Найти тему
strannikpro космос и землю

Российская многоразовая ракета

Изображение: Роскосмос.
Изображение: Роскосмос.

В России активно ведутся работы над новой ракетой с метановым двигателем. «Амур» будет конкурировать с ракетами США и КНР, которые тоже активно ведут такие работы.

Новая ракета создаётся для замены старых ракет-носителей «Союз». От традиционных двигателей на керосино-кислородном топливе, новая ракета будет на паре жидкий метан-кислород.

В 2020 году Роскосмос утвердил тех. задание на проект ракеты «Амур-СПГ» .

По замыслу проектировщиков впервые ракету собираются запустить в 2026 году. Для этого модернизируют комплекс «Союз» на космодроме «Восточный».

Как заявилглава Роскосмоса, строительство заправочного и пускового комплекса для ракеты «Амур» будет происходить на «Восточном» и начнётся в 2023 году.

На сегодня имеется три пусковых площадки для «Союз-2», это «Байконур», «Плесецк», а также на «Восточном». Ракета сможет стартовать, где удобнее заказчику, соотносясь с такими параметрами, как логистика и вывод полезной нагрузки.

Планируется, что «Амур» будет с полностью автоматизированной системой подготовки к запуску. Ракета разрабатывается с применением легких композитных материалов.

И главное - будет использоваться многоразовая первая ступень, способная выполнять до 100 полетов.

Речь идёт о вертикальной посадке первой ступени. Как это происходит у ракеты Falcon SpaceX. По утечкам из КБ, было три варианта. Какой пошёл в разработку, пока информации нет.

Возможно крылатый вариант «Крыло-СВ» и будет реализован, на другой ракете - «Ангара», но естественно вариант применения такой схемы и на ракете «Амур-СПГ» отвергать, сегодня не стоит. Но нельзя не рассматривать и некий вариант, как бы промежуточный, с использованием парашютной системы, с приводнением.

Полезная грузоподъемность ракеты составит до девяти тонн, с выводом на низкую околоземную орбиту (НОО).

По замыслу «Амур-СПГ» ориентирован на коммерческую эксплуатацию и его эксплуатация будет не более 22 миллионов долларов, хотя конечно же он будет выполнять и все государственные запуски, заменив ракету «Союз-2».

Ракета «Амур» может так же быть и в одноразовом варианте. Возвращение же первой ступени планируется как на стартовую площадку космодрома «Восточный» так и на отдалении от него.

Головной обтекатель для полезной нагрузки ракеты, уже существует и используется на «Союзе-2». Он увеличенного размера до пяти метров в диаметре. Поэтому в него влезет довольно большой спектр космических аппаратов. В том числе и перспективный многоразовый корабль «Молния», и многоразовая пилотируемая капсула МТКС «Арго», и и пилотируемый корабль ПТК-М «Орленок».

Что касается двигателя РД-0169 «Амур-СПГ», он должен быть многоразовым и сработать не менее 10 раз, делать до 50 включений.

Полномасштабная разработка двигателя РД-0169 запланирована до конца 2025 года. На сегодня все работы продвигаются согласно ранее утверждённым планам.

Уже, в ходе испытаний, увеличены мощностные параметры РД-0169, который изначально был рассчитан на 85 тонн, теперь же параметр доведён до 95 тонн, что несомненно подойдет для первой ступени «Амур-СПГ» и увеличит ещё её грузоподъёмность.

Предполагается, что для старта и во время полета будут работать пять двигателей. . Основной - центральный двигатель должен иметь возможность перезапускаться. Это нужно для маневра торможения первой ступени при разделении ступеней ракеты. После этого центральный двигатель запускается снова для обеспечения мягкой посадки.

Изображение: ТАСС-Роскосмос.
Изображение: ТАСС-Роскосмос.

Как уже отмечалось выше, существует и вариант первой ступени одноразового использования не с пятью, а с четырьмя двигателями. Это даст возможность устанавливать на ракету более высокую полезную нагрузку.

Ждём дальнейших хороших новостей по нашей космической программе.