Вы, наверняка, заметили, как за последние несколько лет обновился общественный транспорт в Санкт-Петербурге. Каждый день на маршрутах появляется все больше троллейбусов с увеличенным автономным ходом, ярких трёхсекционных трамваев или вагонов в ретро стиле с современной начинкой, но самое заметное изменение в парке автобусов – все новые машины в Петербурге лазурного цвета, почти все на газомоторном топливе. Всю эту красоту с недавних пор начали презентовать горожанам и туристам.
О фестивале рассказывает генеральный директор государственного унитарного предприятия «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин.
– Третий раз стартует SPBTransportFest и «Пассажиравтотранс» активно участвует в нём и в его организации. Вам есть что показать. Расскажите сначала в общих чертах: Что это за фестиваль? Когда и где он пройдёт?
– Фестиваль уже третий раз проходит в Санкт-Петербурге. Он разделяется на несколько составляющих. Первая составляющая для профессиональных кругов – это конкурс профессионального мастерства водителей. Он имеет формат международного конкурса. У нас всегда большое количество участников из разных стран. Если говорить про фестиваль, который начнётся буквально послезавтра, то мы уже на сегодняшний день имеем 12 городов Российской Федерации, 2 участника из республики Беларусь. Они будут состязаться между собой на равных условиях, и победа достанется сильнейшим. Вторая часть для профессиональных кругов, для горожан и гостей нашего большого, красивого города. Это выставка инновационной техники под открытым небом. Она будет находится на Манежной площади, Инженерной улице, Кленовой аллее. Рядом в Доме Кино будет проходить деловая программа для деловых кругов. Закончится это третьим днём, когда добавится, проходящий каждый год за неделю до дня города, большой ретропробег. Так символично получается, что у нас порядка 319 раритетов проедет по городу. Символично к 319-летию нашего города.
– Сколько набрали транспорта. Это только питерские?
– Это все возможные частные музеи со всей России. У нас всегда принимали участие даже зарубежные коллеги. В этом году немного поменьше, конечно, но это некий большой пласт любителей старины. У кого-то одна машины, у кого-то целый частный музей и они все будут принимать участие.
– Мне кажется, о параде ретротранспорта можно делать отдельную программу, потому что там есть о чем рассказать и с кем поговорить. Сейчас давайте разбирать по порядку: 1 день – SPBTransportFest, он состоится в четверг. Это будет профессиональный конкурс водительского мастерства, на который прибудут из 12 регионов России и из Беларуси. Какие испытания их ждут?
– Испытаний там достаточно много. Они подразумевают профессиональный подход. Каждый водитель должен в совершенстве знать правила дорожного движения. И не просто знать, а ещё уметь ответить на все вопросы на время. Победитель в данном случае не только тот, кто успевает ответить без единой ошибки, а у кого лучшее время по показателям. Дальше 9 практических занятий. Это умение маневрировать в сложных условиях и задним ходом. Это достаточно красивое мероприятие, когда автобус большой вместимости, в народе называемый «гармошкой», задним ходом делает змейку, заезд в препятствие. Это очень фееричное зрелище.
– Даже в обычной жизни, когда едешь в автобусе, иногда впечатляет, как водители чувствуют и в считанных сантиметрах проезжают друг от друга или от других машин. Представляю, что на конкурсе происходит. Зрителей туда не допускают? Это внутри парка проходит?
– Это проходит внутри парка. Зрители могут быть допущены по предварительной заявке, потому что предприятие действующее, но мы делаем исключения, так как это действительно стоит того. В первую очередь допускают СМИ. Если есть желающие посмотреть, то мы можем такую возможность предоставить.
– Как подать заявку?
– Через «Пассажиравтотранс».
– Туда нужно дозвониться и решить вопрос. Хорошо. Водители «Пассажиравтотранс» постоянно занимают призовые места и периодически побеждают в конкурсе водительского мастерства, правильно?
– Совершенно верно! Не только у нас занимают места. После наших конкурсов есть ещё конкурс, который проходит под эгидой организатора «Минтранс» РФ. У нас лучший водитель страны работает в нашем предприятии.
– Как же его зовут?
– Кирилл Подушников.
– На каком маршруте можно его встретить, чтобы покататься в его автобусе?
– Он в 6 автобусном парке. У нас маршруты не закреплены за каждым водителем, то есть водители получают смену и закрепляются по необходимости, но это 27, 24 маршруты.Это Красногвардейский, Центральный, Василеостровский районы города.
