Как заболевание может отразиться на детях
Заболевание ковидом пошло на спад, однако врачам еще предстоит оценить последствия эпидемии. По мнению ученых, коронавириус запускает в организме развитие новых заболеваний. И одно из самых опасных - сахарный диабет. О том, насколько человек, переболевший ковидом, подвержен развитию сахарного диабета и угрожает ли он детям, AMMIAC. рассказал Дмитрий Лаптев, д. м. н, заведующий отделением Института детской эндокринологии ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава РФ.
ФОТО: РИА "Новости"Заболевание ковидом пошло на спад, однако врачам еще предстоит оценить последствия эпидемии. По мнению ученых, коронавириус запускает в организме развитие новых заболеваний. И одно из самых опасных - сахарный диабет. О том, насколько человек, переболевший ковидом, подвержен развитию сахарного диабета и угрожает ли он детям, AMMIAC. рассказал Дмитрий Лаптев, д. м. н, заведующий отделением Института детской эндокринологии ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава РФ. пошло на спад, однако врачам еще предстоит оценить последствия эпидемии. По мнению ученых, коронавириус запускает в организме развитие новых заболеваний. И одно из самых опасных - сахарный диабет. О том, насколько человек, переболевший ковидом, подвержен развитию сахарного диабета и угрожает ли он детям, AMMIAC. рассказал Дмитрий Лаптев, д. м. н, заведующий отделением Института детской эндокринологии ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава РФ.
Пандемия как будто бы отступила. Новых случаев заражения сейчас меньше, однако вирус оставил после себя серьезный шлейф проблем со здоровьем. Его действие на организм часто является разрушительным - обостряются хронические заболевания. Но к этому люди часто готовы, собственно, всё как после ОРЗ и гриппа. К прежним болячкам есть уже определенный подход, схемы лечения и необходимый режим жизни.
Из всех хронических заболеваний наиболее опасное при коронавирусе - сахарный диабет.
В России этот диагноз поставлен более 5 млн взрослым и почти 50 тыс. детей. Но очень часто сахарный диабет возникает как осложнение после уже перенесенного ковида.
В самом начале пандемии COVID-19 москвичка Ирина Л. с 3-летней дочкой Лизой отдыхала на море, в Арабских Эмиратах. После возвращения в домой, в Москву, вся семья слегла. Врачи поставили диагноз – ковид-19. Болели долго и с высокой температурой.
С болезнью справились только через пару месяцев. Однако после этого у ребенка начались серьезные проблемы: у Лизы поменялся цвет языка, появился налет, потом - сильный аппетит и жажда. Позже началось неконтролируемое мочеиспускание.
"Знаете, до этого у меня был абсолютно здоровый ребенок, я в этом уверена, мы регулярно проходили обследования! Мы начали бегать по врачам. Вначале думали, что у Лизы проблемы с печенью, сдали кучу анализов. Но диагноз нам не ставили. Пока, наконец, одна из врачей не отправила Лизу сдавать кровь на сахар. Все стало понятно. Возможно, я бы раньше поняла сама, что это диабет, но я не разбираюсь в симптомах этой болезни, ведь ни у кого из родственников диабета не было!"
Результаты анализа крови ребенка Ирина получила в тот же день: сахар зашкаливал, уровень С-пептида был понижен (это говорит о плохом состоянии поджелудочной железы), уровень глюкозы - около 20 единиц. Врач рекомендовал госпитализацию. В таком состоянии малышка могла в любой момент впасть в диабетическую кому.
"В общем, мы на своих ногах в тот же день уехали в Морозовскую больницу, и сразу нас госпитализировали, нам поставили диагноз, и в выписке у меня стоит "приобретенное аутоиммунное заболевание диабет 1-го типа вследствие перенесенного коронавируса". Очень страшно было в больнице, малыши в инсулиновой коме… Я успела познакомиться в тремя мамами, у которых дети заболели так же, после коронавируса, который перенесли тяжело", - рассказывает мама ребенка Ирина.
Что же произошло
Врачи говорят, что диабет 1-го типа – аутоиммунное заболевание. Собственный иммунитет человека начинает атаковать клетки собственной поджелудочной железы, в итоге организм перестает вырабатывать инсулин, и его приходится принимать.
Почему это происходит
По словам врачей, большую роль играет наследственность, но чаще диабет 1-го типа приобретенный, он может начаться после перенесенного вируса.
Дмитрий Лаптев, д. м. н, заведующий отделением Института детской эндокринологии ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России рассказывает AMMIAC:
"Некоторые вирусные инфекции могут провоцировать развитие сахарного диабета, в том числе энтеровирус, цитамегаловирус, а иногда даже банальный ротовирус, есть такие лабораторные данные. Определить конкретный вклад коронавирусной инфекции в заболеваемость сахарным диабетом не столь простая задача, так как исследования еще продолжаются".
Сейчас можно уверенно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.веренно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.
Дмитрий ЛаптевДмитрий ЛаптевСейчас можно уверенно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.веренно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.
Дмитрий ЛаптевСейчас можно уверенно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.веренно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.Дмитрий ЛаптевСейчас можно уверенно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.веренно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.
Дмитрий Лаптев, д.Сейчас можно уверенно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.нно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.
