Найти тему
Искусство Сибири

АКТЕР В РОЛИ: ПАННОЧКА В ИСПОЛНЕНИИ ТАМАРЫ ШИШКИНОЙ И АНАСТАСИИ ЛЕОНТЬЕВОЙ

В Кузбассе продолжается региональный театральный фестиваль "Главное событие". Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара в направлении "Актерское искусство" представил спектакль "Поднимите мне веки".

Фотографии предоставил Театр  кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара
Фотографии предоставил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара

Режиссер и автор переработанного текста Н.В. Гоголя - Петр Зубарев. В роли Хомы Брута Никита Остатнигрош, в роли учительницы Елена Зубарева. Панночку в образе ведьмы играет заслуженная артистка РФ Тамара Шишкина. А Панночка в девичьем обличье - Анастасия Леонтьева. Сергей Салтымаков, Константин Черепанов, Александр Ахмедов играют трех таинственных личностей, представителей темных сил, авдиторов и казаков. Кукловод - Александр Башев. Премьера спектакля состоялась в марте.

Фотографии предоставил Театр  кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара
Фотографии предоставил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара

Для современного зрителя среднего и старшего возраста "Вий" Н.В. Гоголя ассоциируется с фильмом 1967 года режиссеров К. Ершова, Е. Кропачева, где в главных ролях предстали Наталья Варлей и Леонид Куравлев. В этом смысле, спектакль кемеровского театра кукол работает на контрасте с уже сложившимися представлениями о сюжете и образах гоголевских героев. В частности, в массовое сознания вошел созданный Н. Варлей и Николаем Кутузовым образ Панночки в облике старухи и юной девы. Старуха-ведьма в фильме 1967 года очень близка образу киношной бабы Яги. А вот Панночка Н. Варлей представила своего персонажа как холодную демоническую красавицу. Старуха и панночка в фильме предстают как два разных персонажа. Я еще в детстве задавалась вопросом, как такая красавица со сверхспособностями может превратиться в неопрятную старуху.

Фотографии предоставил Театр  кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара
Фотографии предоставил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара

В спектакле кемеровского театра кукол образ Панночки предстал в более современном ракурсе. Роль старухи-ведьмы играет Тамара Шишкина. Она появляется перед зрителями из-за огромной двери - уставшая и подозрительная. Она злится на то, что ее потревожили странствующие студенты бурсы. Бурсаки упрашивают ее дать им ночлег, не подозревая, что старушка - обладает сверхспособностями. Бурсаки уговаривают бабку, постепенно переходя на интонации церковного пения. Возможно, напевность их причитаний пробуждают в героине Тамары Шишкиной идею, которая тут же отразилась во взгляде проблеском чувственности и интереса. Разговаривая с непрошенными гостями, она бесцеремонно и настойчиво сжимает, продавливает плечи Хомы Брута, как бы проверяя их упругость. Постепенно зритель понимает, что в голове бабушки родилась мысль использовать Хому Брута в качестве транспортного средства. Благодаря проблескам живого интереса к телу философа Брута, образ одинокой старушки приобрел загадочность и дьявольское обаяние.

Фотографии предоставил Театр  кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара
Фотографии предоставил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара

В следующей сцене, когда героиня Тамары Шишкиной заходит в овин, увидевший ее Хома Брут, почувствовав плотоядные намерения в свой адрес, пытается урезонить ее посягновения: ээээ, бабуля. Я такой человек, что ни за что не нарушу пост.

Несмотря на сопротивления Хомы, ушлая бабушка его оседлала и отправилась в заоблачное путешествие. И дальше в перепалке в руках Хомы оказывается бездыханное тело красивой Панночки в исполнении Анастасии Леонтьевой. Распущенные завитые в локоны светлые волосы, ярко-красная понева, венок с цветными неоновыми лентами создают образ страстной, чувственной женщины.

Фотографии предоставил Театр  кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара
Фотографии предоставил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара

Анастасия играет притягательную в своей демонической сущности молодую женщину. Панночка в образе женщины-вамп является Хоме в воображении, когда казаки рассказывают страшные истории из ее прошлого. Демонизация Панночки нарастает постепенно. Три ночи в церкви наполнены спецэффектами. Плотский образ красивой женщины начал распадаться, когда актриса вышла с фосфоресцентным гримом или маской (сложно понять механику этого мистического явления героини). Затем лицо Панночки превратилось в самостоятельный предмет. Отдельной жизнью зажил венок, который превратился в зловещее паукообразное существо с лапками. Конечно, сильное впечатление на зрителей произвел летающий гроб. Женская демоническая сущность Панночки была разобрана по винтикам и предстала в разъятой форме как отдельные персонифицированные существа потустороннего мира. Тут, конечно, следует сделать комплимент кукловоду Александру Башеву.

Фотографии предоставил Театр  кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара
Фотографии предоставил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара

Зрители увидели трансформацию личности Панночки сначала из не сдающейся перед возрастом старухи-ведьмы, в плотскую и чувственную дочь сотника, а затем через уничтожение чувственного женского образа в предметность демонического мира.

Женская и актерская природа Тамары Шишкиной придает образу обаяние. Могу предположить, что актриса сосуществуя рядом со своим персонажем, добавила в образность своего героя личного очарования. А Анастасия Леонтьева молодостью и артистизмом наполнила образ Панночки женской энергией.

Фотографии предоставил Театр  кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара
Фотографии предоставил Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара

В фильме 1967 года демоническая сущность Панночки не сочетается с женственностью Натальи Варлей. А вот в спектакле кемеровского театра кукол Панночка вышла такая, что ее демонизм и смертоносность как-то прощаешь. А потом, выходя из зала, сильнее соглашаешься со словами Николая Васильевича: а ведь правду говорят, все бабы - ведьмы.