«Идеальная профессия» — это проект шести студенток Смоленского государственного университета для дисциплины «Основы проектного менеджмента». В этом проекте мы интервьюируем людей, которые рассказывают нам о своих профессиях. Цель проекта: ознакомить будущих студентов и людей, желающих сменить направление, с тонкостями и взглядами профессионалов на свою работу.
О своей профессии нам рассказывает Владимир Евгеньевич Андреев.
— Меня зовут Владимир, я работаю педагогом-психологом в одной из школ Заднепровского района города Смоленска.
Как вы пришли в профессию? Что повлияло на её выбор?
— Всё началось достаточно просто. В 9 классе наш школьный психолог провела тестирование на профориентацию, в результате которой выяснилось, что мне подошла бы профессия, связанная с людьми. Одним из вариантов была работа психологом, и мне этот вариант понравился — в то время я находился под большим впечатлением от сериала «Обмани меня» (Lie to me, 2009-2011, телеканал FOX — прим. ред.). Вслед за профориентацией подключился УПК — учебный производственный комбинат (МБУ ДО ЦДО №1 — прим. ред.), где мне и моим одноклассникам было предложено в течение учебного года посещать различные занятия, связанные с теми или иными профессиями. В учебном комбинате можно было выбрать занятия, связанные с профессией бармена, парикмахера и другие, но я остановил свой выбор на направлениях «Психология» и «Психология общения». На занятиях нам рассказывали о психологических особенностях поведения людей, а также мы проходили различные тесты и методики и изучали свою личность. За год занятий я удостоверился, что выбрал правильный путь.
Трудно ли было учиться?
— Сдав необходимые экзамены (русский, биология, и математика), я поступил в Смоленский Государственный Университет (СГУ закрыт в 2017 году по причине отзыва лицензии — прим. ред.), мне предстояло учиться пять лет. И эти пять лет пролетели очень насыщенно и интересно — благодаря студенческой активности я обрёл много хороших знакомых и получил возможность взглянуть на себя с новой стороны, познакомиться с собой получше. Учиться было не трудно и очень увлекательно, но особым исключением для меня стала нейропсихология — в тот момент она казалась мне довольно скучным предметом. Нейропсихология требовала точности и заучивания большого объёма информации и знание анатомии нервной системы, в отличие от остальных предметов, которые можно было интуитивно понять и усвоить. Я понял свою ошибку только тогда, когда пришёл на работу — классический случай, когда требуется время, чтобы осознать важность и необходимость предмета — и очень жалел, что не пытался понять в своё время. Сейчас же я говорю, что знание нейропсихологии — одно из самых нужных в работе.
Были ли сомнения в правильности выбора?
— На третьем курсе у меня случился своего рода кризис, и я засомневался в правильности выбора профессии. Я не был уверен, мой ли это выбор, хочу ли я вообще работать психологом, помогать людям? Думал о том, чтобы выбрать второе высшее и «нормально» там учиться. Но сначала зашёл на кафедру психологии с вопросом о помощи как мне быть и что дальше делать. Заведующая кафедрой, очень мудрая и умная женщина, ответила мне, что даже если я полностью откажусь от профессии, психология всё равно поможет мне в общении с людьми, поможет стать хорошим другом, мужем, отцом, в целом хорошим человеком. Её слова мне очень запали в душу и развеяли все сомнения, и я доучился до пятого курса. Я мог бы рассказать отдельно и о других преподавателях, которые оказали значимое влияние, но здесь лучше кратко — я очень рад, что учился у таких замечательных людей и отличных профессионалов.
Из чего в основном состоит ваш рабочий день и трудовые обязанности?
— Рабочий день определяется планом работы на год, который определяет направления: работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика суицидального поведения, толерантного отношения к окружающим и здорового образа жизни. Также сам составляю циклограмму на неделю, которая определяет, в какой день и с кем мне работать. В одни дни это могут быть индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с детьми из начальных классов, классные часы и тренинги со старшеклассниками. В другие — индивидуальные и групповые консультации с родителями, педагогами, старшеклассниками по волнующим их вопросам: воспитание детей, работа с эмоциональными состояниями, мотивация в учёбе, общение со сверстниками, познание собственной личности. Бывает и так, что приходится вносить коррективы в план — в основном тогда, когда приходят указания из вышестоящих органов о проведении каких-либо мероприятий, но и к этому со временем привыкаешь.
