Хорошо помню то время, когда в советский прокат вышел этот фильм. На дворе был конец 80-х годов. В стране гремели перестройка и гласность. Развенчивалось наше прошлое, подрывались общественные устои. Страна начинала громко трещать по швам. И вот в такое переломное время на экранах появилась драма «Холодное лето пятьдесят третьего…». О том, в какой, оказывается, нехорошей стране мы все жили.
Пересказывать сюжет кинокартины не вижу смысла. Думаю, каждый, кто жил в 80-е, его прекрасно помнит. Надо отдать должное создателям, кино было сделано очень талантливо. Особенно на фоне перестроечного ширпотреба, заполонившего тогда экраны страны. Здесь же в каждом кадре чувствовалась старая, еще советская школа. Да и снимались здесь любимые многими из нас артисты – Валерий Приемыхов, Нина Усатова, Виктор Степанов, Юрий Кузнецов. А для гениального Анатолия Папанова роль Копалыча вообще стала последней.
Нам показали суровую «правду жизни» про простых людей, попавших в жернова системы. Вот мол, как оно бывает. Только к подлинной исторической правде это кино имеет примерно такое же отношение, как, например, книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Но появившись в нужное время и в нужном месте, фильм произвел сильнейший пропагандистский эффект. Многие тогда приняли кино за чистую монету. Более того, даже сегодня находятся те, кто рассуждает о событиях 1953 года исключительно на основе этой кинокартины.
Помнится, народ толпами спешил в кинотеатры. Всей семьей пошли на этот фильм и мы. Прихватили с собой многочисленных тогда еще родственников. Отстояли очередь в кассу и выкупили едва ли не весь ряд. Зал был забит до отказа. А когда люди выходили из зала, у некоторых в глазах стояли слезы. Вот, что значит грамотно расставить нужные акценты в фильме. Как сказали бы сейчас, публика повелась.
Но давайте немного вспомним реальные события того самого 1953-года. В марте тогда вышел указ президиума Верховного Совета СССР об амнистии заключенных. Идея самой амнистии принадлежала Лаврентию Берии. Но сам документ был подписан Ворошиловым, тогдашним председателем президиума ВС. Указ предусматривал освобождение из мест заключения людей, осужденных на срок до пяти лет за незначительные преступления. Амнистии также подлежали и некоторые категории политических узников. На закоренелых же уголовников этот указ не распространялся.
Было ли после этого ухудшение в стране криминальной обстановки? Конечно же, было. Но носило оно кратковременный и не столь вопиющий характер, как показано в фильме. В основном, оно было связано с единовременным наплывом большого количества людей из мест лишения свободы. А также с отсутствием грамотной логистики по их перемещению в регионы страны. Особо вопиющие случаи криминала жестко подавлялись армией.
А что нам показывают в фильме? На свободе оказываются матерые бандиты во главе с вором в законе. Зрителю прямым текстом внушают совершенно четкий посыл: «Твоя власть мне все списала и еще спишет. Я красиво живу. Беру сколько надо и вдвое больше». А на контрасте с уголовниками показаны ссыльные. «Английский шпион» Николай Скоробогатов по прозвищу Копалыч, от которого отреклась вся семья. И фронтовик Сергей Басаргин (Лузга), по стечению обстоятельств попавший на передовой в окружение.
И вот та власть, которая выпускает бандитов, так несправедливо обошлась с ними обоими. Как же так? Преступникам списывают все, а нормальным людям не прощают ничего, – спросите вы, верно? По фильму выходит именно так. При этом представители той самой власти показаны трусами и предателями. За исключением геройски погибшего милиционера. И именно те, кого так несправедливо обидели, вынуждены наводить порядок и восстанавливать справедливость.
То есть, создатели кинокартины на основе реальных исторических фактов ловко подменили понятия. Расставили совершенно определенные акценты. Повернули все так, будто советская власть являлась причиной всех бед. И все это – под талантливую игру любимых артистов. Под хлесткие, бьющие наотмашь диалоги. Пронзительную, бередящую душу музыку. Фильмам с таким актерским составом принято было верить безоговорочно. И зрители поверили. Более того, фильм в свое время получил престижные премии, а по итогам 1988 года занял третье место в прокате. Вот так и создавались мифы, и разрушалась большая страна. Громко и со знанием дела.
Друзья, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк, пишите комментарии, делитесь публикацией в соцсетях.
#кино #фильмы #ссср #история #анатолий папанов #советское кино