Найти тему

SWOT-анализ: что это, как создать и использовать в бизнесе - Маркетинговое агентство ZAMEDIA

SWOT-анализ: что это, как создать и использовать в бизнесе - Маркетинговое агентство ZAMEDIA
SWOT-анализ: что это, как создать и использовать в бизнесе - Маркетинговое агентство ZAMEDIA

Чтобы развить успешный бизнес, важно не только составить бизнес-план, разработать брендинг и сайт. Один из ключевых компонентов успеха — базовое понимание того, насколько эффективно оперирует ваша компания по сравнению с конкурентами. Чтобы определить это, используют SWOT анализ — стратегию, которая помогает понять сильные и слабые стороны бизнеса, а также его возможности и потенциальные угрозы.

Часто SWOT-анализ является частью бренд-платформы, поэтому специалисты агентства ZAMEDIA в данной статье расскажут, что такое СВОТ-анализ, как его проводить и почему он важен для любого бизнеса.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT является сокращением от четырех английских слов: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). SWOT анализ это стратегия, которая позволяет оценить эффективность и жизнеспособность вашего бизнеса, а также бизнеса конкурентов через призму этих четырех понятий. SWOT анализ предприятия помогает принять важные бизнес-решения: например, смена вектора развития компании, ребрендинг или повышенный акцент на определенную категорию продуктов.

Сильные и слабые стороны отражают внутреннее состояние компании: репутация, качество продукта, эффективность команды и так далее. В зависимости от действий компании, эти показатели могут меняться в лучшую или худшую сторону — поэтому особенно важно иметь четкую картину происходящего, чтобы оперативно реагировать на возникающие вызовы.

Возможности и угрозы связаны с внешними факторами: конкуренты, рыночные тренды, стоимость материалов и так далее. Их вы контролировать не можете — однако можете адаптировать стратегию компании, чтобы минимизировать ущерб или извлечь максимальную пользу.

Зачем нужен SWOT анализ компании

СВОТ анализ это возможность увидеть более широкую картину вашего бизнеса, и сформировать четкий и результативный план действий. Кроме того, он позволяет увидеть вызовы и возможности, о которых вы не задумываетесь во время рутинного управления бизнесом. Это, в свою очередь, позволит вам выделиться на фоне конкурентов и лучше адаптироваться под изменчивые требования индустрии.

Как делать SWOT анализ

Вам потребуется шаблон SWOT анализа: возьмите белую доску или лист ватмана, и разделите ее на четыре части. Отведите каждую часть под одно из следующих понятий: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Повторите действие для каждой компании, которую собираетесь анализировать.

Помните: ключ к успешному анализу — это абсолютная честность. Справедливо оценивайте сильные и слабые стороны компании, даже если в процессе вы столкнетесь с недостатками, которые вам будет тяжело признать.

SWOT-анализ: что это, как создать и использовать в бизнесе - Маркетинговое агентство ZAMEDIA
SWOT-анализ: что это, как создать и использовать в бизнесе - Маркетинговое агентство ZAMEDIA

SWOT анализ: пример

Представьте, что вы — мануальный терапевт, который создал сайт для продажи услуг. После того, как готова матрица свот анализа, можно перейти к анализу сильных и слабых сторон.

1. Сильные стороны

Определение сильных сторон компании поможет понять ваши преимущества на рынке, и в долгосрочной перспективе сохранить и увеличить их значимость. СВОТ анализ сильных сторон конкурентов поможет задать новые цели, например: «Как мы сделать то же самое, но лучше?» и «Чего не хватает моей идее, чтобы превзойти идею конкурента»?

Вот вопросы, которые могут вам помочь при SWOT анализе сильных сторон предприятия:

  • В чем конкурентные преимущества компании?
  • Какими уникальными и ценными функциями обладает компания?
  • Какие бизнес-процессы компании являются успешными?
  • Как компания привлекает клиентов?
  • Является ли компания лидером индустрии? И если нет, чего ей для этого не хватает?
  • Находится ли компания в процессе расширения и найма новых сотрудников?
  • В чем дополнительная ценность компании — например, владение недвижимостью, интеллектуальная собственность, выход на IPO и так далее.

