Найти в Дзене

Мое будущее через 25 лет в фильме для извращенной, махровой интеллигенции. Картина Михаэля Ханеке «Пианистка» 2001

«Вообще не надо эту попсню слушать, нужно слушать классику, Шуберта, например»

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

Данная кинокартина была мной посмотрена в подростковом возрасте, непринята, отвергнута и отложена в дальний ящик под грифом «Занудство», кто бы мог подумать, судя по громкому заголовку, какое значимое место, я отвожу ей теперь.

В начале своего обзора, я не могу не сказать свое мнение о творчестве Михаэля Ханеке, которое по сей день является предметом моего изучения. Его бы я охарактеризовала, как нечто вычурное, где герои зачастую загнаны в рамки, доведены до предела, а от неприкосновенной и безупречной репутации среднего класса не остается ничего.

«Все бесполезное тело было заполнено прозрачностью. Постепенно тело стало светом. Кровь сияет. Члены застывают в непостижимом жесте. И человек становится не более чем знаком среди созвездий» Луи Арагон, эпиграф Адорно Теодора В. эссе о Шуберте.

Данный отрывок может служить идеальным эпилогом к фильму «Пианистка» Михаэля Ханеке, а теперь обо всем по порядку.

Картина снята по мотивам книги «Пианистка» Елинек Эльфриды, выпущенная в 1983 году, однако, картина имеет неповторимый подчерк самого режиссера, о котором я скажу далее.

Главная героиня Эрика — профессор консерватории, уважаемый преподаватель среди коллег и студентов. Не смотря, на свой зрелый возраст, она до сих пор живет с престарелой гиперопекающей матерью и спит с ней в одной кровати. Эрики далеко за сорок, но она все еще девственна, женщина страдает сексуальной девиацией — парафилией, втайне смотрит жесткое порно, а иногда и вовсе режет бритвой свои гениталии.

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

На одном из званых вечеров, куда Эрика была приглашена в качестве опытного музыканта, она встречает юношу Вальтера, который был поражен талантом зрелой женщины, он влюбился в нее через музыку, абсолютно не обращая внимания на разницу в возрасте и внешнюю невзрачность маэстро.

Эрика проживала через музыку всю эмоциональную гамму чувств и фантазий, из нее сочилась бесплотная страсть, которую разглядел Вальтер, их души соприкоснулись в музыке. Они говорят о Шумане на пороге безумия, Эрика дает понять, что Шуберт и Шуман — ее любимые композиторы, к тому же ее отец умер в сумасшедшем доме, и поэтому ей не трудно говорить о сумерках разума, не скрывая, поясняет пианистка. Шуберт в ее исполнении — это бесплодная чувственность, достигнутая предела всего природного. Здесь речь идет о борениях духа самой женщины.

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

Эрика прекрасно понимает, что между ними непостижимая пропасть. Она — преподаватель музыки, воплощение бесплотной чувственности, сторонник нормативности и рационализма, строга и строптива со студентами. Он — представитель золотой молодежи, олицетворение природной чувственности, иррациональная, легковерная и нарциссичная натура. Эрика отлично осознает, что он наиграется с ней и бросит, для нее это обречено на боль, страдания и провал. Она боится быть осмеянной, непринятой и непонятой, всячески ограждая себя от общества молодого покровителя.

Болезнь, которая является тем, что ведет к духу, дух воспаряет благодаря болезни. Болезнь как нечто, что дает стимул для духа…

Как известно жертва и садист — одна и та же медаль с разных сторон. Эрика считает себя добрейшей души женщиной, берущую на себя гуманистическую миссию просвещения, развивая талант юных учеников, но вместе с тем, ей нравится властвовать, руководить, изгаляться над студентами. Так, в ревностном порыве, она безнаказанно калечит свою ученицу, набив стекло ей в карман пальто. Вальтер сразу понимает, в чем дело и бежит за ней в уборную.

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

Она не позволяла себя трогать и сразу предложила ему перверсивные отношения. Все плотское, что происходит с героиней, ее коробит, она испытывает тошноту. Ее чувственность выражена исключительно в любви к музыке Шуберта, ведь по-настоящему ее может понять, лишь тот, кто возвышается над плотью и не имеет к ней отношения, Вальтер же ее полная противоположность. Женщина здесь выступает в качестве падающей души, которая себя познает, а творчество Шуберта становится «изнасилованным».

