В эфире Книжный Клуб с Жанной Бурлак: территория лонгридов, усложнений, двойных смылов и тройного дна. Для тех, кто вместо легких путей ищет пятый угол и черную кошку в темной комнате. Все статьи книжного клуба я буду постить под своим старым добрым тегом #бурлакчтец по которому вы также можете найти мои старые рецензии в запрещенной нынче Инсте.
Статью я начала писать, захлебываясь от ощущения нехватки времени, пока не поняла, что фриланс (как и ожидалось) лишил меня ориентации в календаре и пространстве: в моей голове май заканчивался на неделю раньше :) Вообще, в опросе Замятин победил неожиданно для меня самой, я была уверена, что выиграет либо "Рассказ служанки", либо "1984". А тут, оказалось, решили поддержать отечественного производителя и родоночальника жанра. Это тоже немного повергло меня в паникуёё , потому что "Мы" стал моей первой антиутопией лет в 15, а это было половину жизни назад. И я такая ашотамбыловообще. Но вспомнила. Тем более - лишняя неделя мне неплохо в этом помогла! Кроме опроса здесь, я добавляла его еще в свой Телеграм-канал: он крайне мал и я пока не знаю, что с ним делать, но ссылочку все равно даю :) В Телеге "Мы" выиграл. Значит, переходим к многобуквенным изысканиям.
И для создания нужного эффекта как никогда кстати этот трек:
Поехали!
ПРОБЛЕМАТИКА И КОНФЛИКТЫ
На самом деле, мне кажется, прежде, чем читать Хаксли и Оруэлла. нужно почитать Замятина. Оруэлл прямо говорил, что вдохновлялся произведением нашего соотечественника, сгинувшего в забвении и нищете в эмиграции в Париже. И замечал истоки "Мы" в "Дивном мире" Хаксли. И правда, многие идеи, заложнные в книге Замятина, так или иначе переосмыслялись и развивались другими романистами. Это как Толкин в мире фентези: ни одно, даже самое великое или проходное, фентези нелзя рассматривать отдельно от мира Средиземья. Разве что Ведьмак (честно, не люблю кавычки, можно я просто буду писать с большой буквы названия?))) стоит особняком, но пан Сапковский внезапно и неожиданно сорвал куш, сделав ставку на экзотичную для всего остального мира славянскую мифологию. Так, вертаемся от фантастов к утопистам, а то вечно меня относит на левый берег Дона.
Из всего пласта проблем, который объединил Замятин в своей антиутопии, можно выделить основные конфликты:
1) Конфликт индивид-общество, гражданин-государство. В центре этого конфликта находится герой, считающий себя не более, чем единицей государства - винтиком системы, и, чаще всего, на ранних этапах повествования в утопиях это героя устраивает. Разве что, иногда что-то внутри "щекочет" от осознания, что что-то тут не то. У Замятина нет имен, только порядковые НУМЕРА буквенно-числового эквивалента: Д-503, И-330, О-90, Р-13 и так далее. Нацисты не были оригинальны в своей идее убийста человеческого достоинства через отнятие имени.
2) Конфликт человек-машина или, даже больше, душа - разум. "Потому что разум должен победить" - так заканчивается роман Замятина и в этом мы тоже видим пугающую автора неизбежность. Потому что человк без души, без воображения - это человек с нулевым стремлением к творчеству, с нулевым импульсом к действию. В мире, где Эйдос полностью вытеснен Логосом, нет места переменам. И это - страшный мир. Технократия - одна из величайших угроз человечеству.
3) Конфликт семья-государство. Что у Хаксли, что у Оруэлла, что у Замятина семья как отдельный вид отношений практически упразднена. У Оруэлла она существует, но, по сути, семья - это шпионская сеть, которая финансируется из собственного кармана, а не из кармана государства. Очень удобно! И вообще, вопросы деторождения больше не во власти индивида.
4) Секс. (Как вытекающий из прошлого пункта, но решила вынести отдельно). Секс не держится под контролем, разве что, у Хаксли, в его прекрасном мире вседозволенности и удовольствий. И то, у Хаксли поощряется как можно большее число партнеров, и если ты отдаешь предпочтение кому-то одному, то за тобой тоже могут выехать. Мне кажется, это интересный момент, потому что либидо - это не только половое влечение, это общее стремление к действию, к динамике, к жизни. И если планомерно уничтожать либидо, то начнет свое развитие мортидо - стремление к смерти. Собственно, смерть индивида и его устремлений - это главное желание тоталитарной власти.
