В России активно ведутся работы над новой ракетой с метановым двигателем. «Амур» будет конкурировать с ракетами США и КНР, которые тоже активно ведут такие работы.
Новая ракета создаётся для замены старых ракет-носителей «Союз». От традиционных двигателей на керосино-кислородном топливе, новая ракета будет на паре жидкий метан-кислород.
В 2020 году Роскосмос утвердил тех. задание на проект ракеты «Амур-СПГ» .
По замыслу проектировщиков впервые ракету собираются запустить в 2026 году. Для этого модернизируют комплекс «Союз» на космодроме «Восточный».
Как заявилглава Роскосмоса, строительство заправочного и пускового комплекса для ракеты «Амур» будет происходить на «Восточном» и начнётся в 2023 году.
На сегодня имеется три пусковых площадки для «Союз-2», это «Байконур», «Плесецк», а также на «Восточном». Ракета сможет стартовать, где удобнее заказчику, соотносясь с такими параметрами, как логистика и вывод полезной нагрузки.
Планируется, что «Амур» будет с полностью автоматизированной системой подготовки к запуску. Ракета разрабатывается с применением легких композитных материалов.
И главное - будет использоваться многоразовая первая ступень, способная выполнять до 100 полетов.
Речь идёт о вертикальной посадке первой ступени. Как это происходит у ракеты Falcon SpaceX. По утечкам из КБ, было три варианта. Какой пошёл в разработку, пока информации нет.
Возможно крылатый вариант «Крыло-СВ» и будет реализован, на другой ракете - «Ангара», но естественно вариант применения такой схемы и на ракете «Амур-СПГ» отвергать, сегодня не стоит. Но нельзя не рассматривать и некий вариант, как бы промежуточный, с использованием парашютной системы, с приводнением.
Полезная грузоподъемность ракеты составит до девяти тонн, с выводом на низкую околоземную орбиту (НОО).
По замыслу «Амур-СПГ» ориентирован на коммерческую эксплуатацию и его эксплуатация будет не более 22 миллионов долларов, хотя конечно же он будет выполнять и все государственные запуски, заменив ракету «Союз-2».
Ракета «Амур» может так же быть и в одноразовом варианте. Возвращение же первой ступени планируется как на стартовую площадку космодрома «Восточный» так и на отдалении от него.
Головной обтекатель для полезной нагрузки ракеты, уже существует и используется на «Союзе-2». Он увеличенного размера до пяти метров в диаметре. Поэтому в него влезет довольно большой спектр космических аппаратов. В том числе и перспективный многоразовый корабль «Молния», и многоразовая пилотируемая капсула МТКС «Арго», и и пилотируемый корабль ПТК-М «Орленок».
Что касается двигателя РД-0169 «Амур-СПГ», он должен быть многоразовым и сработать не менее 10 раз, делать до 50 включений.
Полномасштабная разработка двигателя РД-0169 запланирована до конца 2025 года. На сегодня все работы продвигаются согласно ранее утверждённым планам.
Уже, в ходе испытаний, увеличены мощностные параметры РД-0169, который изначально был рассчитан на 85 тонн, теперь же параметр доведён до 95 тонн, что несомненно подойдет для первой ступени «Амур-СПГ» и увеличит ещё её грузоподъёмность.
Предполагается, что для старта и во время полета будут работать пять двигателей. . Основной - центральный двигатель должен иметь возможность перезапускаться. Это нужно для маневра торможения первой ступени при разделении ступеней ракеты. После этого центральный двигатель запускается снова для обеспечения мягкой посадки.
Как уже отмечалось выше, существует и вариант первой ступени одноразового использования не с пятью, а с четырьмя двигателями. Это даст возможность устанавливать на ракету более высокую полезную нагрузку.
Ждём дальнейших хороших новостей по нашей космической программе.