Ирина шла по улице быстрым шагом. Светланка, которую мама Ира крепко держала за руку, еле поспевала за ней.
- Ну, чего ты, как сонная муха? – в который раз восклицала Ирина. – Хочешь, чтобы я на работу опоздала?
- Нет. – ответила дочка и пробежала несколько шагов, но потом снова перешла на шаг.
Вокруг было столько всего интересного. Ну как можно пройти мимо лужи, в которой, как кораблики, плавают желтые листочки? Лужа глубокая, если встать в нее она «обнимет» сапожки и ногам станет приятно и прохладно.
- Ты чего? Нашла время. Светка, в садик опоздаем! – Ирина отдернула дочь от лужи, и они снова побежали по улице к трамвайной остановке.
- Ура! Трамвай! – завопила Светланка, прыгая вокруг мамы на одной ножке.
- Это не наш. Нам нужен другой. - Ирина снова взяла ее за руку.
- Зачем? Разве не все трамваи одинаковые? – Светлана наморщила лобик.
- Нет. Вон видишь цифру? Это номер маршрута. Она сообщает: куда едет этот трамвай. Это трамвай № 7, а наш трамвай № 12. Поняла?
Светланка важно покивала, но на самом деле из маминого объяснения она поняла только одно: этот трамвай уедет без них, а они будут ждать другой.
Она увидела воробья, который сидел на краешке урны и заглядывал внутрь, смешно наклоняя голову то в одну, то в другую сторону.
- Мам, а у нас нету хлебушка? А то вон воробушек голодный.
- Нет.
- Жалко. – вздохнула Светланка.
К остановке подошел их трамвай, и девочка с мамой зашли в вагон. Светланка помахала воробушку в окно, и они поехали в садик.
****
На работу Ирина не опоздала, но пришла за одну минуту до начала рабочего дня. Вера Степановна, ее коллега, с которой они уже два года сидели в одной комнате ответила на приветствие. Посмотрела сначала на Ирину, потом на часы и неодобрительно покачала головой, поджав тонкие ярко-накрашенные губы.
Ирина даже не знала сколько ей было лет. Но точно за шестьдесят. У нее было ощущение, что та жила на работе: уходила позже всех и приходила всех раньше.
«Может быть ей дома нечего делать?» - подумалось ей. Насколько она знала у той не было: ни родственников, ни детей, да и дачных шести соток вроде тоже.
Ирина выкинул лишние мысли из головы и погрузилась в работу.
Ровно в 17.30 она выключила компьютер и стала собираться домой: нужно было успеть забрать Светланку из садика. Иначе воспитательница опять оставит ту со сторожем. А дочка очень не любит оставаться одна.
Поэтому Ирина разобрала на столе бумаги. Часть убрала в ящик стола. Отложила те, с которых нужно начать завтра. Пригладила волосы, открыла шкаф, чтобы достать пальто.
Дверь в их комнату распахнулась. На пороге стоял начальник: Виктор Игоревич.
- Ирина Станиславовна, уже уходите?
- Да, нужно успеть дочку из садика забрать.
- Я пришел пригласить вас на совещание. Там ваши вопросы и без вас никак.
****
Когда запыхавшаяся Ирина вбежала в здание детсада. Она сразу наткнулась на дочь, сидевшую на подставке у входа на которую детсадовцы ставят обувь, приходя с прогулки.
Светланка сидела, опустив головку и болтала ногами. Ирина присела и заглянула ей в лицо:
- Извини, меня на работе задержали. Понимаешь?
Девочка кивнула. Взгляд ее оставался безразличным. На маму она не смотрела.
Ирина протянула ей руку. Они вышли из здания детсада. Подул ветер. Небо потемнело, закапал дождь. Ирина надела Светланке капюшон и достала из сумки зонтик.
Мокрые, они заскочили в трамвай и уселись на свободное двойное сиденье. Окна в вагоне запотели и Света пальчиком рисовала на стекле домик и солнышко.
Трамвай остановился:
- Мама, смотри. - закричала Светланка на весь вагон, тыча пальцем в окно. Ирина наклонилась, провела рукой по стеклу и увидела.
Трамвай остановился напротив магазина с игрушками. В витрине стояла бело-розовая коляска. Сидевшая в коляске кукла в розовой шапочке была ужасно похожа на настоящего младенца. Ирина посмотрела на Светланку. Та сидела, прижав нос к стеклу, пытаясь получше рассмотреть чудо-куклу и ее коляску.
Ирина понимала дочку, она бы сама в пять лет отдала бы все свои игрушки за такую куклу.
- Мам, давай ее купим. – заныла Света, когда трамвай закрыл двери и поехал дальше.
- Свет, она очень дорогая. Мы не можем ее себе позволить, тем более сейчас. После того, как дедушка от нас ушел…
Светланка поникла. Мысль о дедушке ее расстроила.
Прошло уже несколько месяцев после похорон, а они обе все никак не могли прийти в себя. Светланка то и дело пыталась забежать в комнату к «деде». Распахивала дверь, но увидев пустоту, замирала на пороге, начинала плакать и бежала назад к матери.