2. Слабые стороны

Определившись с достоинствами компании, пора определиться с ее недостатками. Воспользуйтесь следующими вопросами:

  • В чем компания может стать лучше?
  • Какие процессы можно улучшить?
  • Что несет репутационные риски для компании?
  • В чем компания проигрывает конкурентам?
  • На что чаще всего жалуются пользователи?
  • Теряет ли компания работников?
  • В каких ресурсах нуждается компания — от финансирования до рабочей силы?

Пример SWOT анализа сильных и слабых сторон мануального терапевта:

Сильные стороны:

  • Лицензия специалиста и пятилетний опыт работы
  • Возможность бронирования сеансов прямо через сайт
  • Опыт работы со спортивными травмами
  • Специализация на шайцу и глубоком массаже тканей
  • Персонализированные чек-листы с упражнениями для клиентов

Слабые стороны:

  • Отсутствие email-маркетинга
  • Истощенная клиентская база и слабый поток новых клиентов
  • Слишком низкие цены по сравнению с рыночными
  • Отсутствие специалиста на ресепшн

3. Возможности

Одно из самых важных качеств бизнесмена — вовремя распознать перспективную возможность и воспользоваться ей раньше конкурентов. SWOT анализ это отличный способ предсказать такие возможности. Вам помогут следующие вопросы:

  • Есть ли в вашей индустрии зарождающиеся тренды? Например, упор на экологичную упаковку или тесная работа с инфлюенсерами.
  • Ожидаются ли в ближайшем будущем которые могут повысить видимость вашей компании — например, праздник, большая конференция или спортивные соревнования?
  • Есть ли способ урезать расходы — например, найти более дешевого поставщика или отказаться от посредников?
  • Возможно ли переехать в более удобное здание или район?
  • Можно ли выгодно продать бизнес, или наоборот — расширить его, купив другую компанию?

4. Угрозы

Некоторые внешние факторы могут навредить вашему бизнесу — от PR-скандала и недовольных клиентов до новых государственных законов и глобальных проблем в индустрии. Предсказав эти угрозы заранее, вы сможете лучше подготовиться к вызовам и справиться с ними лучше конкурентов. Вот примерные вопросы при СВОТ анализе угроз:

  • Есть ли продукты или услуги, которые вызывают недовольство у клиентов?
  • Наблюдаются ли значительные изменения на рынке — например, рост цен или появление альтернативного продукта?
  • Появились ли новые законы, которые могут повлиять на бизнес?
  • Появились ли новые технологии, которые могут снизить актуальность вашего бизнеса или полностью его заменить?
  • Наблюдается ли потеря интереса пользователей к вашей индустрии?

Пример SWOT анализа возможностей и угроз для мануального терапевта:

Возможности:

  • Пройти курс повышения квалификации для повышения качества услуг
  • Предлагать новые виды массажа для привлечения клиентов из других возрастных и социальных групп
  • Работать дольше в течение недели
  • Продавать сопутствующие товары (масла, ароматические палочки, уходовые гели) чтобы повысить прибыль.

Угрозы:

  • Другие мануальные терапевты работают в городе дольше и имеют лучшую репутацию
  • Цены на аренду студии растут
  • Недостаточно стабильная прибыль для развития компании
  • Тесный массажный кабинет

Как использовать SWOT анализ для улучшения бизнеса

Теперь, когда SWOT анализ предприятия готов, настало время разработать стратегию. Сделать это можно в пять шагов:

  • Покажите ваш СВОТ анализ работникам и совладельцам бизнеса и соберите обратную связь.
  • Составьте план, в котором вы используете сильные стороны компании для нейтрализации слабых сторон, а также используете новые возможности, чтобы избежать потенциальных угроз. Все это может быть частью вашего бизнес-плана.
  • Обсудите план действий с коллегами, чтобы каждый четко понимал свою зону ответственности и действия, которые от него требуются.
  • Определите, над какими частями плана необходимо начать работу немедленно, а какие могут подождать. Советуем в первую очередь обратить внимание на угрозы.
  • Приведите план в действие. Важно — поскольку рынок не стоит на месте, SWOT анализ лучше всего проводить раз в несколько месяцев. Так вы увидите, насколько эффективной оказалась разработанная вами стратегия, и нужно ли внести в нее коррективы.

Благодаря SWOT-анализу вы можете увидеть "пробелы" в работе бизнеса и принять необходимые меры для их устранения.

#zamedia #swot #digital #маркетинг #продвижение #бизнес #swot-анализ #анализ