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

Эрика решает написать «инструкцию по применению» себя самой для Вальтера. В письме было изложено следующее: избей меня, маму мою закрой в комнате, чтобы она слышала, как ты меня насилуешь, сядь мне своими яйцами на лицо, развернувшись к животу, живот мой избивай и заставляй меня, чтобы я своим языком протыкала твой анус, а потом свяжи меня веревками, отправь в чулан и закрой меня там на ночь. Выслушав, он пугался, но в то же время, нельзя отрицать химию, возникшую между садистом и мазохистом, она произошла молниеносно еще в первую их встречу, а юноша этим садистом был всегда. Эрика и Вальтер — оба героя, которые являются латентными садомазохистами.

Картина совсем скоро приобретает оттенок зимнего пути Шуберта — повторение одного и того же — музыки и насилия. Суть отношений с Вальтером — борьба за власть и постоянная смена двух противоположных ролей.

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

Так что же происходит в заключительной части? Он ее избил, мать закрыл в комнате, а после изнасиловал — все как она хотела. Эрика не смогла это принять, ее перверсивные фантазии были лишь в голове женщины, при реализации в реальной жизни, она не смогла это взять, так же как и не смогла принять классическую форму любви — с поцелуями, свиданиями, просмотром фильмов, рассуждениями о музыке и искусстве.

Финал картины — есть глумливая пародия на хэппи-энд. Нет ничего страшнее воплотившихся в жизнь фантазий. Мир рушится, чтобы не допустить этого кошмара. Эрика берет нож, не понимая чего хочет — убить себя или Вальтера, от отчаяния она всадила нож себе чуть выше сердца. Больше всего ей было наплевать на свое тело. В конце происходит мизантропичная ирония Ханеке — отказ от плоти, конфликт духовности и природности. Шуберт, который уходит из концертного зала, как олицетворение бесплотной музыки, он покидает слушателей, не желая оставаться во плоти.

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

Можно предположить, что после того, как Вальтер вкусил насильственную игру, ему будет тяжело из нее выйти, а значит, их отношения могут иметь продолжение. Эрика, в свою очередь, вряд ли откажется от сожительства с мамой, ей было тяжело это сделать ранее, потому что она являлась сложной женщиной, у нее не было подруг, возлюбленного, а значит, кроме своей матери, она была никому не нужна. Эрика это прекрасно понимала, ведь мама была для нее ценна, она не покидала ее не из-за чувства виновности или долга, а из-за чувства комфорта и собственного эгоизма, женщина проживала жизнь в бесконечном студенчестве, юношеской инфантильности. Эрика была настолько погружена в музыку, что она полностью была дезориентирована во всех бытовых, социальных и любовных вопросах.

Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.
Фото из х/ф "Пианистка" 2001 г.

Итак, что же видит зритель — насилие ради насилия? Первое, о чем может подумать при знакомстве с данным фильмом, а также иными картинами австрийского кинорежиссера. А может все же изощренную форму гуманизма? Безусловно, его фильмы провокационны, вызывающие резонанс и недосказанность, большинство кинолент, как и картина «Пианистка» имеют открытый финал. Ханеке вот уже на протяжении более тридцати лет своей режиссерской карьеры занимается критикой социального порядка буржуазии. Его творческий метод — не забинтовывать рану, а демонстрировать во всей красе, что звучит весьма радикально с точки зрения того же самого гуманизма. Что же качается интимных отношений в фильме «Пианистка», они не притягивают, но будоражат, вызывают непонимание, шокируют, при этом вызывая скептический интерес. Насилие физическое переплетается с психологическим насилием в семье, а именно болезненные отношения пожилой матери и взрослой дочери, из-за чего обе оказываются в плену предрассудков и предубеждений. Так, Эрика становится безгранично одинокой душой, сломленной, чье супер-эго душит ее, насыщая извращенными иллюзиями идеальной жизни женщины среднего класса.