Найти тему

«Использование цифровой технологии при работес текстом художественного произведения»

«Использование цифровой технологии при работе

с текстом художественного произведения»

Прозаические произведения являются хорошим материалом для выработки навыков анализа и оценки литературного текста в целом. Анализ произведения, работа с текстом должны проводиться с учетом его родовой и жанровой специфики. Эпическое произведение ( рассказ, повесть, роман) способно раскрыть все глубины и многообразие психологии человека, а также все богатство и сложность его связей с обществом, с миром ( лирическое произведение как мы знаем, изображает картины внутренней жизни человека, его духовный мир, его переживания, поэтому и язык лирического произведения отличается большей эмоциональностью, выразительностью ). Но надо добавить, что в прозаическом произведении писатель не просто описывает жизнь, она осмыслена художником слова, пережита и прочувствована им как в небольших миниатюрах, так и в эпопеях. Поэтому, требуется эмоциональное восприятие, живое и конкретное представление учащимися образов и картин, созданных писателем. В этой связи выразительное чтение текста представляет собой необходимый этап в изучении произведения. Если небольшое произведение может быть прочитано на уроке, то с прозаическими произведениями, насыщенном художественными образами, это сделать труднее .

Я считаю , что литература –это личное обращение писателя к каждому из нас .Какое- то произведение может изменить понимание жизни ,а мы с вами должны научить правильно понимать , воспринимать , вызвать эмоции , сопереживать герою .

Одна из главнейших задач учителя словесника – искать и находить такие приемы, которые пробудили бы интерес к чтению. Трудно дается организация самостоятельного ( домашнего) чтения. Наверное, в этом и наша вина - в недостаточной работе по привитию школьникам культуры чтения, чтобы дети, которые любят читать, увлекались бы не только произведениями с захватывающим сюжетом. В нежелании читать, конечно, и перегрузка заданиями, и компьютер, а в сельской школе классику читать просто трудно – не все понятно. Поэтому я, один из тысячи сельских словесников, стараюсь создавать своеобразную атмосферу заинтересованности новым текстом, личностью писателя, стараюсь окрылить героем, обворожить книгой, очаровать автором. В помощь мне последние 3 года – интерактивные технологии,ИКТ.

Интернет – это мощный инструмент, который вписался в учебный процесс.

Пример. К началу изучения «Ранних журавлей « Ч.Айтматова я распределила задания по группам. Одной группе –исследовательское задание- составить веб- квест в форме презентации , посвященный памятникам в России белым журавлям. Ответив на поставленные перед ними вопросы , получилась интересная работа. Презентация и захватывающее сообщение одноклассников в начале урока под бессмертную песню Р. Гамзатова ,заинтересовал ребят. Затем на экране появляется вопрос –Что объединяет песню «Журавли» и повесть «Ранние журавли»? Ответим на него ,уточню я , после прочтения текста. дети воодушевлены , хочется поскорее читать, а «вхождение в текст « получился .На другом уроке мы посмотрим эпизод из фильма , как персонажи радуются прилету журавлей . На вопросы ,такими ли вы представляли героев, удалось ли актерам показать душевную красоту мальчиков, ответят , что они предстали перед ними как живые, что они поняли их чувства и переживания . а благодаря мастерству Айтматова познакомились с людьми, которые в трудное время сохранили лучшие душевные качества. При ответе на тот вопрос, мы прочитаем высказывание автора о «журавли- символ бессмертия…»,посмотрим фотографии Айтматова с Гамзатовым, я расскажу об их дружбе и буду верить, что мои ученики , повзрослев, станут настоящими гражданами своей страны.

К началу учебного года с помощью интернет - ресурсов я составляю « литературную карту», которая указана и в рабочей программе. Это как интернет – фестиваль. Сюда входят виртуальные экскурсии по Ясной Поляне, Тарханам,

Михайловскому, Пятигорске …

Так по .ходу изучения творчества «Лермонтова, актуализации уже имеющихся знаний о Лермонтове , перехожу к работе с программой «Кирилл и Мефодий»(включить программу, значок «Литература» , урок «Жизнь и творчество». Записать тему. Цель. План, рассмотрим портрет и , нажав клавишу»содержание» можем войти в Интернет- ресурсы и побывать в Тарханах.)

При чтении произведения я использую технологию « Светофор» . Три – карточки : зеленый – все понял; желтый- испытываю трудности; красный – нужна помощь . Помощь нужна часто в непонимании значении слов , выражении. Без внимания стараюсь не оставлять никого.

