Найти тему
By Burlak: язык одежды

Не один, а один из. МЫ: первая антиутопия 20 века

Оглавление

В эфире Книжный Клуб с Жанной Бурлак: территория лонгридов, усложнений, двойных смылов и тройного дна. Для тех, кто вместо легких путей ищет пятый угол и черную кошку в темной комнате. Все статьи книжного клуба я буду постить под своим старым добрым тегом #бурлакчтец по которому вы также можете найти мои старые рецензии в запрещенной нынче Инсте.

ЯМЫЗАМЯТИН
ЯМЫЗАМЯТИН

Статью я начала писать, захлебываясь от ощущения нехватки времени, пока не поняла, что фриланс (как и ожидалось) лишил меня ориентации в календаре и пространстве: в моей голове май заканчивался на неделю раньше :) Вообще, в опросе Замятин победил неожиданно для меня самой, я была уверена, что выиграет либо "Рассказ служанки", либо "1984". А тут, оказалось, решили поддержать отечественного производителя и родоночальника жанра. Это тоже немного повергло меня в паникуёё , потому что "Мы" стал моей первой антиутопией лет в 15, а это было половину жизни назад. И я такая ашотамбыловообще. Но вспомнила. Тем более - лишняя неделя мне неплохо в этом помогла! Кроме опроса здесь, я добавляла его еще в свой Телеграм-канал: он крайне мал и я пока не знаю, что с ним делать, но ссылочку все равно даю :) В Телеге "Мы" выиграл. Значит, переходим к многобуквенным изысканиям.

И для создания нужного эффекта как никогда кстати этот трек:

Поехали!

ПРОБЛЕМАТИКА И КОНФЛИКТЫ

На самом деле, мне кажется, прежде, чем читать Хаксли и Оруэлла. нужно почитать Замятина. Оруэлл прямо говорил, что вдохновлялся произведением нашего соотечественника, сгинувшего в забвении и нищете в эмиграции в Париже. И замечал истоки "Мы" в "Дивном мире" Хаксли. И правда, многие идеи, заложнные в книге Замятина, так или иначе переосмыслялись и развивались другими романистами. Это как Толкин в мире фентези: ни одно, даже самое великое или проходное, фентези нелзя рассматривать отдельно от мира Средиземья. Разве что Ведьмак (честно, не люблю кавычки, можно я просто буду писать с большой буквы названия?))) стоит особняком, но пан Сапковский внезапно и неожиданно сорвал куш, сделав ставку на экзотичную для всего остального мира славянскую мифологию. Так, вертаемся от фантастов к утопистам, а то вечно меня относит на левый берег Дона.

Как обычно, я предупредила
Как обычно, я предупредила

Из всего пласта проблем, который объединил Замятин в своей антиутопии, можно выделить основные конфликты:

1) Конфликт индивид-общество, гражданин-государство. В центре этого конфликта находится герой, считающий себя не более, чем единицей государства - винтиком системы, и, чаще всего, на ранних этапах повествования в утопиях это героя устраивает. Разве что, иногда что-то внутри "щекочет" от осознания, что что-то тут не то. У Замятина нет имен, только порядковые НУМЕРА буквенно-числового эквивалента: Д-503, И-330, О-90, Р-13 и так далее. Нацисты не были оригинальны в своей идее убийста человеческого достоинства через отнятие имени.

2) Конфликт человек-машина или, даже больше, душа - разум. "Потому что разум должен победить" - так заканчивается роман Замятина и в этом мы тоже видим пугающую автора неизбежность. Потому что человк без души, без воображения - это человек с нулевым стремлением к творчеству, с нулевым импульсом к действию. В мире, где Эйдос полностью вытеснен Логосом, нет места переменам. И это - страшный мир. Технократия - одна из величайших угроз человечеству.

