Найти тему

Теория археомодерна: про «тупых» чиновников, отчаяние либералов и споры о «русской идее»

Пусть вас не смущают оценочные коннотации в заголовке этой заметки — речь пойдёт о социальных явлениях и одной интересной теории, дающей их интерпретацию.

В прошлых постах я писала о том, что в западноевропейских науках об обществе выработался универсалистский подход к его анализу. Эволюционизм предлагает рассматривать развитие всех обществ с точки зрения единого сценария — западноевропейского. Из того же универсалистского подхода появилась теория модернизации: деление обществ на развитые, индустриальные и постиндустриальные, на премодерн, модерн и постмодерн. По умолчанию считается, что все общества сначала традиционные, а потом, в процессе модернизации, они переходят к следующим стадиям. Причём в процессе перехода одна стадия полностью преодолевается следующей — это важно. Общество не может находиться на стадии традиции, модерна и постмодерна одновременно.

Но, как вы уже наверное догадались, есть альтернативная теория. Это теория археомодерна. Её радикальное отличие от теории модернизации в том, что общества могут быть одновременно и традиционными (архаичными), и модернизированными. Общества археомодерна — это такие общества, которые приняли какие-то внешние институты модерна (в культуре, политической и экономической системе, технологии и так далее), но внутренне модерн в себя не впитали. Это естественно: когда некая система ценностей и правил жизни рождается не изнутри, а навязывается извне, она так и остаётся на поверхности — не продуманной, не прочувствованной и не принятой. Особенно если навязали её силой — а так было в случае колоний европейских держав.

Кадр из фильма "Там, где грезят зелёные муравьи": австралийские аборигены сидят на священном месте, куда издавна они приходили, чтобы "придумать себе детей". Потом на этом месте построили магазин, но аборигены не перестали приходить туда. Так под маской современности (супермаркет, современная одежда) скрывается архаическая сущность и культура.
Кадр из фильма "Там, где грезят зелёные муравьи": австралийские аборигены сидят на священном месте, куда издавна они приходили, чтобы "придумать себе детей". Потом на этом месте построили магазин, но аборигены не перестали приходить туда. Так под маской современности (супермаркет, современная одежда) скрывается архаическая сущность и культура.

Россия, согласно этой теории, является обществом археомодерна. Как и общества многих других стран — считай, всей Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии, Восточной Европы, словом, всех тех обществ, для которых сама идея модерна — не собственное изобретение, а нечто привнесённое со стороны. Естественен модерн только для самой Западной Европы, где он появился. Во всей этой концепции особняком стоит Северная Америка — по логике, там должен был развиться археомодерн, но так как архаическое начало (индейцы) было практически полностью уничтожено, там сформировался искусственный модерн.

Теперь о том, что теория археомодерна могла бы дать для понимания специфики российского общества. Да и обществ многих стран постсоветского пространства, история и культура которых тесно связаны с нашими. Часто можно услышать критику — порой полную отчаяния — наших модернистских институтов и структур. Что у нас неправильные выборы, не соблюдается Конституция, неправильное разделение функций между президентом и парламентом, неправильный рынок, отсутствует гражданское общество, что Церковь не отделена от государства, не соблюдается свобода слова и права человека, ну и так далее. А теперь взгляните на этот список неправильных институтов и найдите там хоть один, который придумали в России, а не в Европе. Вероятно, вы ничего не нашли. Потому что это структуры модерна, которые не естественно выросли из логики развития нашего общества, а навязывались извне.

По образцу Западной Европы нашу страну пытались модернизировать многие — Пётр Первый, Ленин, Горбачёв, Ельцин — но естественным модерн для нас так и не стал. Как минимум с 19 века русские мыслители и общественные деятели чувствовали, что Россия — это не модерн. Одних это повергало в ужас и уныние, заставляло эмигрировать либо страдать. Другие пытались нащупать в этом наш особый путь, «русскую идею». Но ни один умный человек в России никогда искренне не считал, что Россия — такая же модернизированная и развитая страна, как, скажем, Германия, Франция или Великобритания.

Петр Чаадаев был одним из тех, кто глубоко страдал оттого, что Россия - не модерн. "У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса" - пишет Чаадаев и называет русскую культуру "всецело заимствованной и подражательной". С точки зрения модерна - так и есть.
Петр Чаадаев был одним из тех, кто глубоко страдал оттого, что Россия - не модерн. "У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса" - пишет Чаадаев и называет русскую культуру "всецело заимствованной и подражательной". С точки зрения модерна - так и есть.

Современных российских либералов наша российская реальность очень расстраивает. Они отчаянно пытаются понять, ПОЧЕМУ у нас такое неправильное общество, почему у нас нет нормального модерна. Звучат разные предположения — например, что развитию нормального модерна в России мешает Путин у власти.

Или народ — к примеру, Новодворская предлагала либералам «наплевать на народ и на его о них мнение, чтобы иметь возможность сделать что-то для этого народа завтра» («что-то», надо думать, это и есть модерн).

Или чиновники — скажем, кандидат политических наук Екатерина Шульман долго исследовала их и пришла к выводу, что они — «бесконечно тёмные, тупые люди и уроды», и их тупость мешает построению нормального модерна.

Но проблема в том, что если смотреть на Россию с точки зрения модерна, она всегда будет безнадёжной и тупой. И смотрящему останется либо стремиться всё разрушить, как это сделали большевики (и всё равно полностью модернизировать Россию им не удалось), либо впасть в отчаяние, либо эмигрировать (последний вариант сейчас избирает довольно много людей).

А вот если посмотреть на нашу страну с позиций археомодерна, то есть под внешним наслоением модерна поискать нашу архаику, можно, наверное, найти свою логику, свои ценности и смыслы. И тогда перспективы развития можно будет искать не в современных западных институтах, а в российской истории и культуре, в тех явлениях, которые естественно ложились на российскую реальность и приносили свои плоды.

Наша российская действительность сторонниками модерна (в том числе во власти) всегда выставляется как нечто постыдное, а модернизация - как безусловное благо. Но так ли это?
Наша российская действительность сторонниками модерна (в том числе во власти) всегда выставляется как нечто постыдное, а модернизация - как безусловное благо. Но так ли это?

#либерализм #россия #права человека #шульман #путин #модернизация #социология #запад #общество #новодворская