Найти тему

НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ | ЧАСТЬ II | ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Главный принцип оперантного обусловливания (научения) гласит, что следствия нашего поведения влияют на вероятность того, захотим мы повторить это действие снова или нет. Вспомните поговорку: обжегшись на молоке, дуют на воду. Хорошая иллюстрация оперантного научения 😎

Особенное значение уделяется при этом характеру последствий. Если последствие увеличивает вероятность повторения поведения, то его называют подкреплением.

Существует как положительное, так и отрицательное подкрепление.

Понять их достаточно просто, исходя из названия: если в результате поведения я что-то получил, то это положительное подкрепление, если в результате своего поведения я чего-то избежал, что происходило ранее, то это - отрицательное подкрепление. 

«Кнут и пряник». Если я получил пряник, это - положительное подкрепление, если я смог избежать кнута, то это - отрицательное подкрепление. Но оба эти процесса увеличивают вероятность того, что в следующий раз я поступлю аналогично. 

Когда последствия приводят к снижению вероятности того, что поведение повторится, то это называется наказанием. Аналогично подкреплению, наказание может быть положительным и отрицательным. Если в результате своего действия мы получили «ремнём по попе», то это - положительное наказание, а если после этого мама перестала с нами разговаривать, мы получили отрицательное наказание. 

Важно указать, что именно функция определяет роль последствия, а не его проявление. В результате последствия мы будем повторять своё поведение или не будем этого делать, а не то получим «пряник» или «кнут».

Мы редко точь-в-точь повторяем своё поведение. Даже у спортсмена, при выполнении определенных действий, их характер отличается. В связи с этим схожие формы поведения принято объединять по функциональному признаку, а именно по тому, какие функции выполняет то или иное поведение. 

Теперь нам стало понятно, почему сейчас стал использоваться термин «функциональный контекстуализм».

Для чего это всё нужно? Неужели лишь для того, что бы студентам психологического факультета было что почитать перед сном? 🤓

Конечно же нет. Как и наше поведение, любое знание не находится в вакууме и служит каким-то целям, и, в данном случае, этой целью является анализ поведения. 

Описание последовательности событий в процессе оперантного обусловливания и анализ этой последовательности составляет суть функционального анализа поведения. Я думаю, многие слышали про такую схему, как «АВС». Пройдёмся по алфавиту. «В» это наша основа, то от чего мы отталкиваемся, и что мы анализируем; это - конкретное поведение «что я сделал». «С» это - последствия; то, что произошло в результате моего поведения. «А» это - то, что привело нас к конкретному поведению, то, что предшествовало ему. 

А теперь давайте все усложним и запутаем (не пугайтесь). Мы ранее указали на то, что последствия руководят нашим поведением, ведь именно их мы ожидаем, когда что-то делаем. А теперь подумайте, ведь мы когда-то узнали об этих последствиях, совершив данное действие впервые. Именно это последствие нам запомнилось, и теперь оно отчасти является предшествующим фактором того, что мы совершаем данное действие. 

Так вот, предшествующее событие, это - то условие, которое уже существовало при возникновении данного конкретного поведения. Именно оно выполняет две важные функции в нашем поведении.

Первая из них - это дискриминационная функция (снова непонятное слово, но не пугайтесь). Когда я впервые получил подкрепление своего поведения, существовал некий контекст, в котором я это поведение совершил, и именно наличие этого или схожего с ним контекста может побудить меня вновь повторить своё поведение.  

Сформировалась определенная связь между условиями, поведением и следствием. Именно схожесть этих условий и реализованное следствие побудит меня снова совершить определённый поведенческий акт.

Все это и характеризует дискриминационную функцию. Эта историческая связь между поведением и последствием будет выступать в виде стимула к повелению, который так и называется - дискриминационный стимул. Этот стимул служит для нас сигналом о доступности определенных последствий, что характерно как для подкрепления, так и для наказания.

Вторая функция это мотивационная. Она тоже описывает определенные условия, предшествующие поведению, но не является связанной с предыдущим опытом, а служит предпосылкой того, насколько эффективными будут последствия подкрепления или наказания. Например, наше чувство голода и то, насколько мы голодны сейчас, будет влиять на то, насколько эффективным окажется «пряник». Эти условия влияют на степень важности последствий для меня: проще говоря, насколько последствия меня мотивируют снова совершить конкретный поведенческий акт.

ССЫЛКА НА МОЮ СТРАНИЦУ В ВКОНТАКТЕ - https://vk.com/docvorontsov

#поведение #человеческийорганизм #человек #мозг #наука #психология #психиатр #медицина #врач #доктор