3) Конфликт семья-государство. Что у Хаксли, что у Оруэлла, что у Замятина семья как отдельный вид отношений практически упразднена. У Оруэлла она существует, но, по сути, семья - это шпионская сеть, которая финансируется из собственного кармана, а не из кармана государства. Очень удобно! И вообще, вопросы деторождения больше не во власти индивида.

4) Секс. (Как вытекающий из прошлого пункта, но решила вынести отдельно). Секс не держится под контролем, разве что, у Хаксли, в его прекрасном мире вседозволенности и удовольствий. И то, у Хаксли поощряется как можно большее число партнеров, и если ты отдаешь предпочтение кому-то одному, то за тобой тоже могут выехать. Мне кажется, это интересный момент, потому что либидо - это не только половое влечение, это общее стремление к действию, к динамике, к жизни. И если планомерно уничтожать либидо, то начнет свое развитие мортидо - стремление к смерти. Собственно, смерть индивида и его устремлений - это главное желание тоталитарной власти.

Пропаганда, тотальная слежка, государственная монополия на истину - все это уже как атрибуты существущих конфликтов. Зачем я вообще их перечисляла? А вот, чтобы нарисовать такую вот картинку.

В каждой шутке, кагрицца
В каждой шутке, кагрицца

Авторы включают многие элементы из "исходника", глядят на них под другим углом и готовят под новым соусом, но прочный фундамент будущих антиутопий заложил именно Замятин. Человек нелегкой судьбы, как и многие граждане в Стране Советов, чье мнение не совпало с политикой партии. Обиднее всего, что Замятин не был идеологическим противником социализма и не писал сатиру на новый политический строй, он просто опередил свое время, он нарисовал картину будущего, в котором ему бы не хотелось жить. Чудом избежал смерти, но канул в небытие французской иммиграции. Его роман на родине впервые издали в 1989 году - незадолго до развала СССР. Трагичная судьба русского интеллигента. А теперь давайте двинемся дальше, от очень взрослых разговоров к очень...детским.

Игра в ассоциации

Имена и фамилии - всегда сильный инструмент в руках автора. Мы же прекрасно понимаем, что Скалозуб не может быть душой компании, а Плюшкин не обладает известной широтой души? Ну, это у классицистов и реалистов было такое широкое поле для деятельности и намеков, а что же делать простому русскому модернисту, решившему лишить героя индивидуальности, который этой индивидуальность все равно должен обладать? Чтоб еще и читателю было понятно. Да то же самое!

Давайте телепортирумся в первый класс. К бантикам, косичкам, передничкам и сползающим с ноги белым гольфам. Вернулись, сели за парту, открыли тетрадки и слушаем Жанну Эдуардовну!

Ну, что, как думаете, имеет смысл проверять правильность выполнения этого задания?)
Ну, что, как думаете, имеет смысл проверять правильность выполнения этого задания?)

Этот простой эксперимент призван, чтобы продемонстрировать, что люди в большинстве свое имеют общий социокультурный бэкграунд, и понимают вещи одинаково, особенно, если их объединяет государственная, религиозная или иная цивиллизационная структурная сила. Больше об этом:

Можно бесконечно приводить аргумент, что книгу переводят и на другие языки, кстати, на латинице все похоже, только I не диагональ, а вертикаль, а это стремительность, воля, амбициозность, сила - тоже похоже. D - вообще, тоже основательность, просто чуть менее квадратная, чем в кириллице. Ну, и О - всегда О, это круг жизни, который никто не может разомкнуть. Что, кстати, делает О в конце книги? Верно, беременеет (хотя, она ниже установленных Материнских Норм на 10см и права на размножение не имеет) и сбегает за границу Единого Государства. Что и требовалось доказать.

Мы узнаем характер героев по первой букве их номера. Мы просто стали взрослые и перестали видеть элементарные вещи или вовсе не задумываемся, как и почему мы получаем ту или иную информаци. А вот - даже имен не нужно русскому модернисту, чтобы одной буквой нарисовать характер героя. И все, дальше идет только углубление и усугубление, так сказать, персонажей и их линий поведения.

