась в том, чтобы обслуживать художников и поэтов. Поэтому с самого начала здесь был швейцарский охранник, одетый в золото с головы до ног, чтобы встречать желанных гостей и отпугивать нежеланных. Официанты также были одеты как обычные академики. Кроме того, атмосферу заведения дополнял Салис. Его описывали как высокого роста, с короткими рыжеватыми волосами и острой рыжей бородой. У него были холодные серо-голубые глаза, он говорил свободно, постоянно и громко. Он также общался со своими посетителями и всегда имел что сказать, "отвечая вежливостью на комплименты и пожимая руки при расставании со всеми".

Отчасти успех Le Chat Noir можно отнести на счет журнала, носившего то же название. Это был журнал юмористических иллюстраций, включавший работы клиентов Le Chat Noir, таких как Willette, Caran D'Ache, Steinlen, Uzès, Henri Somm и так далее. Предполагалось, что его собирали за столом за завтраком, а в редакционный день, как сообщалось, младшие сотрудники ежедневной прессы заглядывали в гости. Кроме того, утверждалось, что самым серьезным человеком, присутствовавшим на встрече, была собака.

Le Chat Noir вскоре перерос помещение на бульваре Рошешуар, 84. 10 июня 1885 года Салис перевел свой Le Chat Noir в новое помещение, расположенное на улице Виктор-Массе, 12, которая ранее называлась улицей Лаваль. На втором месте вход был эффектно украшен "статуей Венеры работы Гудона, сияющей под электрическим светом среди пальм". Зал на первом этаже был назван "Le Salle des Gardes", а второй зал, как и прежде, "L'Institut". Одно из изменений заключалось в том, что официанты больше не были одеты как академики. Однако, как и прежде, стены интерьера были расписаны различными художниками:

Стейнлен с толпой кошек, резвящихся под луной; Дега с его изображением балерин, кружащихся в газовых бликах, и Марселин Десбутен, чей превосходный "Человек с саблей" не так давно выставлялся".

Во втором месте сцена помогла создать успех кабаре. Здесь ставились пьесы, а между ними исполнялись песни. Один человек отметил, что атмосфера была "своеобразной", но он также написал, что в ней "так маняще смешались фантазия и искусство, [что она обладает] особым очарованием". Более того, многие из тех, кто помогал Салису в популяризации Le Chat Noir, приобрели хорошую репутацию в живописи, поэзии или пении. Среди меценатов были такие люди, как Альфонс Доде (писатель), Жан-Поль Лорен (художник и скульптор), Жан-Жак Аннер (художник), Жюль Лемэтр (критик и драматург), Жорж Клерен (художник и иллюстратор) и Эмиль Золя (писатель и драматург).

Несмотря на успех "Le Chat Noir" и репутацию, которой он наделил некоторых своих покровителей, Салис якобы остался прежним человеком.

"Неустанный и успешный последователь максимы, которую он сделал своей собственной, а именно, что единственный способ для художников заработать деньги - это относиться к искусству как к ремеслу, как и к другим ремеслам. Именно таким образом вы можете до сих пор видеть, как ... [Салис], с той величественной и продуманной манерой, которая ему так идет, завершает одну из своих эксцентричных речей о Монмартэ, столице Парижа, или о l'art chat noiresque, неизменной фразой: "Милорды, пришло время уважающим себя джентльменам попросить свежую порцию пива"".

Источник https://www.geriwalton.com/le-chat-noir-or-the-black-cat/