Введение
Рассматривая состояние светской современной молодежи, можно увидеть полную дезориентацию молодых людей в жизни. Большинство юных людей ходят в этой жизни по путям своего сердца, которое, будучи омрачено грехом, заводит их на ложные пути.
Царь Соломон по этому поводу предупреждает молодежь: «Господь говорит так: веселись юноша в юности своей и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета» (Екл. 11:9—10).
В этих словах раскрывается причина того, почему в этом мире стоит поступать так, а не иначе. Причина эта весьма проста – потому, что так сказал Сам Бог, Творец мира, Властелин вселенной, Всемогущий и имеющий власть над всем, от Которого зависят судьбы мира и человечества.
Таким образом, современную молодежь нужно призывать к осознанию личной ответственности перед Богом и убеждать поступать так или иначе не потому что – это принято обществом, или это порядочно, или это высоконравственно, или это написано в Конституции. Все перечисленное не является для нее аргументом, и это на самом деле правильно. Неоспоримым аргументом может быть только одно: так нужно делать потому, что так сказал Сам Бог, Который является Единственным суверенным Правителем мира, всей истории и жизни человечества. Для этого необходимо прежде всего объяснить, Кто Такой Бог, потому что зачастую молодые люди об этом не задумываются.
Когда студентам представляют нового преподавателя, то рассказывают о нем и в зависимости от его требований и авторитета студенты понимают, следует ли его слушать или нет. Если нет объективной информации о преподавателе, то обычно его совершенно не воспринимают. Также и с Богом, если не дать объективного представления о Нем, то на Него просто не будут обращать внимания.
Мудрый царь Соломон по этой причине советует молодым людям для обуздания своего поведения помнить о суде Бога, так как он хорошо знал природу и характер этой возрастной категории. В этот период более полезно говорить о суде Божьем, чтобы у молодых людей был хотя бы небольшой страх Божий, который может быть интерпретирован, как чувство уважения по отношению к Богу.
- Последовательная воспитательная система в книгах царя Соломона
Обуздание молодежи с помощью прививания страха Божьего - это только начальный уровень, а дальше предстоит раскрыть перед ней немыслимую красоту отношений с Богом. Царь Соломон, как мудрый педагог, делает это постепенно, потому что в молодом возрасте призывы человека к отношениям с Богом в форме любви невозможны. В юном организме в этот период происходит гормональная перестройка, молодые люди обостренно воспринимают отношения полов. Именно поэтому о любви к Богу иудеи не говорили людям до момента достижения ими тридцатилетнего возраста.
Будет разумно следовать воспитательному процессу, который предлагает царь Соломон в своих книгах. Первая – книга Притчей, вторая –книга Екклесиаста и третья – Песнь песней. Книги расположены соответственно ступеням духовного возрастания человека. По мысли преп. Исидора Пелусиота книга Притчей говорит о нравственной добродетели, книга Екклесиаста показывает суетность труда увлекающихся житейским, Песнь песней показывает любовь к Божественному в душе, обученной нравственной добродетели и тому, что все земное – это суета.
Таким образом, в книге Притчей Соломона описываются азы добра и зла, она учит тому, как поступать по Закону Божьему в обычной бытовой жизни. Это некие начальные уровни премудрости человека, которые он приобретает в начале своего духовного пути.
Главный мотив книги Екклесиаста следующий: все земное недолговечно, оно скоро закончится и человеку нужно будет встретиться с Богом. Задача книги Екклесиаста отстранить человека от суетного мира. Это уже второй этап нашей духовной жизни, т.е. мы удаляемся от мира не в плане того, что уходим в пустыню, а просто сердце устремляем к небесам.
Высшая же ступень духовной жизни раскрывается царем Соломоном в третьей книге «Песнь песней». В ней описывается некий Возлюбленный, Его невеста и их отношения, так как сердцевина Православной веры – это любовь к Богу и к человеку. Когда Бог любит человека, а человек любит Бога, то человек поглощен любовью Святой Троицы. Иными словами, книга «Песнь Песней» посвящена описанию этих тончайших отношений человека и Бога, но уже на уровне нечеловеческой любви, той любви, которая выходит за границы этого мира, и о которой очень сложно узнать обычным приземленным и плотским людям.
Таким образом, душа каждого человека-христианина сначала учится ориентироваться в добре и зле, потом она отлепляется от этого мира, а уже после этого вступает в брачный Божественный союз с Богом.
Именно поэтому педагогический процесс воспитания и преподнесения православных ценностей современной молодежи необходимо производить в порядке предложенном царем Соломоном: сначала нужно призывать к страху Божьему, к ответственности за каждый наш поступок перед Богом-Творцом и Праведным Судией. Тогда молодые люди будут отказываться от искаженных грехом ценностей этого мира по причине ответственности и страха быть наказанными. Это состояние раба.
Далее, им необходимо показать тленность этого мира, его непостоянность, хрупкость и ненадежность и призвать к тому, чтобы человек искал выгоду не во временном, а вечном, чтобы он отлепился сердцем от земной суеты и жил ради награды в небесах, чтобы он ждал от Бога награды, вечной славы и блаженства. Это следующий этап отношений с Богом – состояние наемника.