Каждый из героев к концу романа доходит до апогея своего развития: Д-503 проходит через Операцию и вырезает центр фантазии (читай: душу), и становится еще более фундаментальным кирпичиком системы; И-330 так и не признается ни в чем под пытками (кстати, помните, на какую деталь ее образа автор постоянно обращает внимания? На ее острые белые зубы, отмечая что это "красиво" - в ней сразу же рисуется хищник); О-90 преступает все законы общества, чтобы обрести счастье материнства. Каждый из них совершает поступок, согласно своему характеру и своей букве.

Я уже говорила, что сейчас на обучении у нас идет блок по Кибби-Ларсон, но больше по Ларсон, конечно. Так вот, в основе системы типирования лежит теория линий. Эти линии читаются в лице, фигуре, конечно же, в окружающем мире и - что важно для меня сейчас - в одежде. Поэтому давайте еще один маленький эксперимент. Я покажу вам три предмета одежды, а вы легко и просто скажете, о ком из героев я говорю?

Очевино же, да? Д, И, О.
Очевино же, да? Д, И, О.

Если бы герои не носили юнифу (униформу), то писатель бы одел их совершенно по-разному. У Д преобладали бы квадраты и гризонтали, у И - диагонали, углы, зигзаги и, возможно, даже вертикали. У О - круги и плавные линии. Принты и цвета - еще один инструмент. Бесконечная, бескрайняя широта возможностй открывается, если полностью владеть инструментами имиджа. Кто все еще может считать, что "шмотки" - это ерунда? Что они ничего о нас не говорят? Упертые бараны, вот кто. Уж простите за резкость.

Если бы Гарри Поттера не звали Гарри, если бы у нас была одна только буква, какая бы она была? И! Если на английском - Z. А Гермиона, она какая буква? П, до Д она немножко не дотягивает, а П - это Д без лишней горизонтальной приземистой полоски. А вот на английском ее вполне могли бы звать D - основательность и мягкость, отлично. А Рон? У вас есть идеи по поводу Рона? Что я все сама да сама?) Пишите, какой буквой вы бы обозначили Рональда Уизли, будь у вас такая нужда. Как меня, вообще, угораздило добраться до Поттерианы в этой статье?))))) Ну, дела.

Не накаркал, а наумозрил

Как инженер, Замятин должен был обладать одним очень важным свойством: умением видеть причинно-следственные связи. При должном навыке и желании, нить можно протянуть дальше, чем из точки А в точку Б. Помните луч, который имеет начало но не имеет конца? У вас заканчивается область, где вы можете видеть луч, но вы можете ПРЕДСТАВИТЬ направление этого луча. Именно этим и занимаются все великие антиутописты: они превращают умозрительные лучи в конкретные сюжетные линии. Имея в анамнезе такие предпосылки (точка А), куда общество может прийти (точка Б)? Ага, а если точка Б находится здесь, на крае познания, что может следовать за ним? И ты рисуешь воображаемую линию. Именно из-за прекрасного понимания причинно-следственых связей и ВООБРАЖЕНИЯ (центра фантазии, который предлагали удалять у Замятина) пророчества великих утопистов во многом сбываются сегодня и будут сбываться дальше.

Я вам делала разогревочную (честно сворованную) статью, которая в свое время заставила меня задуматься, чье же пророчество было более правдивым: Хаксли или Оруэлла? И чье же - более старшным? Об этом мы с вами уже рассуждали здесь

но я всегда готова вернуться и порассуждать еще не немножко. Поэтому, у кого есть еще, что сказать - кликайте, не стесняйтесь.

А я попробую провести параллели между предсказаниями Замятина (100 лет назад, шутка ли! Даже 102) и сегодняшним положением вещей. Потренирую и свой навык в определении причин и следствий, может, когда-нибудь тоже напишу великий роман. Главное, в эмиграции за него не сгинуть, а то, как водится, за всякое великое нужно где-нибудь обязательно сгинуть.

