Как я уже недавно писал, отношение религии к ростовщичеству сыграло большую роль в экономическом развитии Европы и США — те страны, которые относились к нему лояльно, смогли достичь больших успехов в экономике.
Христианство явно не благоволило к ростовщикам, называя их «хищниками», которые одержимы деньгами и извлекают выгоду из чьей-то нищеты и трудных обстоятельств. А как с этим обстояло дело в православной Руси и в дальнейшем в России?
Вообще, раскол христианства на католическую и православную церкви произошел в IX веке как по теологическим, так и по политическим причинам. Взгляд обеих ветвей на такое явление, как ростовщичество, при этом остался схожим — дача денег под процент осуждалась и считалась грехом.
Вместе с распространением православия на Руси такая точка зрения в отношение ростовщиков так же набирала силу. При этом наиболее богатый русский город, делавший ставку на торговлю, ремесло и банковское дело, долго сопротивлялся новой вере и оставался по большей части языческим. Речь, как вы поняли, идет о Великом Новгороде.
Развитие Киевской Руси привело к оживлению торговли с Византией и странами Запада, в результате чего в Киеве появилось большое количество иудеев-купцов, дававших деньги в долг. Последние взимали огромные проценты и занимались перепродажей жизненно важных товаров, что привело к нескольким еврейским погромам. Так что подобные события происходили не только в средневековой Европе.
Во время нашествия татар иудеев в русских городах заменили представители восточных народностей — харазские и хивинские купцы. Будучи очень опытными в торговле, они сдирали с крестьян и ремесленников просто бешеные проценты, а неспособных отдать долг продавали в рабство.
Окончание татарского ига стало концом восточных купцов, которых снова заменили иудеи...
Не трудно понять, какое после всего этого было отношение к кредиту в народе. Сложно вспомнить другую страну, где было бы столько пословиц о греховности накопления капитала и нравственной чистоте бедности:
«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»;
«От займа богат не будешь»;
«Лихва (прибыль) да лесть — дьяволу честь»;
«Бедность - не порок»;
«Бедности дана мудрость»;
«Без денег сон крепче».
В.И. Даль в своем определении ростовщиков ссылается на их народное описание: «христопродавцы, жиды, гиены немилосердные». Самое интересно, что такое отношение сохранилось на продолжение всей истории российского государства.
В комментарии к прошлой статье упомянули знаменитый роман Достоевского «Преступление и наказание» - пример очень показательный. Именно старушку-процентщицу выбрал Родион для подтверждения своей теории, ведь совесть не должна была его мучить после убийства той, которая не заслуживает жизни, наживаясь на горе других людей.
Но говорить, что в России не существовало института кредитования, тоже неверно — при Петре I был создан Государственный Банк, предоставляющий ссуды предпринимателям. Но в масштабах страны это была капля в море — основная масса ремесленников боялась кредитов, а дворяне были безынициативны. Последние если их и брали, то чаще не для расширения собственного производства, а чтобы отдать карточные и другие долги.
Сравните все вышесказанное с отношением к накоплению капитала, ростовщичеству и бедности в целом, принятому среди протестантов. Бедность для них — грех и следствие лени, слабости и дурных наклонностей.
Да, за последние 30 лет наше отношение к рынку и его проявлениям сильно изменилось, но понимания его сути у большинства все равно нет. Возможно, из-за этого непонимания в России так сильна вера в возможность быстрого обогащения, что влечет людей к финансовым пирамидам. А что вы думаете по этому поводу?
Телеграмм-канал "Разумное инвестирование" - дополнительные материалы, инфографика, статистика.
Всем спасибо за внимание!