Найти тему
Живопись

Художник Константин Вещилов: мгновенное чувство и вечное созерцание

Эта картина великолепна в любом качестве. И как отдельно взятое живописное произведение, и как психологический автопортрет живописца. Да и как своего рода комментарий к его биографии.
Вещилов К. А., «Марина Гранде. Капри», 1920-е, картон, оргалит, масло, 25,0 x 20,5 см, частное собрание
Вещилов К. А., «Марина Гранде. Капри», 1920-е, картон, оргалит, масло, 25,0 x 20,5 см, частное собрание

«Марина Гранде. Капри». За иллюзией этюдной лëгкости произведения кроется потрясающее трудолюбие создателя. Долгие полупрозрачные мазки, обозначившие очертания зданий; многослойное «столпотворение» разнородного красочного пигмента, добавившее осязаемой рельефности вершинам скал; до небрежения широкие движения кисти, перекрывающие траекторию друг-дружки в самых неожиданных направлениях, но тем не менее дарящие зрителю иллюзию слитного движения водной глади — всë это не может быть следствием простой авторской наблюдательности или спонтанного желания экспериментировать.

Таких пленэрных находок просто не бывает, как бы талантлив и «насмотрен» не был автор. Нужны тысяч часов самоотверженного труда. Понадобилось заново формулировать собственный стиль, в рамках которого ритмичность вертикальных доминат не конфликтовала бы с разноцветным мельтешением пастозных «заплаток». А любимые мастером светлые тона сохранили свою красоту, но при том «научились» играть в неприступность и мощь. Не парить в небесах, а величаво царить над ландшафтом неколебимостью горных вершин...

Вещилов К. А., «Марина Гранде. Капри», 1920-е, фрагмент
Вещилов К. А., «Марина Гранде. Капри», 1920-е, фрагмент

На этой картине обобщённость композиции и игры контрастов достигли таких абсолютных значений, что по сути своей импрессионистское полотно обрело глубину и сложный многоплановый строй. Столь нетипичный для полотен отцов-основателей течения и столь любимый на родине мастера.

Сохранив эффект мгновенного впечатления, художник превратил свой пейзаж в эстетическое блюдо с богатым букетом эмоций долгим послевкусием. Любуясь этой работой, мы постоянно находить нечно новое, интересное, необычное. Раскрывающее вид идиллического курортного ландшафта чуть иначе, чем нам виделось до. Эта картина- настоящий бриллиант, который всякий следующий раз играет новыми гранями красоты, стоит Вам устремить к нему свет Вашего внимания...

Судя по устоявшемуся стилю письма, некоторым особенностям выбора перспективы, работе с цветом и светом, а главное — по «месту действия»сюжета картины, мы берёмся утверждать, что написана она Константином Александровичем Вещиловым в двадцатых годах двадцатого века... Право слово, мы бы многое отдали, чтобы узнать реакцию на это произведение Ильи Ефимовича Репина. Классик отечественной живописи очень любил своего ученика. Стремился вырастить Константина в лучших академических традициях и прочил ему большое будущее монументалиста.

Так оно поначалу и было. Обратите внимание на приведённые в данной статье изображения, дорогой читатель. В начале карьеры Вещилов всячески оправдывал ожидания и, так сказать, «шëл по стопам» великих. Мастер пейзажа, адепт исторической живописи, театральный декоратор... Признанный, оценённый и награждённый.

Вещилов К. А., «Починка сетей», холст, масло, 60 х 73 см, частное собрание
Вещилов К. А., «Починка сетей», холст, масло, 60 х 73 см, частное собрание
Вещилов К. А., «Дома рыбаков в Эрбалунго. Корсика», холст, масло, 60,5 х 73 см, частное собрание
Вещилов К. А., «Дома рыбаков в Эрбалунго. Корсика», холст, масло, 60,5 х 73 см, частное собрание

Всë изменила иммиграция. Если в 10-х годах наш герой ещë только пробовал кисть в новомодном стиле импрессии, то после окончательного переезда за границу, его авторский подчерк изменился радикально и бесповоротно. На первые места в творчестве выдвинулись цветовые отношения и световоздушная среда, а затем произошёл полный отказ от подготовительной работы с композицией. Однако, никаким ветром перемен выветрить из настоящего русского художника его «русскость»так и не вышло. Почерпнул, переняв и отрефлексировав, Вещилов создал тот особенный авторский импрессионизм, который ухитрился оставить в самой своей сути раздумчивость и сентиментальность отечественной школы. Столкновение этих двух «стихий» — французского «мгновенного чувства» и русского «вечного созерцания» особенно хорошо заметно на той самой «Марина Гранде... ». Именно поэтому мы и называем еë автобиографичной. Так не чувствовал момент ни один парижский художник и не смотрел на мир ни один петербургский живописец. Так умел только художник Константин Александрович Вещилов.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», «палец вверх», репосты очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #современное искусство #культурология