1. Стеклянная жизнь

Дома у Замятина выполнены из самого честного материала - стекла, чтобы ничто не могло укрыться ни от кого. Исключения составляет только "сексуальный час", на время которого окна зашторивают.

Кстати! Это кадр официального трейлера экранизации "Мы". Ждем в этом году. Вот, оставлю вам полюбоваться
Кстати! Это кадр официального трейлера экранизации "Мы". Ждем в этом году. Вот, оставлю вам полюбоваться

То, что современные дома имеют тенденцию к тотальному остеклению, не новость, но давайте же не будем так буквальны! Смысл стекла в романе - не в стекле, а в прозрачности, в открытости, в невозможности спрятаться и уединиться, в том, что жизнь человека как на ладони. А что у нас? Ха, да мы давно переплюнули замыслы Замятина!

Соцсети - наши стеклянные дома. Геопозиции, отпечатки пальцев и лица, отметки, сторисы, посты - все это просто путеводитель по нашей жизни, который мы пишем сами, добровольно и с воодушевлением! Я, вообще, не ношу шапочку из фольги, не думаю, что нас чипируют, и что 5G вышки это жидорептилоидные машины смерти. Я не параноик и тоже пользуюсь соцсетями, делюсь чем-то новым, ставлю геолокацию. Я - продукт своего времени, живущий в стеклянном домике соцсетей :)

И, тем не менее, уход Инсты из России (можете ничего не говорить мне про ВПН, я не пользуюсь, не была в иг с момента его "закрытия". А нет один раз заходила, столик в баре забронировать) вызвал во мне... облегчение. И даже радость. Я уже очень давно устала от скроллинга, от очень многих людей в ленте и в рекомендациях, от ОДНОГО и ТОГО ЖЕ и.. от себя в Инстаграме тоже. Мне полегчало, когда его не стало. Что мешало раньше перестать им пользоваться? Да привычка. Тем более, последние два года я очень мало выкладывала. Инста для меня изжила себя, поэтому я вообще не страдаю от ее отсутствия. Я люблю Дзенчик :) Тут можно много писать, много читать и общаться по интересам, как когда-то в группах ВК, от которого я, правда, в свое время тоже устала и сбежала (в 2016 году и по сей день). У меня есть тенедция отсекать какую-то часть жизни на несколько лет, как я поняла только то. А ще в Дзенчике нет толпы родственников, а то инстаграм заполонили внучатые тетушки и прочие.... Я такое не люблю. Но давайте посравним да посмотрим, насколько век нынешний соответствует веку грядущему по версии Замятина по другим параметрам.

2. Стена

О, пусть в нашем случае Зеленая Стена (великое сооружение, за пределами которого живут дикари) скорее виртуальна, чем реальна, идея воплотилась на 100%. Железного занавееса больше нет, выросло целое поколение (да уже и не одно), которое знает о нем только по учебникам (надеюсь, этот опыт постигать эмпирически не придется), но ситуация в мире обострилась, отрицать этого нельзя. И что же мы видим? За границей нашей великой и необъятной - сплошь...дикари.

И только Гарант (Благодетель) нас от этих дикарей защищает! Собственно, идея не нова. В войне и политике, как мне кажется, со времен Сунь-цзы вообще не было новых идей. Это разделение на мы и они необходимо, чтобы иметь возможность заявить МЫ - ХОРОШИЕ, ОНИ - ПЛОХИЕ. Победа общества над индивидом нужна для того, чтобы каждый чувствовал в себе не Я, а МЫ, подмена местоимения очень и очень важна. Но знаете, что нравится мне всегда больше всего?

