Мир меняется на наших глазах, и всем интересно, будет ли найден какой-то новый глобальный баланс сил на планете. Для нас, россиян, этот вопрос тоже не праздный — мы сильно зависим как от западных технологий, так и от восточных рынков. Поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с прогнозами одного из интереснейших на наш взгляд современных публичных экспертов по геополитике, экономике, демографии и международным отношениям — американца Питера Зайана. Питер — консультант, автор популярных у себя на родине книг, частый гость политических и экономических передач, шоу и подкастов, он регулярно выступает как приглашенный гость в вузах.
Свои выводы Зайан делает, опираясь на данные о демографии той или иной страны, ее экономических связях и возможностях, географическом положении и отношениях с мировым сообществом — и все это с учетом глобальных факторов. Так что обещаем — будет очень интересно!
Самое главное
- Китай не выдержит краха системы глобального мира, где он был главным бенефициаром
- Темпы научно-технического прогресса замедлятся во всем мире. В большинстве стран (за редким исключением вроде США) IT и tech умрут
- Китай не сможет выиграть реальную войну — его отрежут от энергоносителей
- Драматическая зависимость от продовольствия и энергетики в случае конфликта приведет к гибели 500 млн китайцев
- Си Цзиньпин все еще способен развязать конфликт, даже если это выглядит безумием
- Локдауны по всему Китаю выключают КНР из мировых производственных цепочек и становятся причиной бегства иностранцев из КНР
Конец глобализма — конец Китая
Будет ли найден новый баланс отношений между США и Китаем? Вопрос вообще так не стоит. Мы никогда не вернемся к миропорядку образца 2019 года. Сбитые с толку ковидом, мы не заметили, как за последние два года отношения между США и Китаем перевернулись.
Китайцы, вероятно, главные бенефициары системы глобального мира, существовавшей до недавнего времени, мира, в котором неважно, где находится заказчик, а где производитель. И никто еще не осознал, насколько необратимым будет для них конец этой системы.
Во всех сферах, которые можно представить: демографически, экономически, в культурном смысле, в смысле государственного устройства, Китай будет рушиться.
Я бы сказал, что Китай как страна перестанет существовать до конца десятилетия. И это еще если не принимать во внимание ситуацию на Украине и те разрушительные последствия, которые она принесет для сельскохозяйственного, промышленного и энергетического рынков. При любом исходе китайцы будут самыми главными проигравшими — за очевидным исключением в лице самой Украины.
Демографическая яма
По последним доступным данным, численность населения в Китае достигла пика в 2003 году. Сегодня, насколько нам известно, правительство КНР завышает численность страны на 100 млн человек. Я считаю, что мы уже очень, очень, очень далеко ушли от точки невозврата — то есть, той точки, когда можно было восстановить человеческие ресурсы, потерянные с момента введения политики одного ребенка в семье. Численность населения невосполнима, учитывая, что большинство из этих нерожденных людей — женщины. Китай демографически сейчас в более ужасающем положении, чем Германия, Россия или Корея.
При этом стоимость труда в Китае выросла в 15 раз с 1999 года, а производительность труда за это же время всего лишь удвоилась.
Не надейтесь на технологии — прогресса больше не будет
Есть возражение, что ситуацию с падающей производительностью труда в мире способны изменить новые технологии и научно-технический прогресс. Но самые крутые в мире технологии не успели укорениться в китайской экономике — во всяком случае, не до такой степени, чтобы перевернуть игру.
В целом о хайтеке: есть несколько условий, необходимых для глобального роста этой сферы, общемирового технологического развития. Для начала вам понадобится множество молодых людей — умных, готовых общаться и взаимодействовать друг с другом по всему миру, высокообразованных. Затем вам понадобится вагон денег — и не только для развития собственно технологий, но и для создания прототипов, для внедрения и запуска их в производственных циклах.
А ничего этого больше нет.
Во всем мире у нас резкое снижение рождаемости, средний возраст людей во всем мире — 50 лет, молодежи в большинстве стран недостаточно. Поколение бейби-бумеров (1946—1964 годов рождения) массово отправляется на пенсию, а с ними уходит и капитальная база (собственные средства и резервы банков) — то есть средства, необходимые для финансирования хайтека.
Прежний открытый мир рушится — торговые конфликты и войны приведут к тому, что люди просто перестанут взаимодействовать дистанционно. Так что я ожидаю значительного снижения темпов развития технологий во всем мире. Будут места на планете, для которых это утверждение будет менее справедливо — например, США. Потому что у наших бейби-бумеров есть дети (мы знаем их как «миллениалов») и сейчас они на том отрезке жизни, где креативность и взаимодействие очень важны. Так что Кремниевая долина не умрет. Но и прежнего развития хайтека семимильными шагами нам тоже не видать.
Что если Китай захватит Тайвань? Изменит ли это баланс сил?
Обсудим сначала техническую сторону вопроса, а потом перейдем к стратегии.
Тайваньская компания TSMC — бесспорно, главный мировой производитель полупроводников. Однако США производят 55% полупроводников по технологическому значению. То есть, если полупроводник производится для мобильника, сервера, ноутбука, он, скорее всего, произведен в США.
Следующая ступень попроще — там доминируют Тайвань и Корея, где-то рядом стоят Япония и США.
Дальше идет средний уровень — для авиации и машин, производятся они в основном в Таиланде и Малайзии, ну и потом идет уже нижний уровень — умный блендер, например, — это вот из Китая.
Весь «интернет вещей» — это китайская история. Лично я всегда скептически к этому относился. Мне не нужен умный холодильник!
