Русская культура значительно отличается от японской. Достаточно посмотреть пару фильмов японских режиссеров, чтобы представить себе, что их герои только с другой планеты, но и из совершенно иной галактики. И всё же есть кое-что общее (с точки зрения европейца) в загадочной русской душе и таинственном японском характере. Это привычка снимать обувь при входе в дом.
С русской традицией разуваться в прихожей всё понятно. Босоногие россияне, живущие в попросту заботятся о гигиене в собственном доме и при входе в жилое помещение с улицы предпочитают снимать уличную обувь. Погода нас не балует, да и дорожные службы улиц не с мылом не моют.
А вот откуда у чистоплотных японцев точно такая же привычка? Рассказываем.
На самом деле японцы обувь меняют вообще несколько раз за день. Для ходьбы по улице они предпочитают европейскую, привычную нам обувь, а вот при входе в дом или общественное место (офис или даже ресторан) переобуваются в мягкие тапочки суриппа. Разуваясь у порога, уличную обувь японцы ставят на полу строго носками к выходу. Зачем? Во-первых, это помогает поддерживать порядок, а во-вторых, когда вы уходите, то обувь, стоящую носками к выходу, просто-напросто удобнее обувать.
Если же японец, разувшись, не поставит обувь носками к выходу в одну линеечку, значит он очень плохо воспитан. А для японцев упрек в дурном воспитании – худшее, что можно себе представить.
Интересно, что для специального места, где они оставляют обувь, есть отдельное название. Японская прихожая гэнкан. Гэнкан – это ступень в 10-15 см чуть ниже или чуть выше общего уровня пола всего помещения. Причем гэнкан есть везде, не только в квартирах, но и в больницах, школах, офисах и других прочих общественных местах. И поэтому повсюду в Японии у входа стоят корзины со специальными «гостевыми» тапочками.
Зачем же разуваются японцы?
Традиция появилась в период Хэйан между 794 и 1185 годом. Дело в том, что в традиционной японской культуре, в быту, было принято и спать, и принимать пищу сидя и лежа прямо на полу, застеленном циновками. Само-собой, если не снимать обувь, а входить в помещение по полу прямо с улицы, это было бы не очень гигиенично. Не смотря на то, что те времена давно прошли, привычка спать и есть на полу в некоторых домах осталась. Так же, как дожили до наших дней и традиционные покрытия пола из тростника типа татами. Специальные маты для пола набиты рисовой соломой или синтетической ватой. В наши дни ходить по такому полу в обуви категорически запрещено.
Ходить по покрытому циновкой полу можно в носках или специальных матерчатых тапочках – таби. Вы могли видеть их в кино. Таби похожи на варежки, только для ног. У тапочек таби отдельно прошит большой палец. Выглядит очень мило.
Есть у японцев и еще один вид домашней обуви – тоирэ суриппа. Звучит красиво, а на деле это специальные «туалетные тапочки». Они всегда ждут хозяина или гостя у двери в ванную комнату. Здесь главное не запутаться: заходите в туалет – снимаете обычные тапочки и обуваете тоирэ суриппа, выходите из туалета – переобуваетесь в обратном порядке. Запомнить просто: «туалетные» от домашних тапочек отличаются тем, что они прорезиненные внутри и мягкие только сверху. Или полностью изготовлены из пластика или резины. И вот эта вся церемония с переобуванием тоже имеет смысл. Во-первых, как вы помните – лишнее переобувание это более гигиенично. А во-вторых, если перед дверью в санузел стоят домашние тапки, то всем понятно – помещение занято.
С привычкой японцев оставлять обувь на полу у входа связано несколько курьезных историй. Вот вам парочка: говорят, когда в Японии появился первый пассажирский поезд, то на торжество пригласили высокопоставленных гостей. Естественно, при входе в вагон все они разулись. Поезд тронулся, а после его остановки через 57 минут, вышел конфуз. Высокого ранга чиновники вышли из вагона и очень возмутились, что их обувь никто не перевез и не расставил для них прямо на перроне. Носками в сторону выхода с вокзала, разумеется.
Подписывайтесь на наш канал. Мы стараемся быть для вас интересными)
И еще один факт: многие современные японские водители приравнивают салон своего автомобиля к части собственного дома. Такое вот передвижное продолжение. Ну и, само-собой, усаживаясь за руль, а значит входя "в дом" с улицы, они снимают туфли. Доходит до того, что водитель, задумываясь о чем-то своем или куда-то сильно опаздывая, разувается прямо на автостоянке, оставляет обувь и уезжает без нее.