Найти в Дзене
Увидимся в Москве

Доходный дом страхового общества "Россия": история

В этой статье мы отправимся на Сретенский бульвар, чтобы внимательно рассмотреть одно из невероятно красивых и необычных сооружений - комплекс зданий страхового общества "Россия". Они расположены по адресу: Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 и 2, и занимают целый квартал между Фроловым, Бобровым и Милютинским переулками. Уверена, это здание с часами и башенкой вы, мои дорогие читатели, видели не раз во время прогулок по бульвару. Что ж, отправляемся на прогулку по истории! . . . В первой половине XVIII в. на этой территории располагалось подворье новгородского архиепископа Феофана Прокоповича, который пользовался особым расположением Петра I - государь одаривал его деньгами и недвижимостью. Стоит отметить, что большую часть времени архиепископ проводил в Петербурге, а в Москве появлялся нечасто. После его смерти подворье перешло в государственную казну. В 1742 г. императрица Елизавета Петровна распорядилась передать комплекс зданий московскому почтамту, и в том же году зодчий И. Мич

В этой статье мы отправимся на Сретенский бульвар, чтобы внимательно рассмотреть одно из невероятно красивых и необычных сооружений - комплекс зданий страхового общества "Россия". Они расположены по адресу: Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 и 2, и занимают целый квартал между Фроловым, Бобровым и Милютинским переулками.

Уверена, это здание с часами и башенкой вы, мои дорогие читатели, видели не раз во время прогулок по бульвару.

Что ж, отправляемся на прогулку по истории!

Дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (Яндекс картинки)
Дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (Яндекс картинки)

. . .

В первой половине XVIII в. на этой территории располагалось подворье новгородского архиепископа Феофана Прокоповича, который пользовался особым расположением Петра I - государь одаривал его деньгами и недвижимостью.

Стоит отметить, что большую часть времени архиепископ проводил в Петербурге, а в Москве появлялся нечасто. После его смерти подворье перешло в государственную казну.

В 1742 г. императрица Елизавета Петровна распорядилась передать комплекс зданий московскому почтамту, и в том же году зодчий И. Мичурин перестроил подворье под нужды почтамта. Он просуществовал здесь до 1785 г., после чего переехал на Мясницкую улицу, а бывшее здание стали называть Старым почтамтом.

Комплекс домов страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (Яндекс картинки)
Комплекс домов страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (Яндекс картинки)

В 1880-х годах здесь появилось круглое здание "Царь-град" для панорамы "Взятие Плевны", спроектированное архитектором В. Н. Карнеевым.

В 1886 г. павильон был перестроен архитектором Д. Чичаговым для размещения народного театра "Скоморох", создателем которого являлся антрепренер Михаил Лентовский. В том же году состоялось и первое представление "Бедность не порок" по пьесе Александра Островского.

По свидетельствам современников в театре был на стенах вешали пояснительные таблички "С места на место не переходить: отовсюду видно хорошо" или "Бис - означает повторить".

В репертуаре театра были произведения Алексея Писемского, Степана Гедеонова и других драматургов. Лентовский большое внимание уделял оформлению сцены, светотехнике и музыкальному сопровождению, а помимо спектаклей в театре ставили феерии и мелодрамы. Однако через пару лет театр закрылся из-за нехватки средств.

. . .

В 1898 г. этот земельный участок приобрело страховое общество "Россия".

Интересен тот факт, что общество появилось весной 1881 г. по указу императора Александра III.

Как отмечал О. Фочкин в своей книге "Москва. Лица улиц. Продолжение легенд":

"Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. <…> Благодаря широкой рекламной кампании страховое общество "Россия" сразу же приобрело известность и популярность. Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране. Страховали даже стекла от разбития."

Часть прибыли общества шла на покупку или постройку доходных домов - жилых многоквартирных зданий, помещения которых сдавались в аренду.

В 1898 г. правление Общества объявило конкурс на проект нового доходного дома.

Первая премия была присуждена проекту известного петербургского архитектора Александра Ивановича фон Гогена, но заказчик, тем не менее, выразил пожелание, чтобы строительством занялся другой участник конкурса - молодой архитектор Николай Михайлович Проскурнин, окончивший четырьмя годами ранее Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. Его помощником назначили еще одного конкурсного участника - Отто Вильгельмовича фон Дессина. Помимо этого активное участие в строительстве принимал московский инженер и архитектор Виктор Андреевич Величкин (автор проекта московской гостиницы "Савой").

Комплекс доходных домов был возведен в период с 1899 по 1902 гг. В состав жилого комплекса вошли два разных по величине корпуса с внутренними дворами.

Дом страхового общества в 1902 - 1903 гг. (фото pastvu.com)
Дом страхового общества в 1902 - 1903 гг. (фото pastvu.com)

По первоначальному плану проезда между Сретенским бульваром и Бобровым переулком не должно было быть, вдоль бульвара планировали выстроить всего один длинный корпус. Однако при утверждении проекта пришлось внести изменения с учетом пожарной безопасности: посчитали, что в случае возникновения пожара внутри квартала пожарным пришлось бы терять драгоценные минуты, объезжая такое длинное здание. Таким образом появились два корпуса, проезд между ними и ворота, ставшие одним из украшений дома.

