Найти тему
Юрий Кислов

ВИЛЛИ ДИКСОН (WILLIE DIXON) не только из шестидесятых: ритм-энд-блюз от гения

Всем привет!

Вот, вспомнил высказывание рок-певицы Грэйс Слик:

«Во второй половине 60-х в истории популярной музыкальной культуры было уникальное время: рок воцарился над планетой, казалось, все вокруг играли музыку, все хотели быть музыкантами. Никогда больше в мире не было такого музыкального разнообразия: иные из них рождались и сразу же умирали, но не потому, что были плохи, а потому что другие были ещё лучше».

Именно поэтому я и исследую на канале ЮРИЙ КИСЛОВ тщательно всё, что происходило в рок-музыке шестидесятых. На моем канале уже более двухсот статей об этом. А для того, чтобы вам, уважаемый читатель, было удобнее, я создал КАТАЛОГ. Зайдите сюда и вы увидите в алфавитном порядке и с соответствующими ссылками всё, что я уже успел описать.

А теперь к основной теме сегодняшнего материала. Имя ей – ВИЛЬЯМ ДЖЕЙМС ДИКСОН, или просто ВИЛЛИ ДИКСОН, или WILLIE DIXON, словом, как пожелаете…

Казалось бы, он не имеет самого непосредственного отношения к року, но совершенно неслучайно его зовут полушутя-полусерьезно «дедушкой хард-рока». А еще он – важная составляющая современного блюза, отец чикагской школы, создавший множество блюзовых стандартов, и давший огромному числу музыкантов высококлассные композиции из своего репертуара.

Достаточно сказать, что его песни с удовольствием исполняли THE DOORS и LED ZEPPELIN, ROLLING STONES и CREAM, а также THE YARDBIRDS . Разве это не рекомендация для рок-меломана?

Итак, всё по порядку…

Вильям Джеймс Диксон родился в Виксбёрге (штат Миссисипи) в 1915 году. Городок маленький и сегодня, известный своим казино и кладбищем времен Гражданской войны. Живет там около тридцати тысяч народу, в основном афроамериканцы (по-русски - негры).

Это Виксбёрг в тридцатых. В таком доме жило семейство юного Вилли
Это Виксбёрг в тридцатых. В таком доме жило семейство юного Вилли

Складно сочинять песни он научился у своей матери, а правильно петь в местной госпел-группе, в которую его пригласил соседский плотник. Он так хорошо всё это дело освоил, что даже продавал свои творения вокалистам.

Юноша пару раз попадал в тюрьму (горячий был юноша), но любимого блюза не оставлял. Оказавшись в 1936 году в Чикаго, он, поскольку был довольно крупных форм и в хорошей физической форме, решил начать карьеру профессионального боксера, и даже одержал на этой ниве ряд важных побед. Но затем поссорился с менеджером, который, как выяснилось, приворовывал его денежки, и покинул спорт.

А ведь в 1938 году он стал чемпионом по боксу штата Иллинойс!

Чикаго тех лет...
Чикаго тех лет...

Приблизительно в это время он подружился с гитаристом и пианистом Леонрадом Кастоном, и после того как забросил на шкаф боксерские перчатки, соорудил сам себе контрабас. Организовался дуэт: парни играли на улице. Затем Вилли вместе со своим приятелем создали группу THE FIVE BREEZES, ориентирующуюся на танцевальную музыку.

Всё бы развивалось нормально, но Диксон вновь угодил за решетку. На этот раз причиной послужил его отказ идти в армию. Более того, - на суде он заявил, что отказывается от американского гражданства в знак протеста против ущемления прав негров. Ему так и не вынесли приговор…

В 1945 году, вместе с победой, Вилли организовал группу FOUR JUMPS OF JIVE, а затем вновь объединился с Кастоном в составе BIG THREE TRIO.

-4

Его карьера взлетела стремительно. Владельцы клуба, где он выступал, пригласили его на постоянную работу в качестве контрабасиста, а через три года он работал в лейбле "Chess Records" продюсером, заведующим отделом по артистам и репертуару, активно играл в качестве сессионного музыканта и стал известен как автор замечательных песен.

И они посыпались как из рога изобилия. Перечислю только безусловные хиты того времени: "Wang Dang Doodle", "Hoochie Coochie Man", "Evil", "I’m Ready", "I Just Want To Make Love For You", "Spoonful", "Back Door Man", "My Babe" и "I Ain't Superstitious"...