Потом Ирина закрыла комнату на ключ. Она сама заходила в туда раз в неделю, чтобы вытереть пыль и вымыть полы. И быстро уходила, чтобы не разреветься. Все никак не могла себя заставить разобрать отцовские вещи.
Зарплату Ирине платили не регулярно задерживая, иногда, по нескольку недель. Папина пенсия «спасала» их в такие периоды. Теперь им приходилось рассчитывать только на себя.
Поэтому и отказаться от сегодняшнего совещания она не смола. Боялась потерять работу.
****
Они пришли домой. Ирина принялась готовить ужин, Светланка побежала рассказывать своим игрушкам, какую замечательную куклу она видела сегодня в магазине.
Ирина горько вздыхала, слушая, как дочка «расписывает» куклу в коляске. «И когда она успела ее так хорошо разглядеть?» - подумала она.
****
Ночью Ирину разбудил кашель. Она встала и пошла в комнату дочери. Потрогала лоб. Тот был очень горячим. Она сунула сонной Светланке градусник в подмышку и села рядом. Прошло 5 минут. 38,5.
Только этого не хватало.
Она сходила на кухню, дала девочке жаропонижающий сироп. Потом подхватила ее и унесла к себе в спальню.
Через час температура немного спала и Светланка заснула. Ирина тоже задремала. Проснулась от сигнала будильника и посмотрела на дочь. Та спала, разметавшись во сне. Щечки были красными, тут она закашляла и открыла глаза.
Ирина пощупала ее лоб. Он снова был горячим.
****
Вызвав на дом врача. Она несколько раз набрала приемную директора. Там не брали трубку.
Ирина вздохнула и набрала свой рабочий номер. Представляя, как Вера Степановна, никогда не имевшая детей. Будет поджав губы выговаривать ей, что заболевший ребенок – это не повод, чтобы пропускать работу.
- Алле.
- Вера Степановна, здравствуйте. Это Ирина. Предупредите, пожалуйста Виктора Игоревича, что у меня дочка заболела, и я ухожу на больничный.
- Конечно, Ирочка, хотя я лично считаю, что это не повод не выходить на работу. Особенно, когда ребенок болеет так часто. Нужно заниматься укреплением иммунитета. Вот я, например, каждое утро пью шиповник.
- Хорошо. Спасибо. Не забудьте, пожалуйста, предупредить Виктора Игоревича, ладно?
****
Света проболела неделю. В понедельник, когда Ирина вышла на работу, оказалось, что ее … уволили.
- Как же так? - Спрашивала она у начальницы отдела кадров. У меня же уважительная причина – вот больничный.
- Все вопросы к директору. У меня приказ.
Ирина пошла в приемную Виктора Игоревича.
- Ну, милая моя, у нас у всех дети болеют. По инструкции вы должны были доложить.
- Ну, как же, я же просила Веру Степановну. – лепетала Ирина.
- Ирина Станиславовна, к сожалению, ничем не могу помочь.
Ирина вышла из приемной. Обида и страх душили ее. Как они будут жить? Никаких сбережений у них никогда не было.
Она медленно пошла по коридору. Был уже обед. Их комната была пуста.
Ирина быстро собрала свои вещи. Встречаться с соседкой по кабинету ей не хотелось.
****
Подписав все бумаги и получив расчет, она побрела на трамвайную остановку.
Дом встретил ее непривычной тишиной. Светланка была в садике.
Ирина включила компьютер, нашла свое старое резюме. Прошло два года. Она внесла все необходимые поправки и решила вечером поискать предложения через сайты, предлагающие работу.
Быстро выпив чаю, Ирина побежала в садик.
****
Она все думала, как же она скажет дочке, что она теперь без работы?
- Граждане пассажиры. Авария на линии. Впереди стоят трамваи. Просьба освободить вагоны. – голос из динамика вывел Ирину из задумчивости.
Она огляделась вокруг. Пассажиры спешили на выход. Она тоже пошла к дверям.
Трамвай почти доехал до остановки и встал в очередь из других вагонов. Ирина взглянула на часы: ладно время есть, дойду пешком.
Она перешла дорогу и остановилась у яркой витрины. В витрине сидела кукла в коляске. Ирина залюбовалась ей. Она была похожа на маленькую Светланку, когда папа встречал их из роддома.
Ноги сами понесли ее в магазин. Очнулась она у кассы, когда кассир назвала баснословную, по Ирининым меркам, сумму. Это была большая половина ее «выходного пособия».
Трясущимися руками она достала кошелек и отсчитала нужную сумму.
Выйдя из магазина с большой коробкой в руках. Ирина подумала: «Что же я наделала?»
Хотела вернуться в магазин и сказать, что это ошибка, вернуть куклу и забрать деньги.
Но, в это самое время, ее трамвай, на котором она приехала, подъехал к остановке и открыл двери.
Ирина мысленно махнула на все рукой: «была не была» и заскочила в закрывающуюся дверь.