Пропаганда, тотальная слежка, государственная монополия на истину - все это уже как атрибуты существущих конфликтов. Зачем я вообще их перечисляла? А вот, чтобы нарисовать такую вот картинку.
Авторы включают многие элементы из "исходника", глядят на них под другим углом и готовят под новым соусом, но прочный фундамент будущих антиутопий заложил именно Замятин. Человек нелегкой судьбы, как и многие граждане в Стране Советов, чье мнение не совпало с политикой партии. Обиднее всего, что Замятин не был идеологическим противником социализма и не писал сатиру на новый политический строй, он просто опередил свое время, он нарисовал картину будущего, в котором ему бы не хотелось жить. Чудом избежал смерти, но канул в небытие французской иммиграции. Его роман на родине впервые издали в 1989 году - незадолго до развала СССР. Трагичная судьба русского интеллигента. А теперь давайте двинемся дальше, от очень взрослых разговоров к очень...детским.
Игра в ассоциации
Имена и фамилии - всегда сильный инструмент в руках автора. Мы же прекрасно понимаем, что Скалозуб не может быть душой компании, а Плюшкин не обладает известной широтой души? Ну, это у классицистов и реалистов было такое широкое поле для деятельности и намеков, а что же делать простому русскому модернисту, решившему лишить героя индивидуальности, который этой индивидуальность все равно должен обладать? Чтоб еще и читателю было понятно. Да то же самое!
Давайте телепортирумся в первый класс. К бантикам, косичкам, передничкам и сползающим с ноги белым гольфам. Вернулись, сели за парту, открыли тетрадки и слушаем Жанну Эдуардовну!
Этот простой эксперимент призван, чтобы продемонстрировать, что люди в большинстве свое имеют общий социокультурный бэкграунд, и понимают вещи одинаково, особенно, если их объединяет государственная, религиозная или иная цивиллизационная структурная сила. Больше об этом:
Можно бесконечно приводить аргумент, что книгу переводят и на другие языки, кстати, на латинице все похоже, только I не диагональ, а вертикаль, а это стремительность, воля, амбициозность, сила - тоже похоже. D - вообще, тоже основательность, просто чуть менее квадратная, чем в кириллице. Ну, и О - всегда О, это круг жизни, который никто не может разомкнуть. Что, кстати, делает О в конце книги? Верно, беременеет (хотя, она ниже установленных Материнских Норм на 10см и права на размножение не имеет) и сбегает за границу Единого Государства. Что и требовалось доказать.
Мы узнаем характер героев по первой букве их номера. Мы просто стали взрослые и перестали видеть элементарные вещи или вовсе не задумываемся, как и почему мы получаем ту или иную информаци. А вот - даже имен не нужно русскому модернисту, чтобы одной буквой нарисовать характер героя. И все, дальше идет только углубление и усугубление, так сказать, персонажей и их линий поведения.
Каждый из героев к концу романа доходит до апогея своего развития: Д-503 проходит через Операцию и вырезает центр фантазии (читай: душу), и становится еще более фундаментальным кирпичиком системы; И-330 так и не признается ни в чем под пытками (кстати, помните, на какую деталь ее образа автор постоянно обращает внимания? На ее острые белые зубы, отмечая что это "красиво" - в ней сразу же рисуется хищник); О-90 преступает все законы общества, чтобы обрести счастье материнства. Каждый из них совершает поступок, согласно своему характеру и своей букве.
Я уже говорила, что сейчас на обучении у нас идет блок по Кибби-Ларсон, но больше по Ларсон, конечно. Так вот, в основе системы типирования лежит теория линий. Эти линии читаются в лице, фигуре, конечно же, в окружающем мире и - что важно для меня сейчас - в одежде. Поэтому давайте еще один маленький эксперимент. Я покажу вам три предмета одежды, а вы легко и просто скажете, о ком из героев я говорю?
Если бы герои не носили юнифу (униформу), то писатель бы одел их совершенно по-разному. У Д преобладали бы квадраты и гризонтали, у И - диагонали, углы, зигзаги и, возможно, даже вертикали. У О - круги и плавные линии. Принты и цвета - еще один инструмент. Бесконечная, бескрайняя широта возможностй открывается, если полностью владеть инструментами имиджа. Кто все еще может считать, что "шмотки" - это ерунда? Что они ничего о нас не говорят? Упертые бараны, вот кто. Уж простите за резкость.
