Найти в Дзене

Насколько много алкогольно-табачной пропаганды в кино? Фильм «Держись за облака» (1971) поражает

Оглавление

Рассмотрим фильм «Держись за облака» (1971) с точки зрения сценария пропаганды. По сюжету персонажи на самолете добираются в Венгрию из Москвы. Казалось бы, причем тут алкоголь и табак? Не причем, но фильм наполнен ими «чуть менее, чем полностью».

Статья поможет разбираться в технологиях пропаганды, даже если вам кажется, что вы уже знаете все.

В эпизодических ролях снимались: Никита Михалков, Андрей Миронов, Савелий Крамаров, Светлана Светличная, Михаил Кононов и Михаил Боярский. В описании фильма чаще буду использовать фамилии актеров, а не персонажей.

Желающие могут ознакомиться с самим фильмом:

Держись за облака. (1971. СССР, Венгрия. Советский дубляж)

Описание сцен существенно сокращено. Так как из 2 часа 20 минут фильма целых 30 минут уделено алкогольно-табачным ядам.

Производство: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов М. Горького Мафильм (Венгрия). Материнская компания: Союзмультфильм, Ленфильм.

Разберем фильм, а в конце приведу статистику по пропаганде ядов.

Чему учит киностудия детских и юношеских фильмов?

После прочтения может показаться, что главные герои картины не люди, а сигареты и алкоголь. Хоть жанр фильма и «буффонада-фарс», но в использовании ядов юмора нет. Ни сюжет, ни редкий юмор на них не завязаны. Алкогольно-табачный «театр абсурда» виден лишь осознающим пропаганду ядов.

Титры с пропагандой

Титры. Спичками поджигают дуло корабельной пушки, нелогично, но это способ через спички ассоциативно напомнить о курении
Титры. Спичками поджигают дуло корабельной пушки, нелогично, но это способ через спички ассоциативно напомнить о курении

Начинается фильм с мультипликационных титров, представляющих семерку основных персонажей. Всех зачем-то нарисовали курящими, хотя в фильме не все из них курят. Курение показывают во всех деталях: зажжение, затяжики и т.п., так как показывают процесс курения для пропаганды.

Первая сцена фильма

Ребенок курит сигарету одну за одной
Ребенок курит сигарету одну за одной

1919-й год. Персонаж актера Цилинского собирается покончить с собой (пропаганда самоубийства?). Его окрикивает курящий ребенок. Отговаривая от самоубийства ребенок снова закуривает. Взрослый не реагирует на курение ребенком, зритель должен к этому привыкнуть.

«Курение по фотографии»

Прием «емкости для смыслов». Фотографии в фильме позволяют лишний раз показать яды, не вызывая лишних подозрений
Прием «емкости для смыслов». Фотографии в фильме позволяют лишний раз показать яды, не вызывая лишних подозрений

Цилинский идет дальше. Встречает мужчину с фотографиями. На одной из них Цилинский дает закурить Николаю II, на следующей Николай II дает закурить Цилинскому.

Водка на колесиках

– А водка у вас есть? – внезапно переходит к пропаганде алкоголя Цилинский.

– Водка? – переспрашивает мужчина, используя прием «внушение повторением», и продолжает: – Водка у гражданина Березки.

Алкоголь в детской коляске – любите его, как ребенка
Алкоголь в детской коляске – любите его, как ребенка

Цилинский видит, как гражданин Березки везет детскую коляску с бутылками алкоголя. Он спрашивает:

– У вас есть водка?

– У меня есть все: шотландское виски, японское саке, французский коньяк, ром кубинский, водка, перцовка, – проводит рекламу для зрителя гражданин Березки.

-6

Но у Цилинского нет денег. Он идет дальше, находит бычок папиросы, докуривает его.

Курящий ребенок несет камень для самоубийства
Курящий ребенок несет камень для самоубийства

Тем временем Дарваш курит в своем кабинете, 4 минуты экранного времени непрерывно. В окне он видит, как Цилинский идет совершать самоубийство, а рядом с ним курящий ребенок. Дарваш идет покурить рядом с Цилинским, планирующим самоубийство.

Попытка самоубийства не удалась, слишком мелко
Попытка самоубийства не удалась, слишком мелко

Они не удержались и упали в речку, но там оказалось мелко. Поднявшись из-под воды, у Дарваша все равно дымится сигарета. Это был юмор, единственный.