Теперь, собственно, к Тайваню. Если китайцы завтра захватят его без единого выстрела, они все равно не смогут управлять TSMC. Если бы они были способны делать электронику столь высокого уровня, они бы начали ее делать много лет назад. Китайцы сразу же запускают любые производства, которые они могут поддерживать, невзирая на финансовую сторону дела — если нужно, они их субсидируют, потому что для них это гораздо важнее, чем рыночная эффективность.
Рабочие места, которые США потеряли из-за Китая, были как раз в тех областях, где китайцы способны конкурировать. А все, что осталось — это отрасли, в которых они конкурировать не могут.
То же самое и с Тайванем. Поэтому с экономической точки зрения тут особо беспокоиться не о чем.
Военный конфликт приведет к гибели Китая
Далее — Китай хоть и производит больше кораблей, чем США, но в большинстве своем они маленькие, а 90% из них могут ходить не далее 1 тыс. миль от побережья — это если считать, что они движутся по прямой, медленно в целях экономии топлива, и никто в них не стреляет. Так что в боевых условиях они не дойдут даже до Вьетнама.
В случае войны, с кем бы Китай ее не затеял — Кореей, Вьетнамом, Тайванем, Японией, Индией или США, кто-нибудь выведет пару эсминцев в Индийский океан и остановит энергетический импорт в Китай. США уже давно не главный в мире покупатель энергии, это место занял Китай, который импортирует 85% энергетических ресурсов, и 85% из них идут из Персидского залива.
В случае настоящей войны этот импорт прекратится и Китай ждет немедленная деиндустриализация в течение нескольких месяцев. Грузоперевозки прекратятся в срок от трех до шести месяцев, а следом придет массовый голод, который убьет 500 млн человек.
В нормальной ситуации понимание всего этого сдерживало бы Китай от развязывания любого настоящего конфликта. Но поскольку мы находимся в ситуации конца системы глобализма, меняются и расчеты.
Сейчас Китайский лидер понимает, что ему особо нечего терять — ведь он потеряет все это в любом случае. Так что здесь, возможно, будет выгодно действовать первым, чтобы самому писать сценарий конфликта. И если за невысокую цену в 500 млн жизней Компартия Китая сохранит власть, она заплатит эту цену. Я даю один шанс их трех, что это произойдет.
Сначала китайцы очень обрадовались началу конфликта на Украине, рассматривали его как потенциальный шаблон для своих дальнейших действий. Ну, типа Россия быстро захватывает Украину, мир это проглатывает, Украина перестает существовать, Россия ее поглощает, не платя никакой серьезной дипломатической или экономической цены, и мы возвращаемся обратно в многополярный мир с укрепившейся Россией и все вокруг решают: ну что ж, такие дела, едем дальше.
И этого не произошло. Что-то пошло не так.
При этом Украина готовилась к конфликту с Россией восемь лет, а Тайвань готовится к войне с Китаем 75 лет. Украина — бедная страна с протяженной границей с РФ. Тайвань — богатая страна, у которой нет сухопутной границы с Китаем. Так что как ни крути, потери будут более тяжелыми — и теперь китайцы это понимают.
Санкции против России напугали Китай
Должен признаться, я удивлен, что мир смог в вопросе санкций объединиться так быстро, особенно его европейская часть.
Если такие же санкции, которые введены против России, обрушатся на Китай, режим компартии КНР будет уничтожен.
Говорите, что хотите, про российскую экономику, но Россия — крупный экспортер энергии, продовольствия и удобрений. А Китай — крупный импортер всего этого. Так что такие же санкции уничтожат страну менее чем за пару месяцев.
Но я думаю, что больше всего ужасают китайцев бойкоты компаний. Все ушли из России. Если все уйдут из Китая — он умрет, потому что сотрудничество с международными корпорациями — это модель развития современного Китая. Эти отношения нужны им для выхода на международные рынки, для трансфера технологий. А хуже всего — что западные покупатели, буквально обычные люди, оказывают давление на компании и заставляют их уйти из России. Китайцы даже не допускали мысли, что индивид может быть значимой силой на мировой арене.
Культ личности Си сыграет злую роль
Все, что они, как им казалось, знали, все, что они принимали за базовый набор правил, было разорвано в клочья за последние два с небольшим месяца.
Теперь все надо начинать с нуля.
А они не могут, потому что Си Цзиньпин выстроил культ личности настолько нетерпимый к конкуренции, что любой возможный кандидат на замену или выслан, или запуган, или сидит. И только он один может принимать решения. И вот теперь ему предстоит начинать все с чистого листа, руководя при этом страной с населением в 1,4 млрд человек. Это выше его возможностей.
И мы увидим каскад ошибок, которые начнут валиться как доминошки и валить китайскую систему за собой.
Пожалуй, лучший пример этого — ковидные локдауны, которые вводятся в КНР. Китайская вакцина не работает. Она едва ли работала во время первой вспышки в Вухани, показав тогда 55-процентную эффективность в предотвращении смертности. Но она не влияла ни на тяжесть заболевания, ни на распространение инфекции.
Сейчас у нас уже пятый штамм — Омикрон b, против которого китайская вакцина просто-напросто бессильна и единственный возможный выход — полный локдаун. Но эта штука передается быстрее кори, так что в локдауне уже 65 китайских городов, крупнейший из которых — Шанхай.
Это значит, что уже сейчас Китай перестал являться надежным действующим звеном в глобальных производственных цепочках. На наших глазах Китай выводит сам себя из этих цепочек, лишая себя будущего. Американские предприниматели начали выводить производства из Китая более трех лет назад и многие полностью вернули их на родину. Остальные сейчас лихорадочно пытаются спасти свои бизнесы и бегут из КНР.
#прогнозы #китай #питер зайан #геополитика #новый мировой порядок #многополярный мир #си цзиньпин