Найти тему

Как советский рокер изобрёл сэмплирование

Привет, друзья!

Есть такой метод создания музыки, называется "сэмплирование". Определение его возникло в 1980-е, когда на рынке музыкальных инструментов появились цифровые синтезаторы и компьютеры, позволяющие обрабатывать любой звуковой сигнал и использовать его как своего рода тембр. Сэмпл - это небольшой отрезок информации, которую можно как-то преобразовать и вставить в звуковое полотно. Вообще, такой метод не был новым, ещё в 1960-е создавались такие инструменты, как меллотрон, где с помощью магнитных лент раскладывались на клавиатуре тембры флейты, скрипки, виолончели, хора. Но с появлением цифры это стало возможно делать быстро и безболезненно. К тому же, теперь музыканты стремились не только с помощью клавишных имитировать любой существующий тембр инструментов, но и просто брали порой целые куски из других произведений. Например, барабанный брейк из Amen Brother группы The Winstons, благодаря которому появилась половина жанров 1990х, как джангл, брейкбит или драм-н-бэйс. Сэмплирование особенно любят "играться" артисты хип-хопа, включая звуковые цитаты на всё и вся.

Сэмплер
Сэмплер

Сэмплирование часто становится предметом жарких споров по поводу своей юридической и моральной обоснованности. Есть те, кто считает это полноправным методом сочинения музыки, актом творчества. Другие же не признают его, считая это ничем иным, как воровством, а артистов, использующих сэмплирование, называют неучами. Истина лежит где-то посреди. Есть как выдающиеся примеры сэмплинга, особенно в тех времена, когда это было в новинку, а есть и откровенная халтура, которой пытаются и правда заменить своё неумение создавать и играть музыку.

И хоть пальму первенства звукового сэмплирования, когда берутся куски чужих произведений-фонограмм, передали афро-американцам из Бронкса, как насчёт того, что наши музыканты были первыми почти на десять лет раньше?

В начале 1970-х в Ленинграде начинал свой творческий путь Юрий Морозов, ставший потом олицетворением культуры самиздата и подпольной звукозаписи. Вдохновлённый образцами зарубежной рок-музыки, Морозов при помощи магнитофонов и подпольной студии начинал фиксировать свои опусы в разных стилях, от психоделического фолка до тяжёлого джаз-рока и прогрессива. Позже, в середине семидесятых, он стал штатным звукоинженером "Мелодии", развивая профессиональные навыки в стенах фирмы-монополиста. Его результаты звукорежиссёра мы можем услышать на пластинках рок-групп " ДДТ", Август" , "Трампа", "Крематорий", "Тамбурин" и "Яблоко". К тому же количество официально изданных на виниле альбомов у него восемь, а общая дискография всего наследия насчитывает больше 60 альбомов.

Морозов за "баранкой"
Морозов за "баранкой"

Но вернёмся к нашим "баранам". Когда в 1973-м Юрий Морозов записывал свой альбом " Вишнёвый сад Джими Хендрикса", он использовал свой "секретный" метод, который, быть может, не имел практически аналогов в мировой звукозаписи. Возможности студийного наложения в домашних кустарных условиях, когда бытовые сложности сильно ограничивали музыканта, заставляли Морозова искать другие пути реализации своих задумок. На альбоме "Вишнёвый сад.. " есть композиция "Песня хиппи", звучащая как тяжёлый кислотный рок, но в которой практически нет ударных. Однако, как оказалось, у неё был прототип, с тем же самым текстом, под названием " Солнце в кулаке", где неожиданно возникают ударные. Но вот мне, как большому любителю музыки, звук этих ударных оказался сильно знакомым.

-4

Дело в том, что на ударных в этой песне играет не кто нибудь, а сам Пол МакКартни! Не верите? А я докажу. В 1970-м знаменитый битл издал свой первый одноимённый альбом, на котором сыграл на всех инструментах сам, используя метод наложения (по стопам которого Юрий Морозов и пошёл). А это означает, что партии барабанов МакКартни играл, что особенно слышно в инструментальном треке Momma Miss America, где есть два сольных фрагмента соло на ударных. Вот эти фрагменты ленинградский рокер и использовал, зациклив плёнку на магнитофоне, записал так называемые "лупы" ( магнитофонные петли), в начале песни убыстрив, а в смене фактуры воспроизведя почти без изменений.

Фрагмент ударных на 1:57

-5

Нечто подобное можно прочитать у А. Кушнира в книге "100 магнитоальбомов советского рока" в главе про альбом Морозова "Свадьба Кретинов": " Студийный американский магнитофон Ampex MM-100 позволял также экспериментировать с изменением скорости восьмиканальн фонограммы, загоняя в тональность любые экзотические для советского рок-музыканта инструменты. Однако в большинстве песен на барабанах Морозов играл лично". На следующих альбомах в 1970-е он использовал различные "сэмплы" оркестров, хоров, разных солирующих партий, взятых им из фонотеки фирмы "Мелодия", когда он уже официально стал звукорежиссёром. А что касается его " Вишнёвого сада...", быть может не случайно на издании пластинки на конверте указано, что на ударных там играет будущий сэр Пол. Правда, шутка это или там действительно используется преобразованный звук ударных с записей МакКартни, не ясно. По крайней мере, идентифицировать я его не смог.

Композиция номер 7
Композиция номер 7

Можно по-разному относиться к тому, что я описал. Для меня же кажется показательным, что советский музыкант в подпольных условиях почти на 10 лет раньше начал делать то, что позже стали поголовно делать множества поколений музыкантов разных жанров. Вероятно, можно найти и другие примеры в мировой практике. Но очень жаль, что именно опыты Юрия Морозова прошли незамеченными.

#музыка #русский рок #звукозапись #культура #психоделия #пол маккартни