Часто я использую прием « Литературное кафе», в котором можно послушать или посмотреть фрагмент произведения. В непринужденной обстановке за столиками как в кафе прослушать монолог Данко или посмотреть танец бабушки из повести «Детство» Горького –это помогает в самом начале изучения произведений пробудить интерес к его прочтению . я использую в своей работе мультимедиа»Энциклопедия русской литературы», пособие «Виртуальная школа», где в разделе»Учебник» можно найти разнообразный иллюстративный материал. Использование» «Учебника» удобно, поиск облегчен тем , что темы подразделены на временные периоды.

Такие технологии . как «Галерея образов, цитат», составление синквейнов, составление паспортов слов ,ТРИЗ-загадок, рекламных плакатов позволяет включить в процесс работы и успевающих и отстающих, пассивных не бывает. Составление 2Галереи» помогает выявлению важных сторон личности литературного героя, с помощью синквейнов дети учатся характеризовать персонажи ,паспорт слов обогащает их словарный запас. Рекламный плакат на экране, как ,например,»Хочешь узнать, как в любой ситуации можно остаться благородным , не терять собственного

достоинства, быть верным , прочитай повесть «Дубровский».

Такие приемы в средних классах впечатляют, дети включаются в процесс чтения. А главное, они учатся искать для достижения цели . успешного развития в будущем.

Сегодняшние дети – это другое поколение. Учитель для них – не единственный источник знаний. Выделить главное, от второстепенного дела погрузить в проблему с целью получения результата реального – для этого и существует проектная деятельность. Она объединяет и учителя и ученика. Современные технологии, деятельность проектная, исследовательская, игровая – с их мощью мы должны научить поощрять детское любопытство в нужное русло. При работе с текстом использования проектов, как основ формирования УУД ( личностных, коммуникативных) формирует основы исследовательских умений учащихся в рамках внедрения ФГОС. Дети учатся искать, находить, значит, станут успешными. Чтобы объединить детей в проекте, надо помнить, что мы живем во времени детей. богатая классика, а не тем, что темы подразделены на времени периода

Информационные технологии я стараюсь использовать и во вступительном слове, и на этапе актуализаций знаний , и на этапе контроля , во внеурочное время.

Не боюсь повториться, что моя задача - учить детей умело обращаться со словом, видеть красоту и богатство русского языка, когда вокруг компьютеры прочно вошли в нашу жизнь.

Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, видео клипы . При изложении новой темы сопровождение презентации урок делает привлекательным: на этапе закрепления –программа- тренажер; при контроле – тестирование .Хочу сказать, чтобы проверить знание содержания литературного произведения, тесты я стараюсь составлять сама, но и использую Интернет-ресурсы. Мои технические возможности в кабинете- это компьютер, свои личные проектор и экран и выход в Интернет. Коллекция тестов помогает мне сэкономит время, а учащимся – возможность оценивать свои знания , усвоили они содержание текста или нет.

Я подхожу к работе с текстом с учетом их жанрово-родовой специфики; умении осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Использование интерактивных технологии при работе с текстом поэтического произведения способствует формированию культуре восприятия эмоциональному, доступному, осознанному. где русский язык не является родным. Когда чтение сопровождает трогательная мелодия, текст из ресурсов ЦОРа на экране, читает актер. Чтение становится осмысленным, ученику легче определить основную информацию.

Использование ментальных карт по работе с текстом ( пусть пока и наивные) помогает развитию логического и образовательного мышления, памяти, интеллекта, как выяснили ученые, мозг работает хаотично, информация запоминается быстрее. Текст запоминается быстрее. С помощью ментальных карт мы стараемся визуализировать информацию, упорядочить материал ,ам.к. по русскому языку мы сохраняем как таблицы и пользуемся ими во время проверочных работ, при составлении текстов. Презентации к сопровождению я практикую парные или групповые с целью организации познавательной деятельности .К уроку по теме «Стихи Пушкина об осени»заранее даю тему поиска»Образ осени в русской живописи»,»Осень в жизни Пушкина».Групповая творческая работа захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности ,помогает преодолевать неуверенность, свободно излагать свои мысли. Отстаивать свою позицию.. а еще .как я выяснила, желание читать, чтобы узнать.

Увидеть мир глазами живописцев , услышать классическую музыку, актерское чтение, помогает Интернет. Если при изучении «Евгения Онегина» послушать дуэт няни и Татьяны или при изучении лирики романс «Я помню чудное мгновенье», а на уроке , посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова романс»И скучно и грустно..»,я уверена , пусть не все , но многие еще раз захотят послушать классическую музыку, в разные моменты жизни захотят обратиться к строкам великих .в последнее время предлагаются диски электронные к учебникам. Где можно послушать актерское чтение.

Мы с детьми практикуем создание слайд- шоу к текстам стихов. К стихам Тютчева»Чародейкою Зимою». Фета»Ель рукавом …»,Лермонтова «Листок» слайд за слайдом дети постарались раскрыть темы стихотворений., найдя подходящий иллюстративный материал. При этом учатся созерцать красоту, бережно относиться к ней.