Снимайте шляпу перед водкой

-9

Далее курение вместе с персонажами переносится в ресторан. Дарваш достает водку Starka из-за пазухи. Наливает, ставит бутылку на стол в центр кадра и произносит:

– В Европе мне говорили, что Starka ваш самый любимый напиток.

– Что она смыслит в русской водке, эта Европа…, – восхваляет самоотравление Цилинский.

– Но-но-но, не скажите. Вспомните один маленький цюрихский кабачок, где вы написали воззвание прямо на стене: «Уважаемые господа, прежде чем выпить старую русскую водку снимите шляпу» – Дарваш внушает зрителю яркий мыслеобраз с моделью поведения «поклоняться яду».

Персонаж следит, чтобы не привлекать внимание «пьет как все»
Персонаж следит, чтобы не привлекать внимание «пьет как все»

Крупным планом показывают, как за соседним столиком актер Кононов поглощает водку.

Предназначение газет – самокрутки

-11

Закончив обед Цилинский приходит к Меншарошу.

– Вас интересуют газеты? – спрашивает Меншарош.

– Да, я скручиваю из них цигарки. Люблю отечественные газеты, но предпочитаю швейцарскую буржуазную прессу, бумага тоньше, – персонаж подвязывает тему табака к разговору.

Меншарош зачитывает статью о Цилинском, которая заканчивается словами «…наш герой воскликнул “Рюмку водки пожалуйста!”».

– Можете крутить цигарки, – передавая газету Цилинскому, лишний раз рекламирует курение Меншарош.

– А почему только рюмку, а не стакан? – Цилинский в ответ рекламирует идею обильного самоотравления.

Михалков старательно курит
Михалков старательно курит

Переходит в другой кабинет, где курит Никита Сергеевич Михалков. Внезапно Цилинский с целью самоубийства выпрыгивает в окно, но случайно угодил в машину к курящему Дарвашу. Который усиленно демонстрирует стандартный прием пропаганды – удовольствие от сигарет для программирования зрителя.

Привлечение к курению через показушное удовольствие
Привлечение к курению через показушное удовольствие

Они приезжают на аэродром. Дарваш несколько раз курит, и оставляет вместо себя курящего двойника. А сам с сигаретой в зубах под набегающие потоки воздуха улетает в открытом самолете.

Есть миф, что персонажей раскрывают через самоотравление алкогольно-табачными ядами. Правда никто не может объяснить как. Если это «раскрытие» персонажа через курение, то когда же его наконец «раскроют»...

Учат пить на голодный желудок

Через 2 минуты опять курение
Через 2 минуты опять курение

Но самолет упал. Дарваш куря ищет, куда упал Цилинский. И внезапно проваливается в ад... или в «рай»... в общем упал в погреб с шампанским. Там уже сидит Цилинский.

Очередная сцена закуривания для пропаганды
Очередная сцена закуривания для пропаганды

Пробираясь через дебри крупных планов бутылок шампанского и тыча в камеру сигаретой, Дарваш добирается до одной из них. О цели полета забывает.

Берет в руки яд и хвалит: «Эх, русское шампанское… на пустой желудок лучше не придумаешь!» – продвигает зрителю модель поведения. И кидает бутылку Цилинскому с призывом «Пейте!».

Такие призывы – это типичный прием пропаганды. Встречается в десятках фильмов:

Прямые призывы к самоотравлению в фильмах

Мечта жертвы пропаганды ядов – «винный погреб»
Мечта жертвы пропаганды ядов – «винный погреб»

На фоне стеллажей с шампанским Цилинский и Дарваш заливают в себя алкогольный яд. Делают вид, что алкоголь сдруживает. Дарваш снова курит. Но их находят красноармейцы, и выводят расстрелять.

Алкоголь – добро

Усиленно демонстрируют благой эффект алкоголя
Усиленно демонстрируют благой эффект алкоголя

Однако Цилинский и Дарваш показывают, что они счастливы и благостны из-за алкоголя. Это для программирования зрителя. Якобы это «магическое» вещество хороший антидепрессант и даже смертника делает счастливым.

– Вы видите этих алкоголиков, они уже несколько дней воруют добро! – красноармеец подменяет понятия, что яд – это «добро». Подспудно доносится, что они несколько дней пили на пустой желудок и чувствуют себя прекрасно.