С какими трудностями сталкиваетесь, получается ли с ними бороться или мириться?
— Трудностей много, без них никуда. Расскажу о том, что волновало с первых дней и волнует до сих пор. Когда только начинал работать в школе, был в шоке, не знал, что делать, как это делать, как распределить время и правильно организовать работу. Чтобы за всем поспевать, пришлось поднимать свои навыки. Особенно это пригодилось, когда назначили работать с детьми с ОВЗ и инвалидами, в то время как я учился работать с обычными людьми. По началу было очень тяжело организовать свою работу, а сейчас волнует, как всё успеть, когда занятий много по циклограмме, а мероприятий может пройти гораздо больше. Но с большинством поступающих задач можно справиться. Следующая трудность — родители. Преимущественное количество родителей идут на встречу при решении каких-либо проблем, связанных с ребёнком. Но есть и единицы, которые не стремятся заботиться о своих детях и на контакт идти не хотят — это очень расстраивает. Сейчас столкнулся с проблемой низкой мотивации ребят-старшеклассников при работе с психологом. Психологическая работа результативна тогда, когда человек обращается сам и заинтересован в получении результата, разрешении проблемы, а в школе обычно кто-то обращается по поводу обучающегося — такова специфика работы школьного психолога. Тут трудность в том, чтобы заинтересовать утомлённого наставлениями взрослых подростка действовать в его же интересах. Особенно, когда этот самый подросток ждёт не помощи, а наставлений. Был как раз недавно один случай — мать старшеклассницы обратилась по поводу плохой учёбы дочери и её сомнительной компании друзей. Я, конечно, согласился помочь и поговорил с девочкой, узнал, что она творческий человек — рисует эскизы тату, и что находится в процессе поиска себя. Однако когда в стенах школы встретил одновременно и мать, и дочь, я услышал часть их разговора, где мать советовала дочери посетить психолога, а девочка удивлялась, зачем он ей вообще нужен. К большой удаче, эту старшеклассницу удалось завлечь профориентацией, так как она интересуется, куда и на кого поступить после выпуска из школы. Конечно же, есть и те ребята, которые обращаются сами. С ними работа идёт намного успешнее и легче.
Есть ли профессиональная деформация, как она влияет на жизнь вне работы?
— Деформации за собой не замечаю, но вот без эмоционального выгорания никуда. Испытывал выгорание пару раз, что в итоге сводило общение с людьми вне работы на минимум. Сидел безвылазно дома и восстанавливался. Иногда помогает физическая активность — сейчас часть пути от дома до работы и обратно добираюсь пешком, лёгкая утренняя прогулка в приятную погоду тоже помогает.
Какие положительные стороны своей профессии вы выделяете для себя, чем довольны к концу рабочего дня?
— Для себя плюсами отмечаю:
- многообразие запросов, расширяющих профессиональный опыт;
- отсутствие утомляющей рутины;
- исходя из предыдущего пункта — всегда что-то происходит интересное, над чем можно посмеяться или чему научиться;
- работа психологом это помощь людям, а помогать людям — хорошо, это даёт моральное удовлетворение, что не зря учился, что жизнь имеет смысл, а если кому-то из ребят помог — вообще отлично.
К концу рабочего дня я полностью доволен тогда, когда достигаю всех целей, поставленных на занятия: расширение знаний о себе у ребят старших классов или освоение новых навыков у младшеклассников.
Какие советы дадите человеку, который хочет выбрать вашу профессию?
— В первую очередь — пройти личную психотерапию, ибо наличие огромных тараканов в голове мешает развитию как личностному, так и профессиональному. А ещё:
- Проходить дополнительное обучение по более узким направлениям психологии на курсах в университете. Потому что после университета это будет ещё дороже, а найти время на курсы во время работы — ещё сложнее. И не бояться попросить денег на обучение у родственников или других близких — сейчас им будет помочь легче, чем потом.
- Во время прохождения практики — проходите эту практику! «Перекладывание бумаг» умеют все, но оно мало поможет людям, в отличие от применения своих знаний в реальных условиях.
- Между парами можно практиковаться на своих друзьях и одногруппниках в применении различных упражнений и приёмов. Узнали — попробовали — научились — закрепили.
- Если пойдёте работать в школу психологом, то обязательно освойте навыки общения с родителями обучающихся: успешно налаженная коммуникация с родителями делает работу с ребёнком успешной и благоприятной.
Материал подготовила Виктория Кайдановская