Какая судьба ожидает знаменитую симферопольскую баню №1?
Каждое рабочее утро я смотрю из окна редакционного кабинета на крыши центральной части Симферополя. Где-то вдали над ними встаёт солнце. Совсем рядом — угол Дома художника, а дальше прорезает небо труба бани № 1. У двух этих зданий один отец — архитектор Сергей Шевченко. Кстати, не скажу, что они из очень уж «разного репертуара». Художники творчеством очищают душу (и свою, и созерцателя их картин). В бане же мы очищаем тело, что тоже нужно для поддержания общей гигиены. К сожалению, детища С. Шевченко переживают не лучший период в своей судьбе. Баня к тому же окнами выходит на центральный проспект и давно не украшает городской пейзаж. Что с ней делать? Ответ на вопрос ищут и симферопольцы, и отцы города. Порассуждаем на эту тему и мы.
Наш Шевченко
Архитектор Сергей Шевченко родился в 1882 году в семье известного крымского садовода. Его отец Захар Иванович запомнился симферопольцам прекрасным садом у пещеры Чокурча. В давние времена это, увы, ныне застроенное место было излюбленным уголком отдыха жителей столицы Таврической губернии.
Сын агронома решил заняться планированием не садов, но домов. С отличием окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. И даже на последнем курсе (как один из лучших студентов) был направлен за государственные деньги на своеобразные курсы повышения квалификации не куда-нибудь, а в Париж!
После возвращения в Крым применял полученные знания на деле. За усердие и отличную работу в 1940 году Сергею Шевченко присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Крымской АССР».
По проектам мастера возведено несколько домов в Евпатории, жилой посёлок Рудоуправления в Балаклаве, стадион в Ялте и здания в Симферополе, из которых сохранились немногие. Поговорим об одном из них, построенном в 30-х годах прошлого века банно-прачечном комбинате № 1, или первой городской бане.
Не просто баня
Симферопольцы (из тех, кому за тридцать) хорошо её помнят. В прежние времена ванна или душ были не в каждом доме, поэтому в выходные народ направлялся в общественную баню. В Симферополе их было несколько, но самой популярной — первая.
Не преувеличу, если скажу, что объект гигиены был не просто местом, куда приходили смыть трудовой пот (худо-бедно это можно было сделать и дома, в тазике). Да и парилка была важным, но не единственным центром притяжения. В центре столицы разместился некий культурный центр, своеобразный клуб ценителей, территория встреч и общения. Счастливые и распаренные, мы охлаждались в фойе под витражами в стиле Альфонса Мухи, в суровых и величественных деревянных креслах. Да, плазменные телевизоры не висели по стенам. Никакие не висели. Зато был огромный стенд по Гражданской обороне, из наставлений которого мы хорошо запомнили, в какую сторону падать в случае ядерного взрыва. За кружкой ледяного пива в потных бокалах отцы рассуждали о вечном. Дети пили томатный сок (соль добавляли самостоятельно по вкусу).
Во времена украинского хозяйнування содержать банно-прачечный комплекс (на его территории занимались стиркой и глажкой белья) стало почему-то накладно. Причиной закрытия назвали неполадки с котлом (правильно, легче ведь погубить всю конструкцию, чем отремонтировать в ней поражённый узел). На полуострове стали появляться частные сауны. Не всем они оказались по карману. А государственные одна за одной постепенно сходили на нет. Сегодня в Крыму остался единственный казённый островок гигиены — в Ялте (см. «КИ» от 28.09.2019 г.).
На грани уничтожения
Но что же делать с баней № 1, которая постепенно превращается в руины и уже не радует глаз? В конце 90-х здание попытались снести. К слову, оказалось, что строение частично сложено из… могильных плит — православных и иудейских надгробий. На заре Советской власти новый мир строили на руинах старого. Иногда в прямом смысле слова.
Дельцы разного пошиба, равнодушные к истории города, намеревались возвести здесь четырёхэтажную гостиницу. Потом этажность планируемой новостройки увеличилась в разы и от идеи не отказались до сих пор.
Слово экспертам
Я как уроженец Симферополя против уничтожения милого фрагмента городского хозяйства. На объективность, впрочем, не претендую. А вот что по поводу «банного вопроса» думают крымские эксперты.
— В реестр объектов культурного наследия Симферополя здание бывшей бани № 1 не входит. Это не памятник архитектуры, — рассказала заведующая кафедрой градостроительства Института «Академии строительства и архитектуры» КФУ Виктория Сидорова. —Тем не менее сносить его и затевать на этом месте какую-либо высотку было бы неразумно. Ведь это исторический центр города. По соседству находятся три памятника архитектуры разных эпох: здания «Черноморнефтегаза», Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым и Дом кино (к/т «Симферополь»). Поэтому очень важно оставить центр в прежней застройке, сохранить этажность и культурную ценность. Что делать с баней? Моё мнение — отреставрировать, провести реконструкцию и перепланировку, обновить фасады и использовать в прежнем направлении. Во всём мире (и у нас особенно) популярны различные СПА. Убеждена, функционирование объекта как современного банного комплекса будет выгодно в коммерческом отношении. И за сохранение архитектурного шедевра почти со столетней историей потомки скажут отдельное спасибо.
— Мы, культурологи, выступаем за сохранение исторического облика города, — включилась в беседу доцент кафедры культурологии и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна КФУ имени В. И. Вернадского Юлия Курамшина. — Здание бани № 1 связано с другими постройками центральной части крымской столицы, в какой-то мере придавая ей аутентичность. По российскому законодательству архитектурный объект старше 40 лет после соответствующей экспертизы может стать объектом наследия, тем более что тот, о котором мы говорим, несомненно, имеет интересную архитектуру, сочетающую элементы нескольких стилей, в том числе конструктивизма и ампира. Баню можно и нужно возродить, например, превратить её в подобие московских Сандунов.
Что ж, поживём — увидим, что перевесит на чаше весов: любовь к родному городу, сохранение немногих оставшихся архитектурных жемчужин или материальный расчёт.
Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото Валентина ГУСЕВА и из архива