– Это шампанское отложено до праздника победы, – пропагандирует самоотравление по праздникам красноармеец. И добавляет – эти пьяницы расхищали народное шампанское, – повтор слова нужен для более эффективной рекламы, как было с водкой в начале фильма.

Шампанское особым образом продвигали в фильмах:

-18

Пока красноармеец рекламировал яд, их окружили белогвардейцы во главе с курящим.

– Погибло шампанское, – больше переживая не за жизнь, а за яд, с горечью произносит красноармеец. Заодно еще раз рекламирует. Дымя в лицо Дарвашу, белогвардеец говорит:

– Ваши любимые сигары – эти? – формируется ассоциация «любовь» и «сигары».

– Да, эти. – отвечает Дарваш. Закуривает.

– Заодно мы и шампанское ваше тоже прихватим, – опять рекламирует яд белогвардеец.

Взрывается динамит, и белогвардейцы пропадают.

Изба с сигаретами на печке

Курение рядом с бензином
Курение рядом с бензином

Прошло немного времени. Дарваш опять курить выгружая из машины канистры с бензином. После чего они летят на самолете, но терпят крушение. Один из самолетов падает в избу, где на печке лежат несколько блоков сигарет.

Типичная изба 1919-го года с сигаретами на печке
Типичная изба 1919-го года с сигаретами на печке

Водка поднимает в воздух

Меншарош и снова курящий Дарваш общаются:

– Я открыл новое эффективное топливо, высокоградусную водку, – говорит Меншарош.

– Водку? – Дарваш еще раз использует прием с повторением.

– В народе она известна под названием «первач», – зрителя погружают в алкогольную терминологию, – Самолет мы заправим первоклассным самогоном, – хвалит яд Меншарош.

Самолет взлетает, паря над молящимися монахами Дарваш спрашивает:

– Так что же все-таки подняло нас в воздух, капитан, водка, которой мы заправили самолет или их молитвы? – зрителю внушают, что водка «поднимает в воздух». Самолет начинает падать.

– Я всегда говорил, водка хороша к пельменям, но причем тут авиация, – пользуется поводом прорекламировать яд Цилинский. Ассоциативно связывают пельмени с водкой и заинтересовывают зрителя попробовать блюдо.

Самолет падает, и они попадают в плен к белогвардейцам.

Заканчивается первая 55-минутная серия, где только визуально более 16-ти минут рекламировали яды. 30% экранного времени отдали на «продакт плейсмент». Вторая серия также начинается с мультипликационной заставки с семью курящими персонажами.

Вторая серия

Показушное удовольствие от алкоголя
Показушное удовольствие от алкоголя

Дарваш с удовольствием травится алкоголем у белого генерала (Андрей Миронов). После идет пообщаться с мировой прессой, один из журналистов с сигаретой в зубах задал вопрос.

– Только что я пил водку с томатным соком, – отвечает Дарваш, рассказывая зрителю рецепт.

Внушение удовольствие от курения
Внушение удовольствие от курения

После Дарваш оказался за обедом с бокалом на столе, и достал сигару:

– Умоляю вас не курите, идет газ, – озвучивает слово «курить» собеседник.

– Не вижу причины изменять своим старым привычкам, после еды я всегда выкуриваю сигару, – продвигая пример, с удовольствием произносит Дарваш.

Очередное напоминание о самоубийстве и крутость курильщика
Очередное напоминание о самоубийстве и крутость курильщика

Куря сигару, Дарваш заходит к Цилинскому. Тот собирается покончить жизнь самоубийством. После Дарваш курит уже в другом помещении, попутно как заправский Рембо дерется с кучей людей.

«Нужно выпить» 5 раз за 1 минуту

-24

Тем временем его друзей хочет повесить Миронов.

– Шампанского! Шампанского! – внезапно сорвался в пропаганду Миронов.

Каждому приговоренному зачем-то приносят шампанское. Приезжает Дарваш, к нему с бутылкой шампанского подходит Миронов.

– За что же мы пьем? – спрашивает Дарваш.

– Провозглашай тост! – восторженно произносит Миронов.

– Я предлагаю выпить за то… нужно выпить за наше трогательное прощание, нужно выпить за капитана Севастьянова, и нужно выпить за облака, конечно же, нужно выпить за мисс Милли Вимерфорд, нужно выпить за честных шоферов такси... с удовольствием выпью… я поднимаю свой бокал… – многократное использование приема «внушение повторением».

Пока под прикрытием «сюжетной» необходимости персонаж долго призывал зрителя к самоотравлению, генерала окружили красные.

