Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Сложный вопрос. Социальная ответственность кластера - какой она должна быть

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Посещая Ферганскую область, Шавкат Мирзиёев на совещании по вопросам социально-экономического развития этого региона сказал, что в решение проблемы безработицы должны вносить свои усилия и ранее созданные кластеры. "В районе, где работает кластер, не должно быть безработицы", – отметил президент. Это высказывание главы государства вызвало критику у некоторых экономистов. Однако в доводах, приведенных экспертами, есть ряд существенных противоречий, считает экономист Малика Жуманиязова.

К примеру, финансист Отабек Бакиров отметил, что "права собственности и деловая среда в сельском хозяйстве Узбекистана находятся в очень плохом состоянии. После прозвучавших сегодня сигналов можно ожидать еще худшего. Ликвидация безработицы не является обязанностью бизнеса".

Автор другой реплики – экономист Миркомил Холбоев – утверждает, что "если цель состоит в повышении благосостояния, то нельзя никому поручать искусственно снижать безработицу (от предпринимателей вообще никто не должен этого требовать). Если в любом случае главной целью является трудоустройство людей, то наше государство и дальше останется таким же, как прежде".

Однако в приведенных высказываниях присутствует ряд существенных противоречий. Например, если цель состоит в повышении благосостояния, то "нельзя никому поручать искусственно снижать безработицу". Интересно, как можно будет добиться повышения благосостояния, не снижая безработицы? А сотни и тысячи мер и программ по снижению безработицы по всему миру – для чего они принимаются?

В данном ракурсе утверждение, что "если за счёт снижения безработицы ухудшается производительность труда, то такое снижение безработицы не влияет на общее благосостояние" некорректно. Кроме того, здесь хотелось бы отметить, что в науке прямая взаимосвязь между изменением производительности и занятости давно подвергнута сомнению.

К примеру, в докладе Международной организации труда "Занятость, производительность и рост производства" 2004 года наряду с опровержением прямой связи между ростом производительности и безработицы также приводятся доводы в пользу устойчивой корреляции между занятостью и производительностью в рамках бизнес-циклов. Также приводятся примеры роста занятости и производительности в США и Европе в 1970-1990 годах. В первой превалировал рост занятости над производительностью, тогда как в Европе наоборот, однако в США отмечались более быстрые темпы роста выпуска, чем в Европе.

Конечно, в чем-то авторы правы, а именно в том, что на конкретный частный бизнес, частную фирму нельзя возлагать решение проблемы безработицы в местах его деятельности. Вполне правомерно стимулировать частный бизнес льготами для создания новых рабочих мест, особенно для уязвимых слоев населения, что широко распространено не только у нас, но и в других странах мира и на что ориентированы многочисленные программы создания новых рабочих мест. Но ведь речи о принуждении к чему-либо конкретных частных предприятий не шла. Шла речь о том, чтобы в районах, которые охвачены кластерами, безработица должна сокращаться за счет деятельности кластера.

И, самое главное, заключалось именно в том, что государство стимулировало деятельность кластеров для того, чтобы обеспечить людей работой, повысить уровень благосостояния населения. Земли передавались хлопково-текстильным кластерам наряду с заготовительными пунктами и текстильными предприятиями, обладающими необходимой инфраструктурой для переработки хлопка и выпуска готовой продукции и именно это позволяло создавать постоянные со стабильной зарплатой, а не сезонные рабочие места, что характерно для сельскохозяйственных сезонных работ.

Позже по той же схеме были образованы и кластеры в других сегментах сельскохозяйственного производства – плодоовощеводческие, животноводческие, которым передавались необходимые земельные угодья (сады, виноградники, пастбища), агрологистические центры и объекты пищевой промышленности.

Более того, кластеры пользуются различными льготами и преференциями со стороны государства. В частности, для поддержки развития хлопково-текстильных кластеров импорт широкого ряда позиций продукции, не производимой в Узбекистане, ввозимой для их нужд, освобождался от уплаты таможенных пошлин.

С октября прошлого года текстильным кластерам, экспортирующим не менее 80% готовой продукции, ставка социального налога была снижена до 1% вместо прежних 12% сроком на 3 года, а также предоставлена возможность платить налог на имущество с трехлетней отсрочкой, за счет чего в распоряжении предприятий будет оставаться не менее 500 млрд сумов ($47 млн) в год.

С нынешнего года кластеры могут брать кредиты под залог хлопка-сырца и волокна. Кредиты кластерам выделяются сроком на 24 месяца со льготным периодом 18 месяцев. На внедрение этой системы из бюджета направляется 10 трлн сумов.

Кроме того, семена и удобрения для хлопковых коопераций обеспечат власти на местах. Выделяются гранты из расчета 1 млн сумов на каждый гектар хлопковых полей для повышения плодородия и продуктивности почв, перехода на новые технологии орошения, защиту растений, обучение фермеров. Для увеличения объема переработки пряжи в кластерах с нынешних 50% до 70% в течение двух лет выделяется $150 млн на кредиты на приобретение оборудования для покраски тканей и производства смесовой ткани. Кроме того, выделена кредитная линия с низкими ставками на $100 млн для поддержки экспорта предприятий, производящих крашеные ткани и готовую продукцию.

Таким образом, за счет государства оказывается весьма весомая поддержка развитию кластеров, укреплению их финансово-экономической устойчивости, наращиванию инвестиционного потенциала. И именно благодаря этой поддержке за последние годы кластеры встали на ноги как успешно действующие хозяйственные образования.

За последние 5 лет благодаря этим мерам урожайность хлопка увеличилась с 26,4 ц/га до 30 ц/га, значительно увеличилась производительность выращивания хлопка на гектар. Объем переработки и экспорта готовой продукции из хлопка в рамках кластерной деятельности также значительно увеличился.

То есть, кластеры, как хозяйственные образования, созданные при активной поддержке государства уже вполне способны по своим финансово-экономическим возможностям нести социальную ответственность в местах, обеспечивающих их финансовое благополучие, тем более учитывая, что в современном мире активную социальную ответственность проявляют и самые брендовые международные корпорации, невзирая на то, что они частные, не говоря уж о национальных компаниях других стран в местах своего базирования.

К примеру, в октябре 2011 года Starbucks запустил программу "Создание рабочих мест для США", вложив в свою сеть магазинов 5 млн долларов. Клиентам Starbucks предлагали пожертвовать лишнюю мелочь или сделать пожертвование в размере 5 долларов в обмен на браслет. В течение двух недель в ноябре было собрано более 1 миллиона долларов индивидуальных пожертвований. Вырученные средства пошли в фонд Opportunity Finance Network – группу финансовых учреждений по развитию сообществ, которые кредитуют малый бизнес в неблагополучных сообществах.

Вместе с тем, со стороны наших кластеров нередко проявляется не совсем конструктивный подход к делу. Они придерживают продажу хлопка в ожидании более выгодной мировой конъюнктуры, в результате чего цена на хлопок на УзРТСБ бывала выше, чем по экспортным контрактам, тем самым повышая стоимость сырья для отечественных производителей.

Та же ситуация с кредитами. Если государство предоставляет кредиты кластеру на 24 месяца, то кластер не передает фермерам 100% предоставленных государством средств вовремя, а только частями.

Так что общество вполне имеет право ожидать более широкой социальной отдачи в обеспечении рабочими местами населения, зависящего от деятельности кластеров, которым государство оказывает финансовую и прочую всевозможную поддержку, и которые являются непосредственной частью нашего общества.

Присоединяйтесь! Важные и актуальные события дня. Прокатись в нашей "Телеге".