Найти в Дзене
Книжная Zlot

10 заповедей классического детектива Рональда Нокса

Оглавление

В начале ХХ века многие старались выработать правила для жанровых произведений. Так и Рональд Нокс – писатель и член «Детективного клуба» – решил составить заповеди, кои, по его мнению, должен блюсти каждый создатель детективных историй.

Давайте же познакомимся с его заповедями.

1. Преступником должен оказаться тот, кто был упомянут в начале истории. Но это не должен быть тот, за чьими мыслями мы следуем.

Я согласна с первой частью заповеди. Вспомните, как при чтении или просмотре детектива мы с первых минут начинаем гадать: «Убийца вдова? Ради наследства? Или, может, тот друг сына? Что он делал в доме ночью?»

Ведь намного интереснее, когда преступником оказывается тот, о ком знаем всю историю, кто умело скрывался за маской славного садовника. И совсем грустно, если мы знакомимся с маньяком на последних страницах.

И я уж точно согласна со второй частью. Ведь когда история идёт от лица преступника – это уже не детектив, а триллер. Здесь сразу исчезает загадка и мы лишь погружаемся в сознание героя.

2. Исключается любое вмешательство сверхъестественного.

Зачем нужно такое правило? Потому что, если у нас реализм, эта заповедь помешает автору вытащить рояль из кустов в качестве какого-то могучего артефакта перемещения во времени и утереть нос недогадливому читателю.

Если уж мы решили написать фантастику с детективными элементами, то читатель должен знать обо всех правилах и возможностях нашего фантастического мира.

Уважение к читателю детектива – это значит быть с ним в равных возможностях раскрытия тайны.

3. Не допускается использование более одной секретной комнаты или прохода.

Ой, это прям классика, когда тайная лаборатория скрыта, например, за книжным шкафом.

Я не считаю, плохим показателем использовать этот приём. Но и перебарщивать с ним не следует. Думаю, что станет просто скучно читать, если по ходу истории мы будем натыкаться на повторение одного тропа. Согласны?

Да и логика. Всегда нужно помнить о логике и уважении к читателю.

-2

4. Запрещается использовать неоткрытые ещё яды или какие-либо научные приспособления, которые требуют длинного объяснения.

Этот пункт можно объединить со вторым. Все неизвестности помешают читателю разгадывать загадку.

5. Ни один китаец не должен фигурировать в сюжете.

Мне сложно представить, почему в ХХ веке китайцы в детективах стали появляться так часто, что Нокс перевёл это в разряд негативного клише 🤷‍♀️

Но в наше время этот пункт точно не работает.

6. Детективу не должны помогать случайности и необъяснимая интуиция.

Тут всё просто. Не может догадка явиться детективу как некое чудо. К любым выводам мы подходим постепенно, собирая улики в кучу и раскладывая их по полочкам.

-3

7. Детектив не может быть преступником.

В детективных произведениях часто повествование ведётся от лица того, кто расследует это дело. Будь то сыщик или, как в детских книжках, школьники.

А теперь возвращаемся к первому пункту и вспоминаем, что если преступник тот, за чьими мыслями мы следим, – это триллер. Нет загадки – нет детектива.

8. Детектив не может утаивать от читателя найденные улики.

Уважение и соревнованием умов. Печально, когда читаешь, как сыщик осматривает место преступления, а он «незаметно от других убрал что-то в карман куртки».

Что убрал? Покажи мне!

Улики могут быть по разным причинам скрыты от других персонажей, но не от читателя.

9. Глупый друг детектива не должен скрывать никаких мыслей. А ещё по умственным способностям должен чуть-чуть уступать среднему читателю.

Такие ребятки есть, наверное, во всех классических детективах. И не просто так. Задача такого Ватсона – заваливать сыщика вопросами, заставляя его разжёвывать все детали для читателя.

Ну и плюс это маленькое утешение, если мы сами не разгадали тайну, но додумались о большем, чем такой друг 😏

10. Близнецы и двойники не должны появляться, если читатель не был к этому подготовлен.

Ох уж эти близнецы, кои прячутся всю историю в каких-то подвалах, а в кульминации появляются неизвестно откуда. Частый сюжетный ход, и если уж и использовать, то тщательно всё обдумав.

-4

Вот такие детективные заповеди ввёл Рональд Нокс.

Конечно, творчество – это гибкая система, которую сложно подогнать под стандарты. Да и не нужно. Но всё же, если мы говорим о жанрах, всегда есть база.

И да, помните: правила существуют, чтобы их нарушать 😜

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки. А в комментариях рассказывайте о своей любимой детективной истории (необязательно книжной).

Ещё о жанрах ⬇

Янг-эдалт. Направление не только для подростков
Книжная Zlot27 апреля 2022