-5

Денег не хватало: Диксону платили сто долларов в неделю. Конечно, доллар того времени был несравним с нынешним, но у Вилли уже появилась семья, которая быстро увеличивалась.

Вместе с Чаком Берри в 1972 году
Вместе с Чаком Берри в 1972 году

Он много работал, но финансовые проблему сопровождали его вплоть до шестидесятых. Он работал в качестве продюсера с такими исполнителями как Мэджик Сэм, Бадди Гай и Отис Раш под маркой "Cobra Records", выпускал синглы. Его первый лонгплей вышел в 1959-м. Вилли записал его месте с пианистом Мемфисом Слимом.

-7

А в начале шестидесятых, когда появились бас-гитары, вообще стало туговато…

Но тут случился настоящий прорыв: импресарио Хорст Липпманн придумал целый цикл шоу под общим названием "American Folk-Blues Festival" и прокатил его, в частности, по Европе.

-8

И, о, чудо, его песни стали брать в свой репертуар рок-музыканты! А вы говорите: джаз, джаз… Нет, это Его величество Блюз, первооснова и платформа ритм-энд-блюза!

-9

Одиннадцать лет прошло после выходы первого лонгплея Диксона. В 1970 году вышел его новый альбом "I Am The Blues" с песнями, которые раньше уже исполнили Хаулин Волф и Мадди Уоттерс.

-10

Если перечислить исполнителей композиций Диксона, то этот список займет не одну страницу. Его пели и перепевали, как говорится, все, кому не лень, включая рок-команды.

Еще бы! Диксон умел смешивать классическую блюзовую традицию с современным городским сленгом. Его припевы легко запоминались, а ритмы готовы были завести любого слушателя и зрителя. Это был ритм-энд-блюз высочайшей пробы!

-11
-12

Диксон продолжал выпускать свои лонгплеи (список ниже), а в 1989 году даже получил приз "Грэмми" в номинации "Best Traditional Blues Recording".

-13

Также Диксон отчаянно сражался с плагиаторами, создав для этого организацию "Blues Heaven Foundation". Появились первые выигранные суды: в 1987 году он наказал LED ZEPPELIN.

Ну сами сравните... А?

Вилли болел диабетом, и ему пришлось ампутировать ногу. Его выступления, по понятным причинам, стали редкими, но, как это обычно и бывает, на него посыпались награды. Лучше поздно, чем никогда..

В 1980-м он вошел в "Blues Hall Of Fame". А в конце 80-х опубликовал автобиографию "I Am The Blues". Он удостоился бокс-сета "Willie Dixon: The Chess Box" с его песнями от ведущих артистов "Chess Records". 29 января 1992 года великий блюзмен скончался, а спустя пару лет его имя было занесено в "Зал Славы Рок-н-Ролла". В 2020 году он занял 12-е место в списке величайших басистов всех времён по версии Rolling Stone.

-14

ДИСКОГРАФИЯ:

Willie`s Blues (1959)

I’m The Blues (1970)

Hidden Charms (1988)

The Chess Box (1988)

The Big Three (1990)

The Original Wang Dang (1995)

Poet Of The Blues (1998)

Aux Trois Mailletz (2000)

Ginger Ale Afternoon (2001)

In Paris (2004)

Late 60’s Concert At Liberty Hall, Houston Texas (2005)

-15

Музыкальный критик написал в свое время:

«Вилли Диксон - это человек, который изменил стиль блюза. Как автор песен и продюсер, этот человек был гением. Если вы хотели хит, вы обращались к творчеству Вилли Диксона. Играл, как он сказал, играй, и пой, как он сказал, пой, и у тебя почти всегда получался хит. Вилли Диксон учил басистов рок-н-роллу. Он взял музыку биг-бэнда и блюз Миссисипи и объединил их во что-то новое, открыв дверь для других, чтобы войти и пойти еще дальше»…

Молча склоняя голову в память гениального музыканта, предлагаю вам прикоснуться к его творчеству…

На сегодня - всё… Вы не пропустите нового, если подпишитесь на канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Я постараюсь вас не разочаровать и в дальнейшем.

Для поддержки канала - карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803. Рок-архивариусы не жадные: устроит любое пожертвование.

С уважением и дружбой