Изучение текстов драматического рода литературы провожу по следующему этапу:

1.вступительное занятие

2.комментированное чтение

3.анализ драматического произведения

4.завершающее занятие

Перед изучением первого для учеников драматического произведения важно обратить внимание на непосредственную связь пьесы с театром. Драма- синтетическое искусство. Оно выходит за пределы литературы и производит сильное влияние на зрителя. Драма имеет особые возможности для конкретизации образа в облике персонажа, изображенного артистом, в отличие от эпоса и лирики, где герой представляется в воображении писателя . В драматическом произведении позиция автора скрыта больше. Чем в других родах литературы и реальную осязаемость образы приобретают лишь на сцене.

В восьмом классе изучается «Ромео и Джульетта» Шекспира. Перед комментированным чтением ты включаешь эпизод из спектакля МХАТА им. Горького, гибель Ромео. Ставишь проблемный вопрос – уже другая обстановка в классе, и ты уверена – дети прочитают до конца. Шекспир – яркий представитель трагедии эпохи Возрождения. Действие у него определяется в основном характере героя , который может быть дан и в развитии. А 8-й класс- время , когда зарождаются первые искренние чувства , и отношения Ромео и Джульетты понятны и близки сердцам подростков. Чтобы достучаться – первый яркий момент воздействия с помощью великой актерской игры. Эффектом вхождения в текст является использование актерской игры выдающихся артистов. А мы- простые, сельские и театр на экране проектора –уже способ воздействия , чтобы прочитали . научились читать осознанно. Созерцать текст. В данном случае- драматический. Говоря о театрах во вступительном слове, я детям рассказываю о первом дагестанском театре на русском языке. Он был основан в середине 19 века в Темирхан Шуре. Как музыкально-драматический кружок. В него входили офицеры гарнизона и их жены. Руководил командир Дагестанского конного полка И. Багратион, а лучше всех роль исполнял военный деятель Арнольд Зиссерман. Выпуском 2014 года был создан общий проект «Театры Дагестана», изучен огромный материал , в том числе и из Интернет –ресурсов. Для учителя важно активизировать интерес к изучаемому произведению, поэтому я и использую путешествия в виртуальный театр( не только просмотр эпизодов из спектаклей , но и просто виртуальное путешествие в Большой и Малый театры, другие театры страны ), для того чтобы дети имели представление о том ,где , как происходят события , как выглядит сцена в начале действия(декорации, освещение), как выглядят действующие лица, как двигаются ,говорят ,одежда… ,Тесты после изученных драматических произведений включают такие задания .как « дописать слова .составить ментальную карту отношений друг к другу действующих лиц, составить паспорта слов «декорация , мизансцена, реплика, режиссер

При чтении по ролям дети уже стараются читать более эмоционально. Конечно же, хорошее чтение текста учителем , комментарии по ходу чтения помогает постигать эмоциональное содержание произведения, повышает общий интерес к автору, готовит к последующему анализу. Драматическое произведение –прекрасное средство для обучения выразительному чтению. Детям нравится ставить отрывки , исполнять отрывки из пьес, когда ученик переходит в позицию исполнителя, подготавливает детей к исследовательской деятельности. Например, в ходе изучения пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница» учащиеся составили групповой проект о сценической истории этих пьес, выяснили ,какие актеры в разных театрах исполняли роли главных действующих лиц. И , разумеется , любую пьесу лучше смотреть, слушать со сцены, чтобы помочь « включить воображение» .Привлечение к работе Интернет –ресурсов способствует активизации учащихся, им легче представить интонации монологов, реплик, легче составлять сообщения о героях, развить творческое воображение. Дети узнают также, что представляет собой сцена в начале действия ( декорации, освещение, при работе с текстом важно воспитать не только читателя, но и будущего зрителя.

Использование ментальных карт по работе с текстом ( пусть пока и наивных )помогают развитию мышления, памяти, интеллекта. Мозг , как выяснили ученые, работает хаотично, информация запоминается быстрее, текст учить легче .Ментальные карты изобрели еще древнегреческие философы. С их помощью мы стараемся визуализировать информацию, упорядочить материал, у детей включается логическое и образовательное мышление. А на уроках русского языка их можно сохранить как таблицу. (Ментальная карта-схема, где есть центральный элемент (– на уроках литературы –это литературные герои, авторы), от которого в разные стороны отходят ветки, связывая его с разными соображениями, идеями. Создатель – английский ученый Тони Бьюзен. Чтобы проще было анализировать поступательную информацию для детей – билингвов создание ментальных карт по работе с текстом – быстрое усвоение, быстрое запоминание. Примеры карт по литературным произведениям ….

Выразить свое отношение к прочитанному помогает и составление синквейнов на экране . которые практикую часто,ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются литературные герои.