И только после этого нужно говорить о немыслимой любви Небесного Отца, о том, что Любовь к Нему важнее всего, что Он не хочет нас наказывать, что исполнение Его заповедей – это проявление любви к Нему, а не какой-то набор правил для зарабатывания Царствия Небесного.
Таким образом, такой порядок объяснения православных ценностей поможет современной молодежи в правильном восприятии Православия и даст возможность избежать искажений и неверных представлений о Православной Церкви.
2. Требования Церкви в вопросах внешнего благочестия: пост и обряды
Важно помнить о том, как следует доносить до молодежи требования Церкви в вопросах внешнего благочестия, т.к. способы радикальных, жестких и примитивных объяснений могут лишь оттолкнуть молодежь от Церкви.
Для пояснение данного вопроса можно взять в пример такую внешнюю добродетель как телесный пост.
1) Мотивации для поста на начальном уровне
Начальный уровень – это пост ради того, чтобы научиться контролировать свои желания, победить в себе зависимость от еды, ослабить свое тело и обуздать, чтобы оно не командовало разумом человека, чтобы победить в себе желания похоти, так как по словаи преп. Иоанна Лествичник «кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда; тот подобен угашающему пожар маслом». Таким образом, начальная мотивация поста – обуздать свое тело, снизить вероятность беспорядочных внебрачных связей, сохранить в себе чистоту и целомудрие.
Есть и еще одна начальная мотивация: через пост победить в себе гордость и самомнение, научиться самой великой добродетели – смирению. По словам святого Иоанна Лествичника, «когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами». Это значит, что если тело утеснено, то помыслы смиряются. То есть мы чувствуем себя немощными, тело становится слабым, человек еле ходит, ему уже не до мысли о том, что он из себя что-то представляет. Если же человек успокаивает себя пищей, ест много, его сердце начинает возноситься помыслом. У него после еды появляются силы и уверенность в себе, что приводит к гордости и превозношению.
2) Цель поста
Самая высшая мотивация и цель поста, о которой необходимо в первую очередь говорить молодежи (чтобы само явление необходимости поститься не вызывало отрицательного эффекта), это то, что святые постились не потому что, считали еду плохой или не искали наслаждений, но так как они любили Бога и им было просто не до еды, они про нее просто забывали, так как находили более обильный Источник наслаждения. Уместен пример отношений между влюбленным юношей и его девушкой. Когда он ее видит, он забывает обо всем на свете. Юноши испытавшие подобные чувства, могут подтвердить, что они могли гулять и общаться целый день с девушкой, совершенно забывая при этом, что им нужно есть, т.к. их голод уходит на второй план и их насыщает общение с любимой, а все остальное уже не интересует.
Такое глубокое объяснение поста перевернет в голове молодежи их мифические представления о «ненормальности» воздержания.
3) Объяснение смысла обрядов в Церкви
Еще один пример внешнего благочестия – это церковные обряды, поклоны, крестное знамение и другое. Очень часто этого не принимают и не понимают современные молодые люди. Часто многими православными христианами дается примитивное объяснение обрядовой стороне молитвы: «неправильно перекрестишься - сразу в ад попадешь», т.е. идут запугивания, а молодые люди считают, что Богу это не надо, с Ним и так можно общаться.
Можно на это приводить такой пример: если вы своей девушке будет говорить – «я тебя люблю в душе», и никак не проявлять это внешне – это будет фальшивой любовью. Ведь обычно девушкам дарят цветы, конфеты, украшения, так как так положено и принято, что именно это приятно девушкам, а если считать, что без разницы как внешне проявлять любовь к девушке, то получается, что можно ей вместо цветов дарить, например, батарейки, вместо конфет – пельмени, вместо изящных украшений – пластмассовые примитивные кольца или бусы. Девушка не воспримет все это как проявление любви к ней и не примет концепцию молодого человека «я тебя люблю в душе». Также и в Церкви правильное крестное знамение, поклоны и подобные обрядовые традиционные действия являются доказательством и проявлением нашей любви к Богу. И если для девушки далеко не безразлично, как и через что проявляется к ней любовь молодого человека, также и Богу в Церкви небезразлично, как и через что к Нему внешне проявляется любовь.
Заключение
Таким образом, в подаче современной молодежи ценностей Православия необходимо соблюдать принцип постепенности, предложенный царём Соломоном, и вместе с этим не забывать раскрывать принципы внешнего благочестия в более глубоком смысле с привлечением примеров, понятных молодым людям и способствующих формированию положительного отношения у современной молодежи к ценностям православной культуры и Православной Церкви.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (на русском языке). Киев: Типография Киево-печерской Успенской лавры, 2012.
2. Исидор Пелусиот, прп. Письма. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского. Ч. 2–3. М.: 2001.
3. Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. Том первый: Слова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010.
4. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
5. Даниил Сысоев, свящ. Беседы на Книгу Притчей Соломоновых. Ч.1. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2016.