– Куда? Сам напросился на такой тост, за это просто нельзя не выпить! – обращается к Миронову Дарваш. – За наше будущее, ребята! Ура! – тостует Дарваш, и вместе с ним пьют несколько спасенных от казни красных.

Самоотравление на свежем воздухе

-25

После этого в самолете летят Цилинский и снова курящий Дарваш. Прямо в полете они нашли повод в открытом самолете под набегающими потоками воздуха умудриться пить шампанское из бокалов. Это еще ничего, в некоторых фильмах дошло до курения в космосе.

-26

Добравшись до Будапешта, Дарваш курит на балу белогвардейцев, разнервничавшись Цилинский вынимает изо рта Дарваша табачную соску и сам к ней прикладывается.

Порицание отказа пить

-27

Людям раздают бокалы с алкоголем.

– Я предлагаю выпить этот виски за то, чтобы цивилизация эта восторжествовала и в России, – рекламируя виски и куря произносит белый генерал, и все выпили.

Только Цилинский не хочет пить под тост своего противника. Это сделано, чтобы использовать уловку пропаганды и показать модель поведения «друзья порицают отказ пить». После этого Дарваш курит еще два раза, и они сбегают с бала.

Повод для крупных планов

-28

Белый генерал в чистом поле откуда-то взял столик с шампанским. Он приказывает взорвать поезд с Дарвашем, который в этот момент опять курит. А Милли Вимерфорд покуривая расстреливает бутылки. Это лишний повод показать крупным планом алкоголь на фоне пачки сигарет.

Внезапная бутылка

Бутылка выпала просто так
Бутылка выпала просто так

С Цилинским на самолете Вимерфорд прилетает прямо на поезд, где между кадрами у Дарваша уже не в первый раз из неоткуда во рту появляется сигарета. На поезде кончается топливо, но разбирают на дрова самолет, из которого вываливается бутылка из-под вина. Это для лишнего напоминания, больше ни для чего она не нужна. Дарваш опять курит.

Слишком мало самоубийств

-30

Добравшись до места, Дарваш курит и теперь уже он собирается покончить жизнь самоубийством (да сколько можно?). Он озвучивает пропаганду словами: «У меня осталась одна сигара и один патрон». Но его останавливает Цилинский, Дарваш ему дает покурить сигару.

-31

Пока они курили на них напали белые. Теперь Дарваш курит и убегает от белых, а белые курят и догоняют его. Как и в случае с курящим журналистом, это уловка пропаганды «стадное чувство», создают впечатление, что курят все и якобы это нормально.

-32

Друг у Дарваша берет сигару, чтобы куря поджечь фитиль заминированного моста. Но вместо динамита там оказались фейерверки. Друг говорит, что перепутал и отдает сигару Дарвашу. Все смотрят на фейерверк, а Дарваш неизменно курит.

На этом заканчиваются приключения алкоголя и табака, которые почему-то выдают за фильм о персонажах.

Статистика пропаганды ядов в фильме

Соотношение пропорций алкогольно-табачных сцен к нормальным
Соотношение пропорций алкогольно-табачных сцен к нормальным

Суммарно две серии длятся 2 часа 20 минут, из них 30 минут навязывают интоксиканты. Далеко не всем персонажам уделили столько экранного времени. Курение до 6 минут непрерывно в трех последовательных сценах.

Можно выделить около 60 вкраплений пропаганды ядов. Это в среднем раз в две с половиной минуты:

Зрителя осведомляют об алкогольных ядах. Например, озвучили 11 видов названий или рецептов алкоголя:

  1. шампанское
  2. шотландское виски
  3. японское саке
  4. французский коньяк
  5. кубинский ром
  6. перцовка
  7. водка
  8. водка с томатным соком
  9. водка Starka
  10. самогон
  11. первач

Только речью произнесено слово «водка» 13 раз, «шампанское» 7.

Рекламировали табачные изделия: сигареты, сигары, цигарки (самокрутки). Отдельных сцен курения в фильме 35. Не обошлось и без сцен о самоубийствах.

«Нечаянно» такое не сделать

Не припомню в фильме ни слова против ядов. Видимо, задача была популяризировать интоксиканты, их добавили всюду: в титры, газеты, фотографии и речи. «Нечаянно» такое не сделать, но почти все фильмы поражены намеренной пропагандой, однако, тут с ней переборщили.