В Кузбассе продолжается региональный театральный фестиваль "Главное событие". Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара в направлении "Актерское искусство" представил спектакль "Поднимите мне веки".
Режиссер и автор переработанного текста Н.В. Гоголя - Петр Зубарев. В роли Хомы Брута Никита Остатнигрош, в роли учительницы Елена Зубарева. Панночку в образе ведьмы играет заслуженная артистка РФ Тамара Шишкина. А Панночка в девичьем обличье - Анастасия Леонтьева. Сергей Салтымаков, Константин Черепанов, Александр Ахмедов играют трех таинственных личностей, представителей темных сил, авдиторов и казаков. Кукловод - Александр Башев. Премьера спектакля состоялась в марте.
Для современного зрителя среднего и старшего возраста "Вий" Н.В. Гоголя ассоциируется с фильмом 1967 года режиссеров К. Ершова, Е. Кропачева, где в главных ролях предстали Наталья Варлей и Леонид Куравлев. В этом смысле, спектакль кемеровского театра кукол работает на контрасте с уже сложившимися представлениями о сюжете и образах гоголевских героев. В частности, в массовое сознания вошел созданный Н. Варлей и Николаем Кутузовым образ Панночки в облике старухи и юной девы. Старуха-ведьма в фильме 1967 года очень близка образу киношной бабы Яги. А вот Панночка Н. Варлей представила своего персонажа как холодную демоническую красавицу. Старуха и панночка в фильме предстают как два разных персонажа. Я еще в детстве задавалась вопросом, как такая красавица со сверхспособностями может превратиться в неопрятную старуху.
В спектакле кемеровского театра кукол образ Панночки предстал в более современном ракурсе. Роль старухи-ведьмы играет Тамара Шишкина. Она появляется перед зрителями из-за огромной двери - уставшая и подозрительная. Она злится на то, что ее потревожили странствующие студенты бурсы. Бурсаки упрашивают ее дать им ночлег, не подозревая, что старушка - обладает сверхспособностями. Бурсаки уговаривают бабку, постепенно переходя на интонации церковного пения. Возможно, напевность их причитаний пробуждают в героине Тамары Шишкиной идею, которая тут же отразилась во взгляде проблеском чувственности и интереса. Разговаривая с непрошенными гостями, она бесцеремонно и настойчиво сжимает, продавливает плечи Хомы Брута, как бы проверяя их упругость. Постепенно зритель понимает, что в голове бабушки родилась мысль использовать Хому Брута в качестве транспортного средства. Благодаря проблескам живого интереса к телу философа Брута, образ одинокой старушки приобрел загадочность и дьявольское обаяние.
В следующей сцене, когда героиня Тамары Шишкиной заходит в овин, увидевший ее Хома Брут, почувствовав плотоядные намерения в свой адрес, пытается урезонить ее посягновения: ээээ, бабуля. Я такой человек, что ни за что не нарушу пост.
Несмотря на сопротивления Хомы, ушлая бабушка его оседлала и отправилась в заоблачное путешествие. И дальше в перепалке в руках Хомы оказывается бездыханное тело красивой Панночки в исполнении Анастасии Леонтьевой. Распущенные завитые в локоны светлые волосы, ярко-красная понева, венок с цветными неоновыми лентами создают образ страстной, чувственной женщины.
Анастасия играет притягательную в своей демонической сущности молодую женщину. Панночка в образе женщины-вамп является Хоме в воображении, когда казаки рассказывают страшные истории из ее прошлого. Демонизация Панночки нарастает постепенно. Три ночи в церкви наполнены спецэффектами. Плотский образ красивой женщины начал распадаться, когда актриса вышла с фосфоресцентным гримом или маской (сложно понять механику этого мистического явления героини). Затем лицо Панночки превратилось в самостоятельный предмет. Отдельной жизнью зажил венок, который превратился в зловещее паукообразное существо с лапками. Конечно, сильное впечатление на зрителей произвел летающий гроб. Женская демоническая сущность Панночки была разобрана по винтикам и предстала в разъятой форме как отдельные персонифицированные существа потустороннего мира. Тут, конечно, следует сделать комплимент кукловоду Александру Башеву.
Зрители увидели трансформацию личности Панночки сначала из не сдающейся перед возрастом старухи-ведьмы, в плотскую и чувственную дочь сотника, а затем через уничтожение чувственного женского образа в предметность демонического мира.
Женская и актерская природа Тамары Шишкиной придает образу обаяние. Могу предположить, что актриса сосуществуя рядом со своим персонажем, добавила в образность своего героя личного очарования. А Анастасия Леонтьева молодостью и артистизмом наполнила образ Панночки женской энергией.
В фильме 1967 года демоническая сущность Панночки не сочетается с женственностью Натальи Варлей. А вот в спектакле кемеровского театра кукол Панночка вышла такая, что ее демонизм и смертоносность как-то прощаешь. А потом, выходя из зала, сильнее соглашаешься со словами Николая Васильевича: а ведь правду говорят, все бабы - ведьмы.