Найти тему
Словодел

Рекомендации как признак беспомощности: что стоит за требованиями Еврокомиссии по российскому газу

Еврокомиссия утвердила допустимую схему оплаты российского газа, которая не будет нарушать введенных против РФ санкций. Экономист и политолог Василий Колташов в комментарии для «Слово и Дело» объяснил, почему предложенный вариант неработоспособен и зачем его продвигают чиновники ЕК.

Согласно заявлению Еврокомиссии, нет ничего предосудительного в том, чтобы открыть счет в евро в «Газпромбанке» и использовать его для оплаты поставок голубого топлива. Но второй, рублевый счет открывать не следует. Вместо этого нужно громко заявить, что после перечисления денег на имеющийся счет обязательства считаются выполненными, и ждать поступления газа.

Очевидно, что такой вариант не соответствует требованиям «Газпрома». Тем не менее, руководитель центра политэкономических исследований Василий Колташов в беседе с корреспондентом «Слово и Дело» отметил, что такая позиция Еврокомиссии — это уже на половину капитуляция.

«Проблема в том, что Еврокомиссия пытается спровоцировать сотрудничающие с РФ компании на действия, которые для российской стороны неприемлемы. Завоз денег в «Газпромбанк» не означает, что эти средства уже пришли в Россию, а для российской стороны приемлемо только получение денег. Поэтому платеж будет считаться проведенным только тогда, когда деньги поступили в распоряжение «Газпрома», — пояснил эксперт.
-2

Колташов напомнил слова министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что Европейский союз фактически украл деньги у России. Поэтому, чтобы аналогичная судьба не постигла еще и средства, которые уже заведены в «Газпромбанк», они должны быть переведены в Россию.

«Еврокомиссия может говорить что угодно. Но ее рекомендация является следствием беспомощности, потому что они не могут заставить покупателей отказаться от российского газа. Поэтому они сейчас играют в эту словесную игру».
-3

Впрочем, рекомендации Еврокомиссии, вероятно, останутся без внимания. Пример Болгарии и Польши, которые столкнулись с последствиями отказа платить за российский газ рублями, оказался достаточен. На этот факт также обратил внимание Колташов.

«Мы наблюдаем готовность европейских покупателей выполнять требования «Газпрома». Не платить «в душе», а дожидаться, пока эти деньги придут в Россию. На самом деле «Газпром» ведет себя честно с клиентами, когда говорит, что платеж должен уйти в Россию. Это принципиальное условие, без этого никак», — резюмировал он.

Следует отметить, что европейцы пытаются найти альтернативу российскому газу. К примеру, Германия пытается прийти к соглашению с Катаром. Однако, как отметил политолог Шаповалов, в Дохе понимают, что у Берлина не так много вариантов, поэтому смело выкручивают руки немцам, предлагая кабальные условия сделки.