Каждый, кто начинает работать с цветами в православном храме, сталкивается с практически полным отсутствием четких указаний в этой области. Пожалуй, единственным исключением является выбор цвета для флористического оформления богослужений. Цвет в храме это не просто средство выражения художественного замысла, он несет в себе глубокий смысл, духовное значение празднуемых святых и священных событий.
Для того, чтобы правильно определить общую колористику оформления, необходимо знать какой именно цвет присвоен тому или иному празднику. Ориентиром служит цвет облачений духовенства. Основная гамма включает девять ключевых цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и черный.
Самым важным праздникам и священным событиям, разделенным на шесть групп, присвоены следующие цвета:
– группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений – белый, желтый (золотой);
– группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений – голубой, иногда белый;
– группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений – фиолетовый, темно красный;
– группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений – красный;
– группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений – зеленый;
– день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков;
– в период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На его первой седмице и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой;
– отпевания, как правило, совершаются в белых облачениях.
Таким образом, можно увидеть, что цвета богослужебных облачений включают в себя белый цвет, символизирующий нетварный Божий свет, все цвета солнечного спектра, из которых состоит белый, и черный цвет, как отсутствие света (символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты).
Общие богословские толкования символики цвета в православном храме очень подробно и интересно изложены в издании «Настольная книга священнослужителя» (том IV «Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства», глава 5. «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов»).
Как нам флористам может помочь эта информация? Выбирая цветовое решение для оформления мы можем ориентироваться на установленные традиции. Если празднику усвоен цвет белый, то и мы должны использовать преимущественно белые цветы, если красный, то красные, если желтый, то основной цвет в украшениях должен быть желтым. Но что значит основной? Это вовсе не говорит о том, что только один определенный цвет может быть использован в украшении. Он, безусловно, должен превалировать, но никто не запрещает вам подчеркнуть его вспомогательными оттенками.
Иногда эти оттенки могут составлять "аналогичное" сочетание. Когда используются 3-5 оттенков, располагающихся рядом друг с другом в цветовом круге. Вызывает спокойное, располагающее ощущение.
Красиво смотрятся варианты комплиментарных (дополнительных, контрастных) сочетаний - тех, которые находятся друг напротив друга в цветовом круге. Выглядят достаточно активно, живо, иногда даже резко. Но любой контраст можно смягчить, если взять несколько оттенков каждого цвета, меняющихся по степени насыщенности.
Есть еще масса всевозможных гармоничных сочетаний. Главное помнить о пропорциях цвета в композициях. Основного цвета должно быть больше (вспоминаем "золоте сечение"). Крайне интересно об этом написано в книге "Основы цветоведения для флористов"
У нас с вами есть безграничные возможности для творчества. Но самое главное - не забывать, для чего и для кого мы трудимся. Важно подобрать цветовое сочетание флористического украшения так, чтобы оно стало частью самого Богослужения, подчеркнуло его торжественность, оставаясь при этом в тени главного события.