Найти в Дзене

Ан-Наз̣з̣а̄м

Ан-Наз̣з̣а̄м, ʼАбӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм ибн Саййа̄р ал-Балх̱ӣ (ум. ок. 845), мусульманский философ и богослов, видный представитель басрийской школы мутазилизма.

Родился в Басре в семье вольноотпущенников клана банӯ Зийа̄д (по другой версии – банӯ ад̣-Д̣убаʻӣ). Первым учителем ан-Наз̣з̣а̄ма был его дядя по материнской линии, ʼАбӯ ал-Хуз̱айл ал-ʻАлла̄ф; в дальнейшем он обучался грамматике и красноречию у известного языковеда ал-Х̱алӣла ал-Фара̄хӣдӣ (ум. ок. 789). Уже в юном возрасте спорил с поэтом и вольнодумцем С̣а̄лих̣ом б. ʻАбд ал-К̣уддӯсом (ум. 783) и шиитским богословом Хиша̄мом б. ал-Х̣акамом (ум. ок. 796). Апологетическая деятельность, равно как и поиск новых наставников, подвигла ан-Наз̣з̣а̄ма посетить Мекку, Балх, Ахваз, Хорасан и Калъат-Сикар. Вернувшись из странствий, он обосновался в родной Басре, где продавал ожерелья из бисера, за что, вероятно, и получил прозвище «Нанизующий» (ан-Наз̣з̣а̄м). В продолжение правления Ха̄рӯна ар-Рашӣда (ум. 809) ан-Наз̣з̣а̄м, окончательно обособившись от кружка своего известного родственника, был вызван в Багдад кланом Бармакидов, занимавшим видное место при дворе халифа. По-видимому, уже при ар-Рашӣде он окончательно перебирается в столицу, а при ал-Маʼмӯне (ум. 833) занимает прочное положение при дворе правителя. Результаты его масштабной полемической и естественнонаучной деятельности были описаны им в тридцати девяти трактатах, на сегодняшний день считающихся утерянными (за исключением некоторых фрагментов). В числе учеников ан-Наз̣з̣а̄ма доксографы называют ал-Джа̄х̣из̣а (ум. 868), ал-ʼИска̄фӣ (ум. ок. 854), Ах̣мада б. ʼАййӯба (ум. во второй половине IX в.) и Ах̣мада б. ал-Х̣а̄ʼита.

Развивая апофатическое богословие первых мутазилитов, ан-Наз̣з̣а̄м в целом склонялся к атрибутивной модели Бишра ал-Марӣсӣ: утверждение за Аллахом какого-либо вечного атрибута означает не что иное, как отрицание несовершенства Его самости. Следовательно, умозрительно выделяемые атрибуты Бога в реальности неразличимы: совершенство самости Всевышнего не предполагает даже абстрактного деления ее свойств на атрибуты «жизнь», «знание» или «воля». Последний атрибут ан-Наз̣з̣а̄м и вовсе исключал из числа божественных, считая, что Аллах творит только в соответствии со Своим всеведением и мудростью. В отличие от ал-ʻАлла̄фа, ан-Наз̣з̣а̄м учил об абсолютной благости Бога, отрицая саму возможность совершения Последним зла. В вопросе об участи обитателей ада и рая ан-Наз̣з̣а̄м следовал джахмитской доктрине эсхатологического финитизма, разделяемой и ал-ʻАлла̄фом: движения людей в вечности непременно должны прекратиться, поскольку они противоречат божественному вневременному покою. Дополняя типичный для раннего калама космологический аргумент в пользу бытия Бога, ан-Наз̣з̣а̄м активно пользовался телеологическими доказательствами и объяснял сосуществование противоположных телесных и акцидентальных форм существованием Вседержителя, ежемгновенно поддерживающего бытие единовременно созданного Им мира. Подобного рода теологической аргументацией впоследствии активно будут пользоваться матуридиты – в частности, сам ал-Ма̄турӣдӣ и ан-Насафӣ.

Автор: Нофал Ф.О.

Подробнее читайте на сайте Электронной Философской Энциклопедии.