Если бы Гарри Поттера не звали Гарри, если бы у нас была одна только буква, какая бы она была? И! Если на английском - Z. А Гермиона, она какая буква? П, до Д она немножко не дотягивает, а П - это Д без лишней горизонтальной приземистой полоски. А вот на английском ее вполне могли бы звать D - основательность и мягкость, отлично. А Рон? У вас есть идеи по поводу Рона? Что я все сама да сама?) Пишите, какой буквой вы бы обозначили Рональда Уизли, будь у вас такая нужда. Как меня, вообще, угораздило добраться до Поттерианы в этой статье?))))) Ну, дела.
Не накаркал, а наумозрил
Как инженер, Замятин должен был обладать одним очень важным свойством: умением видеть причинно-следственные связи. При должном навыке и желании, нить можно протянуть дальше, чем из точки А в точку Б. Помните луч, который имеет начало но не имеет конца? У вас заканчивается область, где вы можете видеть луч, но вы можете ПРЕДСТАВИТЬ направление этого луча. Именно этим и занимаются все великие антиутописты: они превращают умозрительные лучи в конкретные сюжетные линии. Имея в анамнезе такие предпосылки (точка А), куда общество может прийти (точка Б)? Ага, а если точка Б находится здесь, на крае познания, что может следовать за ним? И ты рисуешь воображаемую линию. Именно из-за прекрасного понимания причинно-следственых связей и ВООБРАЖЕНИЯ (центра фантазии, который предлагали удалять у Замятина) пророчества великих утопистов во многом сбываются сегодня и будут сбываться дальше.
Я вам делала разогревочную (честно сворованную) статью, которая в свое время заставила меня задуматься, чье же пророчество было более правдивым: Хаксли или Оруэлла? И чье же - более старшным? Об этом мы с вами уже рассуждали здесь
но я всегда готова вернуться и порассуждать еще не немножко. Поэтому, у кого есть еще, что сказать - кликайте, не стесняйтесь.
А я попробую провести параллели между предсказаниями Замятина (100 лет назад, шутка ли! Даже 102) и сегодняшним положением вещей. Потренирую и свой навык в определении причин и следствий, может, когда-нибудь тоже напишу великий роман. Главное, в эмиграции за него не сгинуть, а то, как водится, за всякое великое нужно где-нибудь обязательно сгинуть.
1. Стеклянная жизнь
Дома у Замятина выполнены из самого честного материала - стекла, чтобы ничто не могло укрыться ни от кого. Исключения составляет только "сексуальный час", на время которого окна зашторивают.
То, что современные дома имеют тенденцию к тотальному остеклению, не новость, но давайте же не будем так буквальны! Смысл стекла в романе - не в стекле, а в прозрачности, в открытости, в невозможности спрятаться и уединиться, в том, что жизнь человека как на ладони. А что у нас? Ха, да мы давно переплюнули замыслы Замятина!
Соцсети - наши стеклянные дома. Геопозиции, отпечатки пальцев и лица, отметки, сторисы, посты - все это просто путеводитель по нашей жизни, который мы пишем сами, добровольно и с воодушевлением! Я, вообще, не ношу шапочку из фольги, не думаю, что нас чипируют, и что 5G вышки это жидорептилоидные машины смерти. Я не параноик и тоже пользуюсь соцсетями, делюсь чем-то новым, ставлю геолокацию. Я - продукт своего времени, живущий в стеклянном домике соцсетей :)
И, тем не менее, уход Инсты из России (можете ничего не говорить мне про ВПН, я не пользуюсь, не была в иг с момента его "закрытия". А нет один раз заходила, столик в баре забронировать) вызвал во мне... облегчение. И даже радость. Я уже очень давно устала от скроллинга, от очень многих людей в ленте и в рекомендациях, от ОДНОГО и ТОГО ЖЕ и.. от себя в Инстаграме тоже. Мне полегчало, когда его не стало. Что мешало раньше перестать им пользоваться? Да привычка. Тем более, последние два года я очень мало выкладывала. Инста для меня изжила себя, поэтому я вообще не страдаю от ее отсутствия. Я люблю Дзенчик :) Тут можно много писать, много читать и общаться по интересам, как когда-то в группах ВК, от которого я, правда, в свое время тоже устала и сбежала (в 2016 году и по сей день). У меня есть тенедция отсекать какую-то часть жизни на несколько лет, как я поняла только то. А ще в Дзенчике нет толпы родственников, а то инстаграм заполонили внучатые тетушки и прочие.... Я такое не люблю. Но давайте посравним да посмотрим, насколько век нынешний соответствует веку грядущему по версии Замятина по другим параметрам.
