Дыхание тесно связано с голосообразованием и речью. Для формирования физиологического и речевого дыхания на занятиях используются дыхательные упражнения, повышающие физическое и интеллектуальное развитие учащихся, а также активизирующие работу стволовых отделов мозга, способствующих снятию мышечного напряжения.
1. Развитие глубокого вдоха, сильного дифференцированного выдоха: «Угадай, кто в домике живет». В домике, стоит игрушка, скрытая за шторами, чтобы ее увидеть, ребенку нужно с силой дуть в окошко до тех пор, пока не поднимется штора и не будет видна игрушка.
2. Активизация мышц губ, языка: «Забей гол в ворота». Берется крышка из под торта, днище которой с рисунком в виде «лабиринта» – это футбольное поле. Учащийся дует на шарик, пока не докатит его к центру, Где стоят «ворота»? или игрушка – «вратарь».
Игры с надуванием резиновых игрушек и на музыкальных инструментах.
3. Начало автоматизации звуков гласных и согласных изолированно и в слогах: «Звуковая лесенка». Перед детьми стоит макет лесенки. На ступеньке, на которой помещается нужный слог, дети произносят на выдохе один слог на первой ступеньке, по мере возрастания ступенек число слогов увеличивается.
ПА – ПА – ПА – ПА
ПА – ПА – ПА
ПА – ПА
ПА
4. Развитие фразовой речи на плавном выдохе с речевым сопровождением: «Помоги жуку взлететь».
Первый вариант. Учащимся раздаются картинки с изображением жука, его крылья изготовлены из папиросной бумаги. Дети произносят стихотворение и дуют на крылья жука.
Второй вариант. Можно дуть на самого жука, который закреплен на нитке:
Жужжит над жимолостью жук,
Тяжелый у него кожух.
Е.Благинина.