– А кроме него кто-то есть?
– Есть много победителей, призёров.
– То есть можно каждый парк перечислять?
– Да, я могу долго называть талантливых ребят. Отрадно видеть, что очень много молодёжи, которая старается совершенствовать свои профессиональные знания, профессиональный уровень и побеждать на подобных мероприятиях.
– Вся гордость городских перевозчиков будет в одном месте. Кто что представит?
– У нас достаточно много экспонентов. Их заявлено 26. Они представляют 40 единиц техники из новинок: 15 автобусов, включая 5 современных электробусов; 5 троллейбусов, включая 2 с автономным ходом, то есть троллейбус, который может достаточно долго ехать без проводов.
– Мы уже на таких троллейбусах ездим.
– Да, совершенно правильно, мы один из первых городов, которые пошли в реализацию этого проекта, и он показал свою эффективность. Будет 2 новейших трамвая. Они сегодня уже представляются и обновляются в виде парка городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Для многих регионов это будет новинка. Будет 4 единицы специальной грузовой техники, включая 3 электромобиля. Будет электрический мусоровоз, то есть это коммунальная техника, которая не просто использует экологичные виды топлива, но ещё и имеет прикладное значение. Будет крупнотоннажный грузовик производства нашего завода в рамках союзного государства белорусского производителя «Белкоммунмаш». Будет небольшая грузовая машина малотоннажного исполнения, работающая на электрической технике. Из представленных автобусов будут все направления экологичных видов транспорта, то есть это компримированный газ, электробусы, сжиженный природный газ. Будет 5 легковых автомобилей – новинки последних тенденций производителей.
– А с легковыми автомобилями что?
– Будут представлены сегодняшние тренды в развитии, потому что у многих производителей произошли обновления линейного ряда, но зато как раз там посмотрим.
– Те машины, о которых вы рассказывали, я имею ввиду большой транспорт, они уже на дорогах? Мы уже можем на них ездить или это пока ещё обкатывается?
– Что-то работает, что-то обкатывается, а что-то будет представлено в качестве тестовой премьеры, то есть это возможность ознакомится с транспортным будущим.
– Что это?
– Это как раз электрический крупнотоннажный грузовик, потому что на сегодняшний день это новая ветвь в развитии грузовой специальной техники. Как раз это будут первые тестовые экземпляры, которые появятся на дорогах в качестве испытания.
– Ждём испытаний. Надеемся, что они будут успешными и со временем этот транспорт займёт место на дорогах. Давайте откатимся к электробусам и к троллейбусам с увеличенным автономным ходом. Я для себя недавно эту разницу понял. Электробус – это оказался автобус с электродвигателем, правильно?
– Совершенно верно.
– А троллейбус с увеличенным автономным ходом – это соответственно троллейбус, который, говоря обывательским языком, ездит на батарейках. Троллейбусов с увеличенным автономным ходом мы в городе видим много. Они работают в спальных районах, на маршруте 17 от Казанского собора на юг города. Одно время пытались развивать или развивается история про электробусы, но как-то заглохла. В Москве с этим все очень хорошо, а в Петербурге их практически не видно. Почему?
– Я бы не сказал, что их не видно. Программа жива, более того, она совершенно не заглохла, а развивается, просто медленными темпами. Мы приобрели несколько электробусов буквально в конце прошлого года, то есть они были поставлены прямо перед новым годом и вышли на линию начиная с января текущего года. Просто и объёмы менее значительны, потому что таких машин было 2 штуки.
– Чьё производство?
– Там разные производители. Одна машина – это минский автобусный завод «МАЗ», а вторая машина волгоградского завода «ВгМАЗ».
– А те машины, которые приходили в допандемийные времена?
– «ВгМАЗ».
– Они работают?
– Они продолжают работать и показывают высокую эффективность относительно работы батарей, как зарядного устройства.
– Ещё одна ветвь развития автобусного сообщения – это автобус на природном топливе – на метане. Сейчас их уже большинство или ещё пока нет?
– В настоящее время город реализует новую модель транспортного обслуживания, заменяя коммерческие автобусы средней вместимости и малой вместимости на автобусы большой вместимости, которые будут использовать по требованию города только природный газ в том или ином виде: часть компримированного, часть сжиженного природного газа. Мы, как государственный перевозчик, тоже обновляем технику. За последнее время мы приобретали, в основном, только газовые машины.
– В процентном соотношении можете подсказать разницу между классической техникой и газовой?
