СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1917 – кон. 20-х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы.
В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества, философские журналы. Настойчивое стремление руководства большевистской партии и советского государства «идеологически завоевать вузы», «пропитать их духом марксизма» вылилось в чистки профессорского состава, и прежде всего философов старой школы. Большая группа ведущих философов была выслана из страны; под флагом «воинствующего материализма» проведены идеологические кампании по критике философского идеализма, позитивизма, «сменовеховства», «евразийства». До конца 1920-х гг. идейно-философская жизнь в советской России сохраняла плюралистический характер, хотя господствующей тенденцией была ее монополизация группировками, выступавшими (часто безосновательно) от имени философии марксизма. Наряду со вновь созданными научными учреждениями – Социалистической (Коммунистической) академией, Институтом красной профессуры, системой «коммунистических» вузов, в которых стали функционировать подразделения, занимавшиеся марксистской философией, – в 1920-х гг. действовали учреждения, где работали по преимуществу философы старой формации (Институт научной философии при 1-м МГУ, первым директором которого был Г.Г.Шпет; философское отделение Государственной академии художественных наук и др.). Еще выходили труды философов, далеких от марксизма. В сер. 1920-х гг. в Москве было ок. 35 профессиональных философов, к 1930 их стало более 140. Немало профессиональных философов работало и на периферии (в 1927 – ок. 80). Среди книг, опубликованных до конца 1920-х гг., следует назвать труды Г.Г.Шпета по герменевтике и истории русской философии, исследования по философии искусства и эстетике (А.Г.Габричевский, Г.И.Винокур, Н.И.Жинкин и др.), труды Э.Л.Радлова по истории русской философии, работы В.Н.Ивановского по методологии, С.Л.Рубинштейна и Л.С.Выготского по философским основаниям психологии, Г.И.Челпанова по психологии, А.Ф.Лосева по истории античной философии, философии мифа, числа, имени, А.А.Мейера по истории философии. Фундаментальное значение имели работы M.M.Бахтина по философии языка и полифонизму речи, П.А.Флоренского о философии языка, философской антропологии и символизму. Яркие работы по восточной философии издали С.Ф.Ольденбург, О.О.Розенберг, Ф.И.Щербатской. Тектологая А.А.Богданова была одной из первых попыток системного подхода к организованным комплексам. Интерес к философии науки и науковедению проявили Л.С.Берг, И.А.Боричевский, Г.А.Грузинцев и др.
В 1920-х гг. активно действовала т.н. «формальная школа» в литературоведении (В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, Р.Якобсон, Ю.Тынянов и др.), конкурировавшая с социологической школой (В.М.Фриче, В.Ф.Переверзев и др.), в естественно-научных кругах большой резонанс имели дискуссии о философском значении теории относительности и квантовой механики. Нигилистической позиции по отношению к теории А.Эйнштейна, которую занимали А.А.Максимов и А.К.Тимирязев, противостояли С.Ю.Семковский, О.Ю.Шмидт, Б.М.Гессен и др. Разных философских ориентаций придерживались в 1920–30-е гг. и биологи – от неодарвинизма до неоламаркизма, от механики развития до витализма (А.А.Любимов, Э.Бауэр, Н.И.Вавилов и др.). Характер идеологических кампаний приняли «дискуссии», организованные вокруг книги Н.И.Бухарина «Теория исторического материализма» (1921), вокруг школы «механистов», включавшей группу концептуально различающихся между собой философов (А.А.Скворцов-Степанов, Л.Аксельрод-Ортодокс, А.К.Тимирязев, Ш.Варьяш и др.). «Механистам» противостояла группа философов, получивших наименование «диалектиков» (А.Деборин, Н.Карев, Я.Стэн, И.К.Луппол и др.). Между этими группами развернулись дебаты, которые касались прежде всего понимания соотношения философии и естествознания, достаточности или ограниченности классического механистического естествознания для объяснения проблем новой физики, возможности редукции качественных уровней к механическим, количественным и статистическим законам. Эти дебаты завершились идеологической квалификацией их как политических уклонов и утверждением сталинистской программы идеологизации философии.
Вместе с тем в 1920-х гг. началось как распространение советской философии на национальные, прежде всего азиатские, окраины, так и включение ученых ряда республик в совместную философскую работу. Издание классиков философии позволило им ознакомиться с трудами европейских мыслителей и способствовало европеизации их философской мысли. В национальных республиках развертывается деятельность таких философов, как А.Н.Гиляров, В.Ф.Асмус, В.А.Юринец (Украина), С.Я.Вольфсон, Б.Э.Быховский (Белоруссия), Ш.Нуцубидзе, Д.Узнадзе, К.Бакрадзе, М.Гогиберидзе и др. (Грузия), М.Гусейнов, А.О.Маковельский, Д.Нагиев и др. (Азербайджан).
Положительным можно считать развенчание в 1920-х гг. нигилистических попыток ликвидации философии как якобы разновидности буржуазной идеологии, преодоление позитивистских стремлений растворения философии в конкретных науках и попыток возрождения натурфилософии. Общекультурное значение имело издание философской классики. В 1929 вышел в русском переводе 1-й том сочинений Гегеля. Началась публикация ранее неизвестных трудов К.Маркса и Ф.Энгельса («Диалектика природы»), фрагментов из «Философских тетрадей» В.И.Ленина.
Ряд содержательных трудов опубликовали работники философской секции Комакадемии (превратившейся в 1929 в Институт философии) и сотрудники Института научной философии: В.Ф.Асмус по истории диалектики в новой философии и философии Канта, М.А.Дынник по диалектике Гераклита, Б.С.Чернышев о софистах, А М.Деборин по истории материализма 17–18 вв., Л.И.Аксельрод по этике. Популяризаторское значение имели учебные пособия по диалектическому и историческому материализму (Н.И.Бухарина, В.В.Адоратского, Б.И.Горева и др.).
СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ СТАЛИНИЗМА
Нач. 1930 – сер. 1950-х гг. После установления режима личной власти Сталина философская жизнь страны протекала в условиях жесткого и жестокого политико-идеологического контроля, который сопровождался репрессиями в отношении философов. Вышедшие в нач. 1930-х гг. учебники «Диалектический и исторический материализм» (под ред. М.Б.Митина, И.Разумовского), «Материалистическая диалектика» (под ред. И.Широкова и Р.Янковского), О.В.Трахтенберга «Диалектический материализм» (вып. 1–4, 1931–34), Т.Павлова «Теория отражения. Очерки по теории познания диалектического материализма» (1936) сформировали специфический образ марксистской философии, где гносеология отождествлялась с теорией отражения, отстаивался принцип партийности и подчеркивалась роль классовой борьбы в истории общества.
Написанная Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1938) стала официальным каноном философии. В 1939 Институт философии выпустил в свет сборник статей «О диалектическом и историческом материализме» (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин, Г.Ф.Александров, Е.П.Ситковский, М.М.Розенталь и др.), где комментирование работ Сталина заглушило всякую самостоятельную мысль. Это же можно сказать и о большинстве работ последних предвоенных и первых послевоенных лет (напр., о сборниках «Исторический материализм» (1951) и «Диалектический материализм» (1953)).
В кон. 1940 – нач. 1950-х гг. обсуждение философских вопросов естествознания разворачивалось под эгидой идеологических кампаний против генетики (1948), против новых направлений в физиологии (1948), против квантовой химии (1949–51), несостоявшегося совещания против «физического идеализма» (1949) и др.
Постановление ЦК ВКП(б) от 1 мая 1944 «О недостатках в научной работе в области философии», последующие послевоенные постановления по идеологическим вопросам, следствием которых стали беспрецедентные кампании борьбы против отхода от «принципа партийности», против «абстрактно-академического духа», «объективизма», а также против «антипатриотизма», «безродного космополитизма», «умаления русской науки и русской философии», беседа Сталина с группой философов (кон. 1946) о книге Г.Ф.Александрова «История западноевропейской философии», кампания борьбы против «вейсманизма-морганизма», обсуждения «выдающихся» трудов Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» (1951) и «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) сформировали в стране тяжкую идеологическую атмосферу, которая сильнейшим образом сковывала философскую мысль, но не могла ее полностью убить.
Идеологизация философской жизни страны вместе с тем сопровождалась созданием новых организаций – в 1936 Институт философии вошел в состав Академии наук СССР; были созданы философские факультеты в МГУ и ЛГУ. К нач. 1950-х гг. Институт философии АН СССР превратился в научно-исследовательское учреждение, которое вело работу по широкому спектру философских проблем, в 1951 в нем работало 79 научных сотрудников. Институт готовил философские кадры через аспирантуру и докторантуру (уже в нач. 1945 здесь училось ок. 40 человек). Готовились философские кадры и в вузах: в 1951 только на философском факультете МГУ обучалось 1150 студентов и 150 аспирантов, не считая заочников. В 1950 в стране насчитывалось уже 546 кандидатов философских наук и 36 докторов наук.
Событием в философской жизни СССР стало издание специализированного журнала «Вопросы философии» под редакцией Б.М.Кедрова, 1-й номер которого вышел в августе 1947. Сразу после войны появились учебники по логике В.Ф.Асмуса (1947), М.С.Строговича (1949), К.С.Бакрадзе (1946) и др. В 1948 состоялось Всесоюзное совещание по логике. Развернулись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики, в рамках которых наряду с вульгарными выдвигались и рациональные идеи. В разработке проблем современной логики в пред- и послевоенный периоды наряду с математиками (А.Н.Колмогоров, А.А.Марков, С.А.Яновская и др.) приняли участие и философы (В.Ф.Асмус, П.С.Попов, А.С.Ахманов и др.).
В 30-е гг. были опубликованы интересные работы К.Р.Мегрелидзе по социальному анализу познания. Новые философские проблемы естествознания анализировали С.И.Вавилов, Б.М.Кедров, И.В.Кузнецов, М.А.Марков, М.Э.Омельяновский и др.
Драматично сложилась в послевоенные годы ситуация в историко-философской науке. Критике подвергся вышедший в 1943 3-й том всемирной «Истории философии» за якобы объективистское освещение немецкой философии, после чего издание было вообще прекращено. Работа по изданию классиков философии (трудов Гегеля, Спинозы, Кондильяка, Гольбаха, Бэкона, Руссо, Чернышевского и др.), развернувшаяся в предвоенные годы, резко сузилась.
Послевоенные идеологические кампании привели к тому, что литература запестрела вульгарно-нигилистическими оценками классиков философии – немецкая философия кон. 18 – нач. 19 в. оценивалась как «аристократическая реакция на французскую революцию», вся западная современная философия объявлялась «империалистической», «реакционной», «растленной».
Интенсивная работа продолжалась в смежных философии областях – искусствознании и литературоведении (Д.Лукач, М.М.Бахтин, В.Н.Сарабьянов, М.А.Лифшиц, Я.Э.Голосовкер, Б.А.Фохт), психологии (С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский, А.Н.Леонтьев, С.Р.Лурия и др.), истории науки (Т.И.Райнов, Д.Д.Мордухай-Болтовский, И.И.Канаев, Б.Г.Кузнецов).
Авторы: В.Ф.Пустарнаков, А.Г.Мысливченко
Подробнее читайте на сайте Новой философской энциклопедии.