Дмитрий Лаптев, д. м. н.Сейчас можно уверенно говорить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.ворить, что существующие штаммы COVID-19 крайне негативно влияют на больных диабетом, говорит Дмитрий Лаптев. Но речь о взрослых пациентах, у которых диагноз поставлен до заражения коронавирусом.
Некоторые исследования
Некоторое время назад в Naked Science были опубликованы результаты исследования, которое провели специалисты Центра по контролю инфекционных заболеваний США совместно с учеными-социологами. Они сравнили данные 2 млн детей до 17 лет в двух самых крупных американских медицинских базах - IQVIA и HealthVerity medical claims.
Из базы данных IQVIA были сформированы группы. Первая состояла из 80 893 детей с диагнозом COVID-19. Вторая группа детей без диагноза COVID-19. Третья группа детей с острой респираторной инфекцией до пандемии.
Рассказывает Шарон Сайда, доктор философии, MHS, USPHS, старший научный сотрудник CDC, Healio:
"Дети, которые перенесли COVID-19, в 2,5 раза чаще получали новый диагноз - диабета – уже после заражения вирусом. Почти у половины из них наблюдался диабетический кетоацидоз на момент постановки диагноза. Важно, чтобы медицинские работники были осведомлены о признаках и симптомах диабета и следили за появлением нового диабета в этой группе".
Существует ряд причин, по которым COVID-19 может увеличить риск развития диабета у детей.
"Это может быть связано с прямой атакой SARS-CoV-2 на клетки поджелудочной железы, что приводит к стрессовой гипергликемии от цитокинового шторма и изменению метаболизма глюкозы и преддиабетному состоянию".
Статью с похожими выводами опубликовал и врач из Калифорнии Джейн Дж. Ким, д. м. н., кафедра педиатрии Калифорнийского университета, Сан-Диего. Он пишет о том,что заболеваемость диабетом 1-го типа во время глобальной пандемии COVID-19 в 2020 и 2021 гг. возросла по сравнению с предыдущими годами.
"Этот вывод основан на данных медицинских карт из детской больницы Рэди в Сан-Диего, центра медицинской помощи детям в Сан-Диего в штате Калифорния, и прилегающих округах, где я вел свою практику в это время. С 19 марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. 187 детей (106 девочек и 81 мальчик от 4 до 9 лет) были госпитализированы с впервые поставленным диагнозом диабет 1-го типа. В предыдущем году таких детей было только 119, а это означает увеличение на 57%".
В российском НМИЦ эндокринологии знакомы с исследованиями коллег из США. Однако российские врачи призывают отнестись к их выводам критично. Они сделаны на основе статистики, то есть полноценное медицинское исследование еще не проведено. Данные появляются спустя всего несколько месяцев после начала пандемии, и периодически научные группы их обновляют, выставляют новые результаты по заболеваемости.
Рассказывает Дмитрий Лаптев, д. м. н., заведующий отделением Института детской эндокринологии ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России:
"Результаты противоречивые. Одни центры отмечают у себя увеличение заболеваемости сахарным диабетом, другие центры, наоборот, наблюдают сохранение ранее сформировавшегося тренда заболеваемости сахарным диабетом, поэтому к этому надо подходить взвешенно и не превозносить какую-то панику. На мой взгляд, в данном анализе не учтено множество факторов, таких как наличие лишнего веса или ожирения, расовая принадлежность, экономические условия, в которых жили эти дети, а все это влияет как на риск развития сахарного диабета, так и COVID-19".
По мнению российского врача-эндокринолога Дмитрия Лаптева, очень важно отслеживать заболеваемость сахарным диабетом в связи с пандемией, с учетом того что COVID-19 - это новый, достаточно распространенный вирус. А детский диабет 1-го типа - это аутоиммунное заболевание, это реакция иммунной системы, которая формируется длительное время.
Принимая во внимание, что диабет сам по себе возникает задолго до диагностики, логично предположить, что увеличение заболеваемости наступит не через месяц, как было показано в исследованиях, а спустя месяцы или годы.
"Я думаю, что надо осторожно относиться ко всем данным, они требуют более пристального внимания и корректных выводов. Разумеется, эту ситуацию нужно постоянно отслеживать, контролировать, но однозначно утверждать, что коронавирусная инфекция имеет прямое отношение к заболеваемости сахарным диабетом, объективно говоря, оснований нет, хотя нельзя исключить и опосредованное изменениями окружающей среды воздействие", - считает Дмитрий Лаптев.
Лизе сейчас уже 5 лет. После того как девочке поставили диагноз, ей пришлось начать принимать инсулин. Мама стала изучать медицинскую литературу, нормализовала питание ребенка и постепенно начала снимать дозу инсулина.
"В какой-то момент мы поняли, что он нам даже вообще не нужен. Ну, то есть мы стабилизировали ее состояние, не используя гормонотерапию, но поскольку никто же мне не сказал, что лучше после коронавируса какое-то время не ходить в сад, мы продолжили ходить в садик, нормализовали там этот вопрос с питанием, но ребенок начал ловить огромное количество вирусов. Просто один за другим – это серьезная нагрузка на иммунитет", - рассказывает Ирина Л.
Иммунолог и вирусолог рекомендовали ребенка забрать из сада и укреплять иммунитет. Пока ребенок находится дома. Но в сентябре мама планирует вновь повести Лизу в детский сад. У ребенка есть положительная динамика в анализах, а дозировки препарата сокращаются.