– Реализация программы новой модели транспортного обслуживания идёт в 3 этапа. После 3 этапа большинство машин, почти 70%, будут работать именно на природном газе. Это имеется ввиду государственный перевозчик и не государственный перевозчик.
– В рамках фестиваля в пятницу состоится деловая программа, на которой вы и ваши коллеги будут обсуждать актуальные вопросы развития отрасли. Главная тема – финансирование инвестиционных проектов в сфере общественного транспорта в условиях внешних санкций. Сильно сложившаяся ситуация подкосила сферу?
– Сложившаяся ситуация внесла коррективы в эту сферу. Это основное пленарное заседание и там как раз будут эксперты, которые профессионально оценят ответы на тот вопрос, который вы задали, то есть, насколько эти коррективы важны, в какую сторону развивается вектор по направлению. В этом заключается весь интерес этого пленарного заседания.
– Значит в новостях в конце недели мы это услышим. Одна из сессий посвящена новым кадрам для транспортной отрасли. Вы, как крупный государственный перевозчик, испытываете кадровый голод?
– В настоящее время уже нет, потому что на определённом этапе ситуация тоже накладывала отпечаток, она была в связи с пандемией. Очень большое количество персонала было на больничных листах и, действительно, было немного сложно. Сегодня ситуация выправляется с точки зрения падения количества заболевших, у нас на предприятии их практически нет. Одновременно с этим мы понимаем, что немного перераспределилась экономическая ситуация, высвободились ряд активных профессий, водители перешли с одного вида перевозок на другой. На сегодняшний день у нас проблемы нет.
– А с молодыми кадрами как? Приток есть?
– Приток есть. Мы активно работаем с вузами, ссузами. При предприятии открыта кафедра, удалённая от нашего основного университета. Это государственный архитектурно-строительный университет, в котором достаточно серьёзная автомобильная кафедра. Мы работаем и пытаемся помогать высшим учебным заведениям растить студентов для себя, которые потом приходят на предприятия, имея прохождение практики, понимая, как работает предприятие, что от них нужно и на что нужно обратить внимание в процессе обучения.
– Вы сейчас не только о водителях говорите?
– Естественно.
– Что нужно в сложившейся ситуации, чтобы переучиться на водителя? Допустим, есть категория "В", "С".
– Ничего не нужно, приходите в наш учебный комбинат, мы с удовольствием тест сделаем.
– И потом сразу же трудоустроите?
– Конечно.
– Я это с такой позиции спрашиваю, потому что, когда я был маленький, очень хотел стать водителем автобуса. Я часами мог стоять напротив автопарка и смотреть.
– Мы вас ждём в учебном отделе.
– Знаете, наверное, пока нет. Пока и на радио хорошо. Дело в другом. Куда пойти учится молодёжи? Вы упомянули вузы. Какие, по вашему мнению, готовят наиболее профессионально?
– Сегодня все готовят профессионально. Мы работаем с ведущими нашими вузами. Это зависит от того, кем человек хочет стать. Транспортное предприятие – это достаточно серьёзное предприятие, то есть там не только транспортники и технари, точно также нужны бухгалтера, экономисты, профессиональные кадровики, различные специальности. Очень важно, что автобус сегодня представляет, по сути, гаджет. Там столько разных систем, которые функционируют внутри на борту, что нужны информационщики в большом количестве. Это важное направление, потому что автобус, который не имеет систем оплаты проезда на борту, не имеет работающих маршрутоуказателей, других сервисов для качественных перевозок – он не может выйти на линию. Поэтому сегодня у нас договорённости и заключены соглашения с ИТМО, к примеру. Казалось бы, причём здесь ИТМО и «Пассажиравтотранс», а вот.
– Оказывается, айтишники нужны и вам. Вы им хорошо платите?
– Как положено по штатной численности.
– Хорошо. Ещё на SPBTransportFest будет сессия о расширении использования альтернативных источников энергии в городском транспорте. Это что, про автобусы на солнечных батареях?
– Нет, до солнечных батарей ещё пока не дошли относительно транспорта, по крайней мере, в Петербурге. Это будет рассмотрение возможностей использования экологичных видов энергии в рамках транспорта. Как я уже упомянул, большое количество электробусов, большое количество газовых автобусов, использующих различные двигатели внутреннего сгорания, то есть системы, которые используют сжиженный природный газ, компримированный природный газ. Мы поговорим о водороде, потому что это следующий этап развития. Водородный автобус – это, по сути, электробус, в котором водородная установка постоянно заряжает небольшие аккумуляторы, то есть происходит сокращение аккумуляторного поля за счёт постоянно работающей водородной установки.
