По информации от Nikkei Asian Review, ещё одним именитым брендом в Японии ( и в мире - прим.автора) станет меньше, поскольку компания Onkyo подала заявление о банкротстве. При этом сама торговая марка может сохраниться, поскольку права на её использование переданы совместному предприятию японской Sharp и американской Voxx International, но никакого отношения к основанной в 1946 году Onkyo она уже иметь не будет. Ещё в январе 2021 года компания попыталась покрыть растущие долги за счёт привлечения средств инвесторов, но нужную для спасения бизнеса сумму собрать не удалось. К весне этого года Onkyo пришлось покинуть Токийскую фондовую биржу, а основную часть активов удалось распродать ещё в сентябре прошлого. Sharp и Voxx International будут управлять бизнесом Onkyo по производстве аудио- и видеотехники, а выпуском наушников будет ведать некий инвестиционный фонд, хотя и не факт, что под прежней торговой маркой. Как и во всём мире, в Японии спрос на классическое акустическое оборудование упал, поскольку большинство потребителей готово использовать для прослушивания музыки смартфоны и сервисы потоковой трансляции.
Конечно грустно читать подобные новости, тем, для кого имена легендарных брендов значили куда больше, чем просто имена. Это целая эпоха великих открытий и у каждого такого бренда есть вещи, ставшими культовыми и, так или иначе, изменившие мир, поскольку выступали в роли локомотивов прогресса.
Несмотря на то, что история компании Onkyo ведёт свой отсчёт с 1946 года, в 70 - 80-е годы ХХ века в СССР данный бренд был практически неизвестен. SONY, Panasonic/Technics, AKAI, Sharp, Pioneer и т. п. знали всё, а вот Onkyo... Но давайте вспомним, за счёт чего складывалась известность японских брендов в нашей стране. В первую очередь за счёт переносных кассетных магнитол, которые привозили моряки загранплавания, дипломаты, работники торгпредства и просто специалисты, которым по долгу службы приходилось выезжать за рубеж, а иногда и работать там длительное время. Привозили японские магнитолы и воины, отслужившие срочную службу в ГСВГ или в Афганистане. Но компания Onkyo специализировалась на более серьёзной аппаратуре, которую в силу габаритов, веса и стоимости возить было совершенно не выгодно. Поэтому (у нас) владельцев подобной техники можно было что называется "пересчитать по пальцам". Но в 90-е, а тем более в "нулевые" ситуация изменилась и мы наконец-то смогли познакомиться не только с современной(на тот момент) продукцией компании, но и увидеть, услышать, а если позволяли средства, то и приобрести, легендарные модели прошлых лет, о некоторых о которых я хотел бы напомнить.
Не могу сказать что через мои руки прошло много техники с логотипом Onkyo. Несколько пар полочных АС, да топовый интегральник Onkyo Integra A2001 1988 года, пожалуй это всё из того, что мне довелось протестировать в своей системе. Статьи об этом можно прочитать Здесь и Здесь. Но, помимо того, с чем мне удалось познакомиться у себя, были вещи, которые я имел возможность посмотреть и послушать у других. И, надеюсь, в будущем подобная возможность повторится ещё не раз. Но большинство из того, о чем пойдёт речь далее, мне послушать не довелось, хотя увидеть вживую некоторые из этих аппаратов посчастливилось.
Проигрыватель ONKYO PX-100M, выпущенный в 1981 году и стоивший в то время фантастические полмиллиона иен - вершина из созданного компанией в этой области. При этом тираж составил лишь 100 экземпляров и поэтому совершенно неудивительно, что сегодня за этими экземплярами идёт настоящая охота, а их цена доходит до 30000 евро. У данного проигрывателя опорный диск является одновременно и двигателем. Само по себе это не единственное подобное решение, но, пожалуй что, самое прогрессивное среди остальных. В конструкции используется система линейной индукции с кварцевым контролем, а диск из чистой меди и весящий 10 кг.(трепещите все, кто поклоняется Богу Цветмету) является ее ротором. Инерционный момент – 2 тонны на см2, соотношение «сигнал – шум» – 78 дБ, коэффициент детонации – не более 0,005%. Надо ли говорить, что технически исправный экземпляр, способен не только потягаться на равных с современными Hi-End «вертушками», но и «порвать» многие из них в клочья. И ещё один момент. Весит проигрыватель 40 кг.- это конечно не рекордный вес, но при установке или переустановке подходить к нему стоит как тяжелоатлет подходит к штанге: осторожно и с уважением. А если серъёзно, то такие вещи перемещать в одиночку не следует.
«Эверестом» среди усилителей Onkyo безусловно является модель Grand Integra M510. Впервые выпущенный в 1984 году этот усилитель мощности встал на конвейер повторно в 1991-м.В 1984-м цена аппарата была 850000 иен, а в 1991-м на 50000 выше (900000). Мне однажды довелось увидеть этот аппарат вживую и вопроса, за что просили почти миллион иен даже не возникло. При взгляде на аппарат испытываешь шок, трепет и какой-то щенячий восторг от увиденного. Настоящий шедевр индустриального искусства с весом в 63 кг.Мне однажды довелось на пару приподнимать усилитель с таким же весом. Это был Yamaha PC5002M. Впечатлило.