2. Стена
О, пусть в нашем случае Зеленая Стена (великое сооружение, за пределами которого живут дикари) скорее виртуальна, чем реальна, идея воплотилась на 100%. Железного занавееса больше нет, выросло целое поколение (да уже и не одно), которое знает о нем только по учебникам (надеюсь, этот опыт постигать эмпирически не придется), но ситуация в мире обострилась, отрицать этого нельзя. И что же мы видим? За границей нашей великой и необъятной - сплошь...дикари.
И только Гарант (Благодетель) нас от этих дикарей защищает! Собственно, идея не нова. В войне и политике, как мне кажется, со времен Сунь-цзы вообще не было новых идей. Это разделение на мы и они необходимо, чтобы иметь возможность заявить МЫ - ХОРОШИЕ, ОНИ - ПЛОХИЕ. Победа общества над индивидом нужна для того, чтобы каждый чувствовал в себе не Я, а МЫ, подмена местоимения очень и очень важна. Но знаете, что нравится мне всегда больше всего?
Вот по обратную сторону от нашей стены - дикари. А кто по обратную сторону от стены дикарей? ДИ КА РИ. Ой, как странно и внезапно мне вспомнился мультик про Покахонтас! В детстве любила его, а в относительно недавнем приступе депрессии (ну чет там 2-3 года как) я залпом пересматрвиала Дисней. Да, если снова накатит - тоже буду так делать. Жанна, 30 годиков, люблю мультики. Но не суть. Я поразилась, все же, глубине работы. И там была песня Savages - Дикари. Примечательно, что и белые англичане называют индейцев дикарями, и индейцы аналогичного мнения об иноземных бледнолицых. И по каждую сторону стены готовятся к войне с дикарями. Посмотрите, не поленитесь, еще и сама песня хорошая, и снято нарисовано красиво:
Совершенно не обязательно возводить Великую Китайскую стену, не менее Великую Американскую от Мексики, и самую Великую на Свете Украинскую от вражей России - совершенно не обязательно складывать кирпичики один на один, чтобы эта стена была реальной. Умозрительная, как луч. Вообажаемая, как горизонт. Очевидная, как сила притяжения.
Рубрика "Бесполезный факт от Бурлак" №19876. Работа над Покахонтас в студии велась параллельно с созданием Короля Льва, при этом, приоритетным проектом считался именно фильм об индейской "принцессе", все лучшие силы Дисней были брошены на Покахонтас. Король Лев считался проходным мультфильмом и никто не ожидал, что он станет самым успешным проектом студии, серьезно превзойдя Покахонтес в прокате и в критике. Кстати, если пересматривать по-взрослому, сразу видно, что Покахонтас считался приоритетнее, над Королем Львом работали с большей легкостью, хотяяяяя, давайте тоже не забывать, что это - интерпретация Гамлета... Так. Показался левый берег Дона, закругляюсь.
Вообще, мне ни в коем случае нельзя давать затевать речь о 1)Песни Льда и Пламени 2)Гарри Поттере 3)Диснее. А то мало не покажется.
В общем, мысль моя такова: Стена совершенно точно существует. И не только в нашей стране, но и в каждой другой стране, сколько-нибудь озабоченной своими интересами. Это норма. Это не хорошо и не плохо. Это - стандартно. На Западе разрешены однополые браки? Фу, дикари! В России запрещены однополые браки? Фу, дикари! Главное помнить: они не большие дикари, чем мы, тогда Стена не будет страшна нам, какой бы высокой ее ни возводили.
3. Операция
Единственное, что не выгодно любому режиму, описанному в любой аунтиутопии - думающая самостоятельная единица. Для того, чтобы заглушить очаги воли и воображения, могут использоваться разные средства: от кнута Оруэлла, до пряника Хаксли, от запугивания до поощрения: любые средства хороши для отупления населения. А, вообще, батька вон в Беларуссии запретил Оруэлла, что, конечно, очень смешно)
Хорошо, хоть только продавать, а не издавать и не упоминать. Вообще, запрет книг - это как запрет произносить имя Герострата, чтобы в наказание за сожжение храма Артемиды его имя кануло в Лету и никто его не вспомнил. Как мы видим, эта политика демонстрирует максимальную неэффективность. А запрет "Моей борьбы"? Которая после переиздания в Германии (не помню, в каком году) стала бестселлером. КОНЕЧНО! Всем же интересно, что же там такого, что это читать нельзя! А ничего, скучилищная херня, которую никто не стал бы читать по доброй воле, если бы не запрет. Запретите читать "Капитал"! Или монографию Ленина! Может, тоже ринутся читать :) Ну, это я немного отступила от темы.
