Найти тему

Зачем психологу ментор?

Психолог, как любой другой человек, нуждается в помощи. Один из таких помощников всем хорошо знаком – это супервизор. Супервизор помогает психологу решить сложности, возникшие в процессе консультирования клиента. Он подсказывает и помогает достичь лучшего результата от психотерапии. Также психолог работает с личным психологом, который  помогает справляться с внутренними переживаниями и трудностями.

Но есть ещё одно важное звено поддержки консультанта – наставник или ментор. Ментор нужен для того, чтобы наставлять своего подопечного и делиться с ним профессиональным опытом.

Менторство помогает развивать себя профессионально и делиться своими знаниями и кейсами с другими специалистами. Это двухсторонний процесс, в котором развитие получают как ментор, так и подопечный (менти). Разберемся, кто такой современный ментор, зачем он нужен и где искать своего наставника.

Кто такой ментор и кому он нужен?

Ментор – это опытный специалист, который профессионально развивает потенциал своего подопечного. Сегодня есть индивидуальный и групповой менторинг. В индивидуальном менторинге ментор разрабатывает стратегию развития подопечного, обсуждая цели и устремления менти. Например, часто в психологической практике бывают сложные и крайне специфические ситуации, на которые у терапевта может не быть ответа – именно с такими запросами может помочь ментор.

Ментор разрабатывает «дорожную карту» прохождения практик и освоения навыков для ответа на запрос. Особенностью ментора является сочетание видения развития менти с применением индивидуального опыта, собственной истории успеха.

Потребность в наставнике возникает у начинающих психологов. В начале профессионального пути важно научиться применять знания на практике и не бояться расширять свою профессиональную специализацию. Ментор сможет не только вдохновить начинающего психолога, но и построить индивидуальный трек развития специалиста с учетом его особенностей и карьерных предпочтений. Важно, что наставник не решит ваши проблемы за вас, он лишь даст совет, покажет направление и поможет здраво взглянуть на ситуацию.

Чтобы наставничество приносило пользу, ментор должен:

1.    Обладать большим опытом. Ментор прошел через разные ситуации и знает, как решать задачи, с которыми вы сталкиваетесь впервые. Он поделится опытом, и вы сможете учиться на чужих ошибках.

2.    Иметь полезные контакты. У хорошего наставника много знакомых из разных сфер. Если понадобится, он сведет вас с ними и даст рекомендации. Такие связи очень важны для успешной карьеры.

3.    Задавать правильные вопросы. Ментор поможет взглянуть на ситуацию под новым углом и найти неожиданное решение проблемы в ситуациях, которые казались вам безвыходными.

4.    Видеть более полную картину. Человеку со стороны легче объективно оценить вашу карьерную ситуацию и перспективы. Вместе с ним вы выстроите стратегию развития, расставите приоритеты, определите первостепенные цели и поймете, какие скиллы нужно прокачивать, чтобы их достичь.

5.   Помогать конкретными действиями. Если только начинаете в профессии, он может проконсультировать по различным вопросам или даже дать рекламу вашего проекта через свои каналы.

Самое важное требование к менторам – профессиональный опыт и желание им делиться. В менторство специалисты могут попасть не только ради желания помогать другим. Например, наставники тоже развивают свои компетенции, работая с подопечными и окунаясь в их опыт. Конечно, менторство – работающий вариант для тех, кто хочет повысить свою узнаваемость и получить уважение коллег.

Секрет успешного наставничества в активной и регулярной коммуникации с двух сторон. Менторинг, как и любая другая работа человека с человеком, зависит не только от опытности наставника, но и от отдачи подопечного. Крайне важно, чтобы менти был замотивирован в своем развитии и осмысленно обсуждал с наставником небольшие шажки к своей цели.

В групповом менторинге, особенно в части создания и ведения курсов и стажировок, важно понимать технологии и методы ментор-сессий, правила разработки программ. Технологии менторинга позволяют  раскрыть уникальность и практический опыт каждого участника онлайн курса, разработанного ментором.

Я решил, что хочу помогать другим. Как стать ментором?

Площадок для поиска ментора много. Также много и наставников, готовых вам помочь. Перед тем, как начинать поиск, стоит детально обдумать свой запрос и потребность, чтобы точно сформулировать их специалисту и не ошибиться ещё на этапе выбора.

Лучше выбирать ментора на проверенных ресурсах, а еще лучше, если вы – не первый подопечный и ваш наставник уже помог кому-то.

Что делать, если вы ощутили в себе желание помогать коллегам и делиться с ними профессиональным опытом? Конечно, не откладывать на потом, а уже сейчас изучить возможности встать на путь менторства. Например, на сайте Московской академии менторинга (МАМ), нового проекта НПЦ «Виртуальная клиника», скоро стартует новая программа. Вариант начать наставничество с обучения всегда выигрышный, так как поможет получить необходимые практические навыки под руководством специалистов.

После окончания обучения в МАМ вы сможете работать в психологических центрах, на образовательных платформах, на платформах цифровой психологической и психолого-педагогической помощи и в центрах дополнительного образования. Часть выпускников, успешно прошедших обучение, получат приглашение работать в «Виртуальной клинике».

Подробнее узнать о программе Московской академии менторинга вы можете на мастер-классе, посвящённом менторингу. Онлайн мастер-класс «Практика психолога в экологичной среде» проведут менторы Московской академии менторинга проекта НПЦ «Виртуальная клиника» 30 мая. Во время мастер-класса вы соприкоснетесь с новыми технологиями трансфера навыков в цифровой среде и узнаете о новом направлении в профессиональной практике психолога: менторинге. Участие в мастер-классе БЕСПЛАТНО.

Переходите по ссылке и  записывайтесь на мастер-класс.