Всем привет, это старт цикла по системе образования в России, которая является корнем всех проблем в российском обществе и государстве в целом.
Я есть результат этой системы образования, который прошел через все этапы и звенья, но решивший не заканчивать последний, как многие говорят, самый важный этап, этап высшего образования, уйдя на третьем курсе я понял, что сделал ошибку из-за потери многих возможностей, но приобрел те двери, о которых и не мечтает продукт всего образования в Российской Федерации. Этот цикл посвящен тому, почему наше образование не выпускает высококачественных специалистов, а плодом дошкольного и школьного образования являются сломанная психика и неопределенность. Наше образование выпускает людей, которые не имеют собственного мнения, меняют его из-за любого дуновения и не способны мыслить, а в особенности критически.
За годы существования наше образование претерпело несколько итераций, начиная от образования для единиц, заканчивая всеобщим и равным образованием, за столетия реформ и революций все очень сильно изменилось.
Все началось с Киевской Руси, образование было конечно же церковно-приходским, но результат этот образования во многом сгорели в кострах пожаров и войн и многие данные были утеряны.
Тут, наверное, нужно сделать ремарку, я учился на преподавателя истории и обществознания в одном из старейших учебных заведений в России, где я получил достаточно большой опыт в копании бумажек и бессмысленного прохождения через огонь, воду и систему образования, которая закаляет характер и заставляет уйти из нее подальше.
Ну таких ремарок будет много, так что расслабьтесь и получайте удовольствие. Дальше все оставалось в таком же формате, с маленькими перерывами на войны и всевозможные плюшки, которые складывались из-за величины земель, которые охватывали разные народы и верования. После краха системы лествицы и майората, после бунтов и стачек, народных волнений на престол взошла династия Романовых, а новый царь Михаил был под влиянием своего отца Филарета, начал чуть затрагивать политику в области образования, строил школы по стране, менял подходы в регулировании образовательного процесса, но это было что-то сродне пшика в море.
Все изменилось со времен Славяно-греко-латинской академии, давшей старт высшему образованию в нашей стране. Там учились многие сословия (деление было строго сословным, но с возможностью перехода из одного в другое, похожим на деление в системе каст, где у некоторых слоев общества были все права, а кто-то не мог ничего) которые получали ограниченный спектр знаний и умений, которые можно было реализовать в своей жизни. Подробней можете узнать тут, но добавлю от себя, что в академии учились и представители холопов, что достаточно прогрессивно для того времени.
Нельзя забывать про представителей малых народов России, которые также развивались вместе с титульной нацией нашей страны. Возьму в пример татар, где уровень грамотности населения(имеется ввиду не русская грамота, а арабская) достигался 80%. На территории нынешнего Татарстана существовала самая большая сеть медресе(школ), где детей с младших лет обучали догматике ислама, побочным эффектом этого стала грамотность населения. Дальше уже муфтият и другие представители элиты ислама Казанского ханства, дальше Казанской губернии отправляли некоторых людей на обучение, например в Самарканд или Каир. Но это не имеет большого значения для общего развития образования в нашей стране.
Вернемся к более массовому образованию в истории России, но буду более лаконичным в описании всего процесса, нам все же важней то, что происходит сейчас. Образование становилось более массовым со времен Петра I, создавались большие научные и университетские комплексы, которые совместно создавали тандем общего развития страны, а с учетом большой связи с европейскими государствами создавался интересный опыт развития большого количества отраслей, которые раскрывали определенный потенциал, который был заложен природой и средой в пытливые умы россиян(не русских, а россиян, нас много и мы вместе шли весь этот путь).
Очень быстро образование начало развиваться в 19 веке, сначала при Александре I, после уже при Александре II, который ознаменовал период Великих реформ. Все было связано с движением к глобализации общества и созданием практически всеобщего образования, которое было на хорошем уровне. После уже Александр III в своих контрреформах создал ряд ограничений, которые замедлили развитие общества в целом, но уже его сын, Николай, так сильно изменил подход к образованию, создал такие условия для его развития, что даже красные выезжали на этом долгое время.
С падением Российской Империи и годами политических, экономических и социальных кризисов уровень образования стал очень сильно падать, государству нужно было менять подходы к людям, ведь нам нужно было догнать и перегнать Запад. Для этого нужно было очень быстро вернуть уровень грамотности на уровни последних лет империи. Тут и появился ликбез, программы обучения людей и переобучения их. Именно в этот период произошло то, что изменило все еще больше, чем последние столетия развития при Романовых, а именно это заключалось в упразднении имущественного ценза на образование, который создал огромный скачек в развитии всего образования. Но все было не так хорошо, как я пишу, конечно, в России где-то прибыло, а где-то убыло. Все было очень плохо с начальными задатками учеников, почему? Да все из-за того, что самых умных, деятельных и перспективных раскулачили и отправили в туда, откуда вернулись единицы.
Но главным плюсом образования стало то, что стало моветоном не иметь высшее или средне-специальное образование. Иметь хороший уровень образования стало залогом работы социальных лифтов, которые работали достаточно хорошо, несомненно лучше, чем во время императоров и царей.
Сейчас уже стало нормальным, что образование-это атрибут и актив у многих людей, которые они в том или ином виде раскрывают для собственной выгоды. Мы должны быть благодарны советскому режиму за это, ведь для промышленных эволюций нужны именно хорошо образованные люди, но вот тут мы упираемся в узкие места советского образования, а это неприменимость многих идей и практик для современной парадигмы развития нашего общества, которое нуждается в практическом подходе к обучению, в советский период же развитие ученика и студента в плане практики ложилось на плечи самого человека, которые хорошо справлялись из-за бОльшей простоты оборудования, по отношению к нынешним реалиям.
Главной целью образования в СССР было создание человека, который будет выгоден системе, будет работать и воплощать в жизнь идеалы коммунизма. Главные бриллианты этой системы становились драйверами развития очень важных проектов, но это не позволяло улучшать жизнь людей в период брежневского застоя. Развитие государства в период Сталина и Хрущева стало возможным из-за низкой базы, развитие которой в каких-то масштабах позволило поменять жизнь людей на глазах, но позже это не работало, а наука не справлялась с созданием товаров для развития быта людей, которые могли видеть, как живут люди за рубежом, что привело к 91-ому году.
Я очень смято расписал весь советский период, но многие из вас знают, что большой вклад в развитие страны внесли очень сильные школы и университеты, которые во многом создавались профессорами имперского периода, но уровень стал падать в поздние годы СССР, который, кончено, все равно выше нынешнего, но уже тогда было ясно к чему это приведет.
Начались веселые и ужасные 90-ые, которые можно сравнить только со Смутным временем. В это время начался упадок науки и образования, потому что она не была не нужна государству, многие деятели уезжают. Конечно, даже в самые темные времена нашей истории тут оставались люди, которые искренне любили свою Родину и делали все для развития нашего общества не смотря ни на что, даже в самых плохих условиях они ассоциировали себя только с Россией, которая тогда была в одной из худших точек в своей истории.
Образование стало меняться, становиться более инклюзивным, старающимся войти в болонскую систему, но про историю 90-ых - 20-ых вы сможете прочитать через несколько дней в моем материале, который уже будет более конкретным, без общих слов с примерами и идеями.
Спасибо за прочтение, не забудьте подписаться, чтобы не пропустить следующие посты про образование.