В 1977 году руководство компании Mazda решило снять с производства морально и технически устаревшую модель RX-3, которую должен был заменить более современный автомобиль, прототип которого к тому времени проходил испытания. В 1978 году была готова серийная модель, которую нарекли RX-7 (заводская идентификация - SA/FB).
Купе Mazda RX-7 начали выпускать на заводе в Хиросиме в 1978 году. В салоне автомобиля было два места, но за доплату можно было заказать и купе с посадочной формулой 2+2 (с «усеченными» задними местами).
Расположенный под капотом машины роторно-поршневой двигатель объемом 1,1 литра, выдававший 100 л. с., приводил в движение задние колеса. В 1974 году появилась Mazda RX-7 с 1,3-литровым роторным мотором мощностью 135 л. с. Коробка передач могла быть как механической, так и автоматической.
Всего до 1985 года было выпущено более 474 тысяч машин первого поколения, большая часть из которых (377 тысяч) была продана в США.
Новый автомобиль, в отличие от предшественника, выпускался в одной кузовной модификации – двухдверное купе и сразу же позиционировался как спорткар.
Первое поколение было разбито на серии: первая выпускалась с 1978 по 1980 годы, вторая – с 1981 по 1983 годы, а третья – с 1984 по 1985 годы. Каждая серия отличалась от предыдущей некоторыми стилистическими и техническими новшествами. Отличительной особенностью экстерьер всех трех серий был длинный капот и выдвигающиеся фары головного света.
Первое поколение (SA/FB) появилось в 1978 году. Изначально оно оснащалось роторным двигателем 12A мощностью 105 л. с. В 1981 году был проведён рестайлинг, а мощность двигателя доведена до 115 л. с. В 1983 году появилась версия с турбонаддувом мощностью 165 л. с.
Второе поколение купе Mazda RX-7 было спроектировано, во многом, с учетом предпочтений американских покупателей, став более комфортным и менее спортивным. Тем не менее, эта машина было примечательна многими техническими новшествами. Так рулевой механизм стал реечным, дисковые тормоза были включены в стандартное оснащение, а кроме того, автомобиль оснащался адаптивной подвеской с амортизаторами, меняющими свои характеристики в зависимости от дорожных условий. В 1988 году модельный ряд пополнился кабриолетом.(FC) вышло в 1985 году, мощность двигателя 13B с турбонаддувом составляла 185 л. с. В 1989 году мощность выросла до 205 л. с.
Mazda RX-7 II (FC) – купе S-класса, задний привод. Механика и автомат. Бензиновые двигатели мощностью от 150 до 200 лошадиных сил.
Особенностью конструкции крыши этой модификации было то, что она состояла из двух частей – передней, металлической и задней, тканевой, которая имела заднее окно, оснащенное обогревом.
Пятая серия модели, которая также входила во второе поколение, производилась с 1989 по 1992 годы. Эта генерация оснащалась двумя двигателями объемом 1.3 литра – атмосферным и турбированным. Причем, экземпляры, оборудованные моторами с турбонаддувом, продавались исключительно на внутреннем рынке, а «атмосферники» шли на экспорт. Отличить турбированную версию от атмосферной можно было по наличию на капоте у первой дополнительного воздухозаборника.
Эта машина оказалась менее популярной по сравнению с предыдущей моделью: общий тираж составил 272 тысячи единиц.
Третье, и последнее поколение этого спорткупе сошло с конвейера в 1992 году.
Mazda RX-7 третьего поколения стала еще мощнее — на нее устанавливали 1,3-литровый турбированный роторный двигатель, развивавший 255–280 л. с. Он комплектовался пятиступенчатой механической коробкой передач или четырехступенчатым «автоматом». Версии с открытым кузовом не было.
В Японии машина также продавалась под брендом Efini, а с 1999 года поставки «эр-икс седьмых» на экспорт были прекращены. Всего до 2002 года было выпущено 68 тысяч машин третьего поколения.
Традиции серийности сохранились: шестая серия RX-7 выпускалась с 1992 по 1995 годы, седьмая серия – с 1996 по 1998, а заключительная, восьмая, производилась с января 1999 по август 2002 года. Затем на смену RX-7 пришла новая модель - Mazda RX-8.
Созданный как идейный подражатель Lotus Elan, со временем Mazda RX-7 превратилась в спорткар мирового уровня. Быстрый, легкий, технологичный и как следствие, сложный и дорогой в обслуживании. Во многом это предопределило репутацию RX-7 как ненадежного автомобиля. Но это не помешало Мазде RX-7 приобрести культовый статус. Автомобиль стал героем компьютерных игр, фильмов и аниме сериалов, навсегда войдя в историю.
Решится ли Мазда выпустить новый роторный спорткар? К сожалению никто не знает ответа на этот вопрос. Роторно-поршневой двигатель — дорогая и очень сложная технология, так что это маловероятно. Время покажет.