Вот по обратную сторону от нашей стены - дикари. А кто по обратную сторону от стены дикарей? ДИ КА РИ. Ой, как странно и внезапно мне вспомнился мультик про Покахонтас! В детстве любила его, а в относительно недавнем приступе депрессии (ну чет там 2-3 года как) я залпом пересматрвиала Дисней. Да, если снова накатит - тоже буду так делать. Жанна, 30 годиков, люблю мультики. Но не суть. Я поразилась, все же, глубине работы. И там была песня Savages - Дикари. Примечательно, что и белые англичане называют индейцев дикарями, и индейцы аналогичного мнения об иноземных бледнолицых. И по каждую сторону стены готовятся к войне с дикарями. Посмотрите, не поленитесь, еще и сама песня хорошая, и снято нарисовано красиво:

Совершенно не обязательно возводить Великую Китайскую стену, не менее Великую Американскую от Мексики, и самую Великую на Свете Украинскую от вражей России - совершенно не обязательно складывать кирпичики один на один, чтобы эта стена была реальной. Умозрительная, как луч. Вообажаемая, как горизонт. Очевидная, как сила притяжения.

Рубрика "Бесполезный факт от Бурлак" №19876. Работа над Покахонтас в студии велась параллельно с созданием Короля Льва, при этом, приоритетным проектом считался именно фильм об индейской "принцессе", все лучшие силы Дисней были брошены на Покахонтас. Король Лев считался проходным мультфильмом и никто не ожидал, что он станет самым успешным проектом студии, серьезно превзойдя Покахонтес в прокате и в критике. Кстати, если пересматривать по-взрослому, сразу видно, что Покахонтас считался приоритетнее, над Королем Львом работали с большей легкостью, хотяяяяя, давайте тоже не забывать, что это - интерпретация Гамлета... Так. Показался левый берег Дона, закругляюсь.
Вообще, мне ни в коем случае нельзя давать затевать речь о 1)Песни Льда и Пламени 2)Гарри Поттере 3)Диснее. А то мало не покажется.

В общем, мысль моя такова: Стена совершенно точно существует. И не только в нашей стране, но и в каждой другой стране, сколько-нибудь озабоченной своими интересами. Это норма. Это не хорошо и не плохо. Это - стандартно. На Западе разрешены однополые браки? Фу, дикари! В России запрещены однополые браки? Фу, дикари! Главное помнить: они не большие дикари, чем мы, тогда Стена не будет страшна нам, какой бы высокой ее ни возводили.

3. Операция

Единственное, что не выгодно любому режиму, описанному в любой аунтиутопии - думающая самостоятельная единица. Для того, чтобы заглушить очаги воли и воображения, могут использоваться разные средства: от кнута Оруэлла, до пряника Хаксли, от запугивания до поощрения: любые средства хороши для отупления населения. А, вообще, батька вон в Беларуссии запретил Оруэлла, что, конечно, очень смешно)

В Белоруссии запретили продавать книгу «1984»

Хорошо, хоть только продавать, а не издавать и не упоминать. Вообще, запрет книг - это как запрет произносить имя Герострата, чтобы в наказание за сожжение храма Артемиды его имя кануло в Лету и никто его не вспомнил. Как мы видим, эта политика демонстрирует максимальную неэффективность. А запрет "Моей борьбы"? Которая после переиздания в Германии (не помню, в каком году) стала бестселлером. КОНЕЧНО! Всем же интересно, что же там такого, что это читать нельзя! А ничего, скучилищная херня, которую никто не стал бы читать по доброй воле, если бы не запрет. Запретите читать "Капитал"! Или монографию Ленина! Может, тоже ринутся читать :) Ну, это я немного отступила от темы.