В чугунную вязь ограды, выполненную по эскизам фон Дессина, вплетены вензеля общества - "СОР".

Дома являются разновеликими по объему, выполнены в эклектичном стиле, здесь применены черты модерна и позднего итальянского ренессанса.

Корпус на углу Сретенского бульвара и Фролова переулка привлекает внимание двумя башнями, декорированными под башни Кремля: с одной стороны здание венчает небольшая часовая башенка, выполненная по образу Спасской башни, с другой - декоративная башня "по мотивам" Водовзводной, завершающая эркер. Под часами на башенке размещена скульптура льва со щитом, на котором изображён вензель страхового общества - изящно переплетённые буквы "О" и "Р".

Интересен тот факт, что в часовой башне установлен колокол, у которого изначально нет ни языка, ни механизма боя. Его специально отлили на заводе Павла Финляндского. Колокол никогда не использовался по назначению и звонил лишь один раз: во время праздника в честь юбилея здания в 2011 г.

Корпус со стороны Милютинского переулка украшен скульптурами мужчины с киркой и женщины с шестерёнкой - так аллегорически они изображают технический прогресс. Помимо этого на фасаде можно увидеть фигуры крылатых женщин, женские головки с вьющимися волосами и другие декоративные элементы.

На фронтоне размещён горельеф с изображениями младенцев-путти, играющими у ног богини, и учителем с лицом Сократа, который беседует с учеником.

Фасады обоих корпусов обильно украшены барельефами и декоративными элементами, изображающими реальных и фантастических животных: львов, орлов, змей, летучих мышей, крокодилов, саламандр, а также щиты с вензелем страхового общества и различные рельефные фигуры и орнаменты.

До революции здание имело красный цвет фасадов, а на крыше стояли изысканные статуи, но во время войны многие из них пострадали. В дом неоднократно попадали авиабомбы, и в результате он частично лишился декора.

. . .

Доходный дом страхового общества "Россия" стал самым технически совершенным жилым домом Москвы. В доме было сто сорок восемь комфортабельных квартир площадью от двухсот до четырехсот квадратных метров. Средняя высота потолков в квартирах составляла примерно четыре метра. Все квартиры располагали кухнями с печами для приготовления пищи, мойками, отдельными санузлами и ванными комнатами, в некоторых квартирах были роскошные камины с изразцами.

Комплекс оборудовали всеми возможными для того времени удобствами. В подвале дома разместили автономную электростанцию, работающую на нефти, которая обеспечивала светом, энергией и горячей водой все 148 квартир. Восемь отопительных котлов, насосы и различные вентиляционные установки.

Сложная система вентиляции предусматривала подогрев, фильтрацию и увлажнение воздуха.

Для водоснабжения пробурили артезианский колодец глубиной около 50 метров, т. к. московский водопровод в то время работал не очень стабильно.

В зданиях имелись электрические лифты, что было редкостью для Москвы того времени, телефонная станция, собственная прачечная, которая располагалась на чердаке.

Здесь работали: синематограф, атлетический зал и стоянка для экипажей и автомобилей, а целый штат персонала был готов выполнить любые поручения жильцов.

Дом страхового общества "Россия" строили максимально надежно, т. к. московская дума требовала гарантий, что паровые котлы не взорвутся, а камины и газовые плиты не приведут к пожару.

В итоге дом превратился в настоящую крепость, которая могла существовать вполне автономно от города. Подвалы дома были настолько большими, что в 1941 г. в них было устроено бомбоубежище.

. . .

По уровню комфорта этот дом не имел себе равных, а квартиры в нём были довольно дорогими, поэтому арендовать их могли только очень богатые люди.

Там поселились члены Государственной думы, врачи, ученые, адвокаты и актеры. Среди жильцов были основоположник конституционного права России Сергей Муромцев, психиатр Николай Баженов, физиотерапевт Самуил Вермель, ботаник Дмитрий Сырейщиков.

В 1909 г. в одной из квартир бывал знаменитый художник И. Е. Репин. Здесь он писал портрет жившего в этой квартире доктора П. А. Лезина.

На литературных вечерах у адвоката Сергея Кара-Мурзы бывали художник Александр Бенуа, поэты Марина Цветаева, Максимилиан Волошин и Вера Инбер.

Как отмечал Владимир Лидин в своей книге "Друзья мои книги. Заметки книголюба":

"В прихожей огромной квартиры в доме страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре в Москве посетителя встречал невысокий, милейший по своим душевным качествам хозяин. <…> Сергей Георгиевич умел создавать высокое литературное настроение на своих "вторниках". "Вторники" Кара-Мурзы были в годы, предшествовавшие революции, популярны в литературной Москве. Они следовали традициям московских литературных салонов…"

. . .

После 1917 г. дом был национализирован, так же, как капиталы и все имущество страхового общества, а само оно было ликвидировано.