Grand Integra M588 модель более доступная (300000 иен 1992 г.) и позволяющая поднимать аппарат в одиночку, хотя и не без усилий(31 кг. - вес солидный). А вот предусилитель P388 весит всего 9,2 кг. но, как говорится,"мал золотник, да дорог"(200000 иен, 1992 год). В итоге связка М588+Р388 стоила ровно пятьсот тясяч японских иен.
Onkyo Integra GX-D10 и C2001 - одна и та же модель, но для разных рынков. Первая продавалась за пределами Японии, а вторая выпускалась для внутреннего рынка.
C2001 была рассчитана на работу вместе с усилителем А2001, но мне так и не удалось послушать данный проигрыватель в такой компании. И даже после расставания с А2001 си-ди проигрыватель мне так ни разу и не повстречался. А между тем его цена была даже выше чем у усилителя (300 тыс.иен против 280000), а вес (28 кг.) вплотную приближался к весу усилителя (32 кг.). В проигрывателе использовалась прогрессивная технология Toshiba TOS (оптические конверторы) для считывания информации с транспорта Sony BU-1E и 18-битные цифро-аналоговые преобразователи с цифровым фильтром 325,8 кГц 8x. Схема была полностью балансной. В аппарате было установлено семь независимых трансформаторов, а корпус пожалуй и ядерный взрыв бы пережил. АЧХ от 2 до 20 000 Гц, искажения - 0,0015%, соотношение «сигнал/шум» - 110 дБ ( и это 30+ лет назад!!!).
А вот проигрыватель ONKYO Integra C-1E как мне кажется не столь интересен.Кроме оригинальной внешности и верхней загрузки ничего такого я в нём не наблюдаю.
Ну да, корпус из крылатого металла, комплектующие приличные: ELNA Duorex, конденсаторный блок на 6 х 4 700 µF, система кварцевых часов «Accu Pulse» ЦАП Philips TDA1547 и фирменный 20-битный фильтр SM5843AP. Уровень искажений 0,002%, а вот соотношение «сигнал/шум» скромнее чем у С-2001 -106 дБ. Впрочем, цифры цифрами, а послушать мне данный аппарат не доводилось. Возможно он звучит так, что я и переменил бы своё мнение, но пока я CD-проигрывателям меньше 10 кг. не слишком доверяю. А данная модель весит 7,6 кг. Был бы это транспорт - я бы ещё понял, но для полного проигрывателя модель подозрительно лёгкая.
Ну а когда дело доходит до колонок Onkyo, то обычно первой в голову приходит линейка Scepter вершиной которой является модель Onkyo GS-1 Grand Scepter . Правда при её создании случился некоторый казус. Когда разработчики поняли что стоимость АС выходит за все разумные пределы, то начали экономить "на спичках". Роль " спичек" выпала кроссоверу и эта экономия добавила в бочку мёда не одну ложку дёгтя. В итоге было принято компромиссное, но вполне разумное решение: выпуск внешнего опционного кроссовера ( со стоковым кроссовером чувствительность АС составляла 88 дБ, что требовало для их раскачки усилитель с оч. мощной отдачей по току, а опционный кроссовер поднимал чувствительность до 100 дБ и существенно расширял возможности выбора усилителя ) с которым колонки зазвучали так, как и полагается настоящим флагманам. А цена - не думаю что имела значение. Те, кто мог себе позволить изделия подобного уровня, отдают явно не последнее. Впрочем и сейчас цена на данные АС доходит до 12000 евро, так что и теперь подобные колонки доступны лишь избранным. А в своё время (модель выпускалась в 1984-м и, повторно, в 1990-м) ) колонки стоили 2млн.иен(за пару) и 2 млн.400 тыс.соответственно.
Устройство Onkyo GS-1 Grand Scepter можно описывать очень долго - проще показать на картинке:
Конечно у "Онкио" были и модели попроще и доступнее. Например линейки Monitor , Liverpool, да и в линейке Scepter были модели куда более привлекательные по цене. Но если начать перечислять, то это не один десяток моделей. Поэтому ограничусь картинками и общими фразами.
Начиная со второй половины 90-х и два десятилетия ХХI века, основной продукцией, в которой инженеры "Онкио" отшлифовывали свои гениальные идеи, стали AV-ресиверы. Там тоже много чего было интересного, но это совсем другая история. Может когда-нибудь потом, но не теперь.
А в заключении хочется сказать вот что: легенды не умирают, а просто становятся историей. А от нас требуется лишь одно: знать историю и помнить о ней. Причём не только в том,что касается аудио и видео техники, а в самом широком понимании.
P.S. Если кто-то вдруг решил "запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда" то спешу разочаровать: ни в салонах, ни в интернет-магазинах товарных остатков приличных аппаратов марки "Онкио" практически не осталось. А то,что ещё встречается - совсем простенькое и не заслуживающее серъёзного внимания. Да и цены на эти неликвидные остатки - чересчур высоки. Так что давайте жить воспоминаниями. Они прекрасны ...и бесплатны.