Загрузка почти завершена
Загрузка почти завершена

Вот. Популяризация ТикТокеров, фаст-контента, фаст-фенш, фаст-фуд - фастлайф, в общем и целом, тоже направлена против человеческой способности к критическому мышлению. Ты быстро думаешь (или вообще не думаешь), умеешь проводить только короткие линии, не понимаешь концепцию луча вообще, тебе не понятны метафоры. И я не шучу, мне жаль признавать, но есть у меня близкий родственник подросткового возраста с полным отсутствием причинно-следственных связей и не умении понимать метафоры. Не все такие, но сегодня, мнее кажется, их уже гораздо больше, чем было раньше. Да что уж, и среди моих ровесников таких достаточно. Позиция - либо цитаты говорящих голов с ютуба, либо - из телевизора, в зависимости от правизны и левизны этой позиции. Ответить на уточняющий вопрос? Не, не слышали. Провести параллель? Пара...что? Критическое мышление? Не, они ж не кретины, как некоторые, у них такого мышения нет.

Огромная машина каждый день работает над ампутацией той части мозга, что отвечает за критическое мышление. И мы все, так или иначе, проходим эту Великую Операцию, потому что невозможно жить в горах Тибета и в медиапространстве одновременно. Это - расплата за жизнь в "глобальной деревне" Маклюэна. В этом плане мы точно уже давно живем в антиутопии.

4. Рождаемость

Вот уж до чего никак не доберутся загребущие руки законников, так это контроль рождаемости и семьи в полном объеме, как им бы хотелось.

Китай пытался контролировать рождаемость (1 семья - 1 ребенок, опомнились к 2013 году, отменили к 2015), но сам загнал себя в дикий тупик инфантицида девочек и современной гендерной неоднородности Китая. Это на Востоке. А что на Западе? Всех пугают страшными ювенальными органами Финляндии, где за неаккуратный чих могут просто отобрать ребенка. Особенно скандальным получается, когда детей отбирают у наших земляков, уехавших на пмж в Финляндию - и черт ты что с этим сделашь.

Политика поощрения рождаемости в России в виде денежных ништяков приносит плоды, но слишком медленнно, и это немного не то, что мы имеем в виду, говоря о контроле рождаемости. Хотя, все разговоры про "убрать аборты из полиса ОМС, сделать их платными", а так же какие-то бредовые идеи по типу "штрафа на бездетность" иногда заставляют меня тянуться к гуглу в поисках более адекватного места проживания. Потом я вспоминаю, что дикари - они везде, и меня сразу отпускает :))) Но это было бы ближе в контексте обсуждения "Рассказа служанки".

Евгенику отменили в 60х, если мне не изменяет память, в Швеции последней из всех, ибо культивирование и селекция людей считается неэтичной. Думается мне, это ненадолго (в масштабах истории), пара-тройка поколений - и человечество наиграется с толерантностью и озадачится возможностю генной модификации идеальных людей, когда вопросы этики отойдут на задний план, а на передний выйдет либо выживание человечества в условиях изменившегося климата, либо хаха в столкновении с инопланетными разумами. Да, я верю, что мы тут не одни! Пока - однозначно нет такого, но лично мой прогноз (моя воображаемая линия) примерно таков: до селекции генов мы дойдем 100%, до контроля рождаемости - при критичном истощении ресурсов планеты и всеобщей глобализации с упразднением государственных границ.

Кстати, насчет шведов и краткого упоминания евгеники! Читала потрясающе абсурдную книгу финского автора "Сто лет и чемодан денег впридачу", по нему снят неплохой фильм "100летний дед, который вышел в окно и исчез". Это восторг, серьезно. Альтернативный взгляд на историю 20 века от одного странного чувака, который больше всего в жизни любил взрывы :)

Воооот. Мне кажется, раз уж я начала ссыслаться на какие-то другие книги, то пора заканчивать с сегодняшней. Вроде, много сказала, а вроде и столько еще можно. Ну, чего не сказала я, давайте скажите вы! Участники моего книжного клуба :) Будем, кстати, придумывать ему название, или пущай так и остается просто книжным?

-8

Про книги на By Burlak:

Истоки футфетишизма в сказках Ганса Христиана Андерсена. Недетская литература!
By Burlak: язык одежды15 марта 2022

#чтение #чтение книг #книжный червь #что читать #лучшие книги #евгений замятин #антиутопии #будущее человечества #фантастика книги