– Про водородный трамвай слышал, про водородный автобус нет.
– Водородные автобусы на сегодняшний день сделаны ведущими производителями: «КамАЗ», «ЛиАЗ». Мы планируем в ближайшее время попробовать протестировать их. У нас здесь рядом есть профессионалы водородной тематики – это Крыловский центр, у которого есть водородная установка по производству водорода. На сегодняшний день это главная причина, почему мало развивается эта сфера. Мы попробуем протестировать. Это будет не пассажирская тестовая эксплуатация. Необходимо в целом покатать эти машины, посмотреть плюсы и минусы, узнать какие-то аспекты, которые потом будут закреплены в основе требований к эксплуатации.
– Обсудим третий день фестиваля. В субботу состоится парад ретротранспорта. Расскажите о нём. Где он начнётся? Кто будет принимать участие?
– Парад ретротранспорта стал визитной карточкой нашего города, потому что такой масштабной акции не проводилось нигде и никогда. Это 7-ой парад для нашего города. Уже знаю точно, что некоторые гости города специально приезжают на эти даты, чтобы поучаствовать, посмотреть такое событие. На сегодняшний день заявлено символическое количество участников – 319, число, равное количеству лет нашего города, которое будет ровно через неделю. Стартует парад с площади Беллинсгаузена и дальше мы едем через Васильевский остров по центральной части, по Невскому проспекту, по Суворовскому проспекту, делаем круг у площади Пролетарской Диктатуры и возвращаясь назад входим в локацию проведения самого фестиваля, то есть на Инженерную и Кленовую улицы, Манежную площадь.
– Давайте предупредим водителей. Движение будут перекрывать во время парада?
– Нет, движение перекрывать не будут. Мы специально проговорили это. Спасибо большое инспекции по безопасности дорожного движения! Мы делаем разбивку большого количества участников на колонны. Каждая колонна будет проходить в своё время во время движения всех остальных участников транспорта, поэтому больших, серьёзных испытаний для горожан не будет.
– В какое время в общем потоке можно будет посмотреть на эту красоту?
– Мы стартуем в 11 часов с Васильевского острова. Сам пробег зависит от возможностей техники. Там не сильно скоростные транспортные средства. На весь маршрут движения мы закладываем где-то полтора часа. После чего все транспортные средства будут выставлены в локации проведения самого фестиваля, где можно будет их более предметно осмотреть, на их фоне сфотографироваться. Это всегда вызывает большой интерес со стороны гостей города, со стороны горожан. В прошлом году, для примера, было 30 тысяч человек.
– Что-то мне подсказывает, что в этом году будет больше. Прокатится на ретротранспорте получится?
– Прокатиться получится. Здесь важно отметить, что очень много частных коллекций и мы не можем настаивать, если кто-то из владельцев техники не хочет предоставлять своё транспортное средство, чтобы кого-то катать, потому что это его право. При этом, будет большое количество автобусов, в том числе те, которые находятся в музее пассажирского транспорта. На них можно будет проехать в составе этой колонны.
– Вход свободный и за билет платить не надо?
– Не надо.
– Кстати, вы упомянули про музей, который есть при вас. На слуху городской музей электрического транспорта, который всегда тоже организовывает подобные парады. И у вас есть свой музей?
– Да, у нас на сегодняшний день есть свой музей, в котором 57 единиц техники, представляющей некий исторический интерес. Различная техника, которая эксплуатировалась в исторические периоды советского времени. И, в частности, в рамках парада проедет восстановленный автобус 57-го года. Очень знаковая машина ЗИС-155, которая была послевоенной машиной достаточно массовой для обеспечения транспортного обслуживания крупных городов. Мы её восстановили, она была подарена водителем, который на ней проработал и сохранил её потом, выкупил с предприятия, когда уходил на пенсию. Машина была давно списана на тот момент. Долго держал её и собирался передать только в государственный музей и выбрал нас. Передал совершенно бесплатно, мы её долго восстанавливали до заводского состояния, и она будет впервые представлена на фестивале уже в полностью восстановленном, отреставрированном виде.
– Количество участников парада ретротранспорта увеличивается. За счёт кого? Кто новый добавляется?