Вот. Популяризация ТикТокеров, фаст-контента, фаст-фенш, фаст-фуд - фастлайф, в общем и целом, тоже направлена против человеческой способности к критическому мышлению. Ты быстро думаешь (или вообще не думаешь), умеешь проводить только короткие линии, не понимаешь концепцию луча вообще, тебе не понятны метафоры. И я не шучу, мне жаль признавать, но есть у меня близкий родственник подросткового возраста с полным отсутствием причинно-следственных связей и не умении понимать метафоры. Не все такие, но сегодня, мнее кажется, их уже гораздо больше, чем было раньше. Да что уж, и среди моих ровесников таких достаточно. Позиция - либо цитаты говорящих голов с ютуба, либо - из телевизора, в зависимости от правизны и левизны этой позиции. Ответить на уточняющий вопрос? Не, не слышали. Провести параллель? Пара...что? Критическое мышление? Не, они ж не кретины, как некоторые, у них такого мышения нет.
Огромная машина каждый день работает над ампутацией той части мозга, что отвечает за критическое мышление. И мы все, так или иначе, проходим эту Великую Операцию, потому что невозможно жить в горах Тибета и в медиапространстве одновременно. Это - расплата за жизнь в "глобальной деревне" Маклюэна. В этом плане мы точно уже давно живем в антиутопии.
4. Рождаемость
Вот уж до чего никак не доберутся загребущие руки законников, так это контроль рождаемости и семьи в полном объеме, как им бы хотелось.
Китай пытался контролировать рождаемость (1 семья - 1 ребенок, опомнились к 2013 году, отменили к 2015), но сам загнал себя в дикий тупик инфантицида девочек и современной гендерной неоднородности Китая. Это на Востоке. А что на Западе? Всех пугают страшными ювенальными органами Финляндии, где за неаккуратный чих могут просто отобрать ребенка. Особенно скандальным получается, когда детей отбирают у наших земляков, уехавших на пмж в Финляндию - и черт ты что с этим сделашь.
Политика поощрения рождаемости в России в виде денежных ништяков приносит плоды, но слишком медленнно, и это немного не то, что мы имеем в виду, говоря о контроле рождаемости. Хотя, все разговоры про "убрать аборты из полиса ОМС, сделать их платными", а так же какие-то бредовые идеи по типу "штрафа на бездетность" иногда заставляют меня тянуться к гуглу в поисках более адекватного места проживания. Потом я вспоминаю, что дикари - они везде, и меня сразу отпускает :))) Но это было бы ближе в контексте обсуждения "Рассказа служанки".
Евгенику отменили в 60х, если мне не изменяет память, в Швеции последней из всех, ибо культивирование и селекция людей считается неэтичной. Думается мне, это ненадолго (в масштабах истории), пара-тройка поколений - и человечество наиграется с толерантностью и озадачится возможностю генной модификации идеальных людей, когда вопросы этики отойдут на задний план, а на передний выйдет либо выживание человечества в условиях изменившегося климата, либо хаха в столкновении с инопланетными разумами. Да, я верю, что мы тут не одни! Пока - однозначно нет такого, но лично мой прогноз (моя воображаемая линия) примерно таков: до селекции генов мы дойдем 100%, до контроля рождаемости - при критичном истощении ресурсов планеты и всеобщей глобализации с упразднением государственных границ.
Кстати, насчет шведов и краткого упоминания евгеники! Читала потрясающе абсурдную книгу финского автора "Сто лет и чемодан денег впридачу", по нему снят неплохой фильм "100летний дед, который вышел в окно и исчез". Это восторг, серьезно. Альтернативный взгляд на историю 20 века от одного странного чувака, который больше всего в жизни любил взрывы :)
Воооот. Мне кажется, раз уж я начала ссыслаться на какие-то другие книги, то пора заканчивать с сегодняшней. Вроде, много сказала, а вроде и столько еще можно. Ну, чего не сказала я, давайте скажите вы! Участники моего книжного клуба :) Будем, кстати, придумывать ему название, или пущай так и остается просто книжным?
Про книги на By Burlak:
#чтение #чтение книг #книжный червь #что читать #лучшие книги #евгений замятин #антиутопии #будущее человечества #фантастика книги