В роскошных апартаментах были устроены коммунальные квартиры, причем в них не просто провели уплотнение, а разделили большие залы фанерными стенами-перегородками на небольшие комнатки.

В каждую квартиру вселили по нескольку семей.

Въехала туда и советская интеллигенция. В разные годы в доме жили: актер и режиссер Николай Хмелёв, балерина Наталия Бессмертнова, архитектор Валентин Дубовской, математик Николай Лузин и многие другие.

По этому адресу, помимо жилых квартир, размещались: Российское телеграфное агентство, Главное артиллерийское управление Красной армии, а с 1920 по 1925 гг. в первом корпусе размещался Наркомпрос, где под руководством революционера Анатолия Луначарского трудилась Надежда Крупская.

Наркомпрос имел литературный отдел - ЛИТО, в котором секретарем работал М. А. Булгаков.

Этот эпизод нашел отражение в произведении писателя "Записки на манжетах":

"В Лито не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было."

"Отметилось" здание и в рассказе В. Катаева "Алмазный мой венец":

"Прямо на Сретенский бульвар выходили громадные оранжевокирпичные корпуса бывшего страхового общества "Россия", где размещались всякие лито-, тео-, музо-, киноорганизации того времени, изображённые Маяковским в стихотворении "Прозаседавшиеся", так понравившемся Ленину. В том же доме в Главполитпросвете работала Крупская по совместительству с работой в Наркомпросе РСФСР - по другую сторону перекрёстка, в особняке на Чистых прудах, под началом Луначарского".

В начале 1930-х годов проводили конкурс на план реконструкции Москвы, свой проект представил и франко-швейцарский архитектор Ле Корбюзье. Он предлагал снести весь исторический центр столицы, за исключением "нескольких драгоценных памятников былой архитектуры", в числе которых оказались дома на Сретенском бульваре.

Историк Михаил Юдин рассказал и о другой версии событий: после осмотра комплекса доходных домов архитектор понял, что пока нет технологии, которая взорвала бы столь толстые стены, поэтому решил его не трогать.

Во второй половине XX в. коммуналки были расселены, но дом остался жилым: в нём обустроены квартиры различного размера и планировки, в некоторых сохранились оригинальные камины и лепнина.

В 1960-х годах в мансарде жилого комплекса разместились художественные мастерские, там работали Илья Кабаков и Юло Соостер - представители "неофициального искусства", так называемая "группа Сретенского бульвара". В нее, помимо Кабакова и Соостера, входили Эрик Булатов, Иван Чуйков, Виктор Пивоваров.

После отъезда Ильи Кабакова на работу за границу в 1989 г. в его мастерской разместился Институт проблем современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна. Летом 2018 г. Илья и Эмилия Кабаковы передали свою бывшую мастерскую в дар Третьяковской галерее.

К сожалению, с течением времени, внешний облик комплекса домов изменился: главный корпус со стороны Сретенского бульвара больше не украшают купола, утрачены и шпилевидные завершения на башнях

В настоящее время дома по-прежнему остаются жилыми, часть помещений сдаётся под офисы. Комплекс имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Прекрасный и притягивающий взгляд дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (Яндекс картинки)
Прекрасный и притягивающий взгляд дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (Яндекс картинки)

. . .

С этим домом связано несколько интересных фактов, на уровне городских легенд:

* одна из них гласит о том, что под комплексом на Сретенском бульваре имелся секретный подземный ход до Кремля и до еще одного здания страхового общества на Лубянской площади. Однако подтверждений этому не обнаружили;

* по слухам, архитектор Ле Корбюзье считал этот доходный дом самым красивым зданием в Москве;

* из-за суеверия в доме отсутствует квартира под № 13;

* "... в этих местах находилась усадьба боярина Кучки. Она приглянулась Юрию Долгорукому, но Кучка не пустил князя в город. За это пришлось поплатиться жизнью. И до сих пор в полночь здесь можно увидеть тень боярина. Много лет спустя на этом же месте появилось здание народного театра. В 1884 году там поставили феерию "Черти на земле", и с тех пор в театре начали происходить странные вещи: артисты теряли память, падали со сцены, спивались, рушились декорации. В конце концов театр разорился. Чертовщина не закончилась и со строительством дома страхового общества "Россия". При возведении здания рабочих увозили в больницу чуть ли не каждый день. А когда въехали первые жильцы, начались сбои в работе вентиляции и отопления, слышались посторонние звуки и шорохи".

. . .

Наше путешествие на сегодня подошло к концу, надеюсь, вам, мои дорогие читатели, было так же познавательно и интересно, как и мне во время поиска материалов и написания этой статьи!

До новых встреч! В следующий раз мы непременно отправимся куда-нибудь еще!

.

.

.

.

.

Дорогой друг! Если ты дочитал до конца и было интересно - не забудь поблагодарить автора лайком или обсудить тему в комментариях! А если разделяешь мою любовь к Москве,ее истории и прогулкам, тогда смелей подписывайся,посмотрим,сколько нас - влюблённых в Белокаменную и ... увидимся в Москве!