****
Светланка, увидев маму с большой разноцветной коробкой в руках, подбежала к ней и повисла на шее.
- Это что мне? – дочка смотрела на Ирину круглыми сияющими глазами. – Спасибо, мамочка, ты у меня самая лучшая на свете!
Ирина, чувствовал себя по настоящему счастливой и думала, что ради того, чтобы увидеть сияющие глаза дочки, стоило потратить не только половину, но и все оставшиеся деньги.
Девочки из группы «облепили» Светланку. Они восхищенно охали и ахали. А важная Светлана, пообещав, что она конечно даст всем с поиграть с ее новой куклой вышла в коридор с коробкой в руках, и они пошли домой.
****
Вечером они пили чай с сахаром. Конфеты кончились. Раньше дедушка все время покупал Светланке конфеты и Ирина забыла, что к чаю у них ничего нет.
Светланка не расставалась с куклой весь вечер. Она придумала ей имя: Аленка. Они вместе играли в: маму, бабушку и ляльку. Ирина была бабушкой и оставалась нянчиться с Аленкой, когда «мама» Света уходила в «магазин» или на «работу».
Они быстро разобрались с инструкцией: чтобы кукла заплакала ее нужно было напоить водой и несколько раз нажать на правую ручку. И у нее из глаз лились "настоящие" слезки.
Они даже покормили ее «по-настоящему». В коробке был пакетик с кашей. Они развели ее водой в тарелочке, и «мама» Света покормила "дочку" из ложечки.
После еды Аленку следовало посадить на горшок и нажать специальную кнопочку на животе, чтобы кукла «пописала».
Наигравшись, уставшая Светланка отправилась спать, уложив «дочку» рядом с собой.
Уложив Светланку, Ирина погрузилась в поиски работы. Она долго перебирала вакансии. Где-то требовался опыт, которого у нее не было. Где-то не брали с маленькими детьми. Подходящих вакансий было всего три.
Одна вакансия была просто фантастическая: рядом с домом и с зарплатой в три раза выше, чем была у нее.
И фирма была замечательная, ее знакомая работала в «Экофине» и, при встрече взахлеб рассказывала про замечательный коллектив и чудесного директора.
Светлана написала сопроводительные письма, прикрепила резюме и нажала отправить.
****
Ночью ее разбудила Светланка. Она стояла рядом с кроватью и трясла Ирину за плечо: «Мама, мам, да мама, проснись же».
- А, что? – Ирина с трудом открыла глаза. – Что случилось? Ты заболела?
- Да нет. Мам, я деду видела.
- Дедушку? Где?
- У него в комнате.
- Тебе сон приснился, такое бывает. Иди ложись спать. – глаза у Ирины снова стали закрываться.
- Да, мама. – Светланка снова потрясла Ирину за плечо. – Он мне сказал, чтобы я взяла конфеты, которые он купил, но не успел отдать.
Сон враз слетел с Ирины.
- Что? Какие конфеты?
- Ну, мои любимые: «гусиные лапки».
- Ничего не понимаю, я завтра схожу и куплю тебе конфетки. Сейчас магазины закрыты.
- Не надо. Деда же купил. Он их всегда кладет на верхнюю полку в шкафу. Чтобы я не достала.
- Откуда ты знаешь?
- Ну, я видела. И брала иногда конфетку, когда в вазочке заканчивались. – Светланка покраснела и опустила глаза.
- Хорошо, что ты от меня хочешь?
- Пойдем посмотрим, где конфеты?
- Прямо сейчас? – ужаснулась Ирина. – Ночью?
- Да.
- Ну, хорошо. Если эти конфеты мешают тебе спать – пойдем посмотрим.
Она накинула халат. Взяла ключи, и они вместе пошли в дедушкину комнату.
- Ну, показывай свое конфетохранилище.
Светланка подставила табуретку и в один миг оказалась ростом с Ирину. Открыла дверцу, сунула руку внутрь шкафа и вытащила прозрачный пакет, в котором, наверное, был целый килограмм карамелек в коричневом фантике с красными хвостиками.
Следом за пакетом выпала маленькая книжка. Ирина сняла Светланку с табуретки, поставила ее на пол и подняла сберкнижку.
Счастливая Светланка, прижимая к себе кулек, убежала к себе.
Ирина открыла книжку. Оформлена она была на папино имя. Ирина листала дальше. Увидев последнюю сумму, она схватилась за сердце и присела на диван.
Сумма была 1 000 000 руб.
Ирина положила книжку на диван и пошла за дочкой.
Рассеянно забрала у нее конфеты и унесла их на кухню. Уложила Светланку в постель, погасила свет, включила ей сказку и вернулась в папину комнату.
«Папка, что же ты молчал?» - вытерев слезы и прихватив серую книжечку она пошла досыпать.
****
Утром, когда Ирина отвела Светланку в садик и вернулась домой. У нее зазвонил телефон.
- Ирина Станиславовна? Вас беспокоит секретарь фирмы «Экофина», мы получили ваше резюме и хотели бы пригласить вас завтра на собеседование. Во сколько вам будет удобно?