Казалось бы, как можем повлиять мы, маленькие покупатели, на гигантов-производителей? Что мы можем сделать, чтобы компании вроде Coca Cola или H&M начали вести свой бизнес с заботой об окружающей среде? Ответ прост: голосовать рублем. Мы можем менять наши покупательские привычки - уходить от неэкологичных продуктов и выбирать более ответственные бренды. Тем самым мы меняем структуру спроса и заставляем производителей прислушиваться к каждому из нас.
Людям больше не нужно изобилие, им нужна устойчивость и уверенность в «чистом будущем». Это показывает на своем примере поколение “зумеров” (рожденные после 2000 года): согласно исследованию Deloitte, уже сейчас 50% из них сократили количество покупок. Именно это поколение будет формировать спрос уже в ближайшие 5 лет. А значит, и предложение.
Есть и другие положительные сдвиги: каждый третий покупатель отказывается от покупки бренда или продукта, если он не соответствует этическим и экологическим нормам. Более половины покупателей сокращают потребление товаров в одноразовой пластиковой упаковке.
Все это отражается на поведении производителей: они меняют свои продукты, способы их производства и общую стратегию в отношении экологии. А как это работает на практике?
H&M и переработка одежды
Бренд H&M решил внедрить экоинициативу — в любой магазин масс-маркета можно было принести вещи. В компании обещали, что все они отправятся на переработку на высокотехнологичные предприятия в Германии. Журналистка Елена Володина в 2020 году провела независимое расследование этой истории. Она выяснила, что вещи отправляются в Подмосковье на перепродажу в секонд-хенды. Неподходящие — просто выбрасывают. В компании сослались на недобросовестного подрядчика. Это вызвало большой резонанс. В 2021 году H&M исправил ситуацию: поменял подрядчика на российскую компанию и пообещал проверять всю цепочку сбора и переработки. Сейчас вещи их H&M сортируют на несколько категорий: продают в секон-хенды, перерабатывают в ветошь или регенерированное волокно.
12storeez и норковые шубы
В 2019 году российский бренд одежды 12storeez выставил в социальных сетях свой новый продукт — норковую шубу. Вместо покупки, пользователи обрушили шквал негативных отзывов на марку. Главная претензия — использование натурального меха. Пользователи выставляли публикации с хештегом #нет12storeez. К кампании подключились известные блогеры. В январе 2020 года бренд ответил своим подписчикам: модель сняли с производства, а компания полностью отказалась от использования натурального меха.
Burberry и жженный мех
Четыре года назад британский дом моды Burberry оказался в центре скандала. По годовому отчёту выяснилось, что бренд сжёг огромное количество нереализованного товара из кожи и меха. Люди сочли этот шаг — жестоким и негуманным. После скандала британская марка прислушалась к голосам пользователей и полностью отказалась от использования меха в новых коллекциях.
Каждый из нас — потребитель, который в итоге может поменять стратегию целого бизнеса, глобальную картину мира и развитие темы экологии. Каждый из нас голосует рублём. Важно отдавать свой голос правильно.
#экология #массмаркет #переработка