– Слава о фестивале идёт достаточно серьёзная и она выходит за рамки не только города, но и страны в целом. Для многих честь и большое желание поучаствовать в таком фестивале со своим транспортом и со своей техникой. В этом году добавилась военная тематика. Частный музей принял участие. Он специализируется на военной технике. Впервые в рамках ретропробега проедет легендарный автомобиль ЗИС-6 с установкой «Катюша». Будет на что посмотреть.
– Получается с 13-14 на Манежной площади можно будет на всё это посмотреть?
– Да.
– Двери откроют? Запустят людей?
– Где можно будет – запустят. Там, где владельцы не разрешат – машины будут закрыты, но все равно её можно будет внимательно осмотреть, на её фоне можно будет сфотографироваться. Мы даем возможность увидеть всё. Линейку транспорта, который был в Советском Союзе.
– Если сейчас из прошлого прыгнуть немножко в будущее, как вы считаете, до автономных автобусов доживём?
– Доживём конечно.
– Когда?
– На сегодняшний день потихоньку развивается вся история автономности. Она имеет несколько стадий. В начале это активная помощь водителю, когда машина позволяет удерживать её на полосе, обеспечивать систему безопасности. Следующая стадия – когда водитель будет просто открывать двери и следить за входом и выходом пассажиров. Третий этап – это полностью автопилот, но до него ещё надо дожить.
– Я так понимаю, что это не столько техническая проблема, сколько законодательная и моральная прежде всего.
– Законодательство будет развиваться параллельно промышленности.
– Что вообще нас ждёт в ближайшее время в сфере транспорта?
– Экологичность, безопасность, комфорт. В рамках этих достаточно банальных, но важных девизов сегодня развивается промышленность. Мы сегодня это видим. Раньше были высокопольные машины, в которых надо было достаточно долго стоять на остановке, потому что пока каждый зайдёт и выйдет пройдёт много времени. А людям с ограниченными возможностями зачастую это было невозможно. Сегодня мы забыли о том, что это такое. В Санкт-Петербурге на сегодняшний день практически весь транспорт уже низкопольный.
– Недавно зашёл в троллейбус, привычно сел в телефон, а потом глаза поднял, там все сверкает, везде светодиодные экраны. Я внезапно был впечатлён и открыл для себя, что будущее наступило. Хочешь карточкой плати, хочешь телефон прикладывай. Красота!
– Мы потихоньку движемся в улучшение и, зачастую, этого не понимаем, потому что оно как данность. Сервис вышел, мы к нему привыкли и удобно, хорошо.
– Говоря об SPBTransportFest, который начнётся в четверг, в пятницу и в субботу. На нем будет культурная программа, давайте затронем и её. Кто будет выступать? Что вообще входит в культурную программу?
– На сцене будет активность весь период проведения фестиваля, оба дня, которые будут на Манежной площади 20 и 21 числа. Ближе к вечеру 20 числа будут хедлайнеры вечера. Народный артист Василий Герелло будет у нас в гостях и порадует публику. Василию большое спасибо! Каждый год он поддерживает наш фестиваль и каждый год на нем выступает. Будет Игорь Корнелюк – наш родной петербургский музыкант и ваш покорный слуга.
– А вы будете в составе группы?
– «Скорая помощь».
– Группа «Скорая помощь» оказывается уже 32 года на сцене. Поздравляю вас с большим творческим путем!
– Спасибо! На второй день хедлайнерами выступит коллектив из Беларуси «Белорусские Песняры» во главе с ведущим солистом Валерой Дайнеко и Игорем Пеней. Это те солисты, которые делали знаковые вещи, например, Валерий Дайнеко – это основной исполнитель песни «Беловежская пуща».
– Активности со зрителями, участниками планируются? Может быть будут конкурсы?
– В рамках фестиваля у нас предусмотрен детский городок. Активность будет у сцены. Она затронет участников, которые будут находится у сцены в качестве зрителей. В процессе мероприятия будет проводится общение и конкурсы.
– Сегодня с нами был генеральный директор «Пассажиравтотранса», постоянного участника и организатора фестиваля SPBTransportFest – Андрей Лызин. Ещё напоследок хочу спросить, учитывая вашу творческую составляющую, а есть ли у вас любимая песня о транспорте?
– Куда же без неё. Это было бы странно, если бы я ответил иначе. Для каждого родителя свой ребёнок ближе всего, поэтому песня о транспорте – это наш достаточно серьёзный хит «Вокзал». Без неё не обходится ни один концерт.