Найти тему
Две Войны

«Умудрился подарить немцам 20 наших дивизий!»-за что Сталин хотел расстрелять маршала Баграмяна, что он натворил?

Оглавление

Судьба выдающегося полководца Ивана Баграмяна напоминает о том, насколько велика ответственность военачальника, принимающего решения о той или иной операции. Как необходимы всестороннее знание противника, трезвая оценка сил, правильный выбор места и времени для нанесения ударов, маскировка и недопущение утечек информации.

В мае 1942 г. параллельно с боями в Крыму оживились военные действия в районе Харькова. Генерал Баграмян занимал должность нач. штаба Юго-Западного направления, в состав которого входили войска трёх фронтов: Брянского, Юго-Западного и Южного. Главкомом был Семён Тимошенко, а членом военного совета – будущий неожиданный преемник Сталина Никита Хрущёв.

«Замысел был смелый, и представлялся он авторам простым и реальным» (маршал Москаленко)

Эти три человека с конца марта месяца обращались к Ставке и Верховному Главнокомандующему с предложением провести крупную наступательную операцию силами трёх фронтов. Запрашивали в дополнение к имеющимся 92 дивизиям и 480 танкам еще 500 тыс. бойцов и 1500 танков.

Усиление дали, хоть и не в таком размере. Маршал Москаленко вспоминает: ознакомившись с данными о составе сил, привлекаемых к будущему наступлению, он испытал огромную радость:

«Впервые с начала войны организовывалась наступательная операция, в которой мы превосходили противника в живой силе, артиллерии и танках, и не уступали ему в авиации. Никогда ещё не было на нашем фронте такого количества танков непосредственной поддержки пехоты».
Иван Баграмян в 1942 году. Фото в свободном доступе.
Иван Баграмян в 1942 году. Фото в свободном доступе.

Наступление было назначено на 4 мая, но из-за несвоевременного прибытия пополнений и вооружения перенесли на 12 мая. К сожалению, планы не удалось сохранить в секрете. Германское командование от разведки и перебежчиков прекрасно знало направление главных ударов и другие основные подробности предстоящего наступления.

Клейст ещё раз сделал то же самое, что и в 1941 году

Немцы усердно готовились к нему. Паулюс и Клейст представили фон Боку свой контрплан, который в итоге сработал. Войска перегруппировались и в авральном порядке усилились пополнениями, экстренно снятыми с других направлений.

Советская разведка проглядела подготовку группы Клейста к контрнаступлению. А она нанесла неожиданный и мощный удар по основанию Барвенковского выступа, и отрезала наступавшие войска от основных сил. Те оказались под угрозой окружения. Несмотря на это, наступление на Харьков продолжалось.

Вновь, как и роковым летом 1941 года под Киевом, планировалось ликвидировать угрозу при помощи контрудара по группе Клейста. И снова организовать этого контрудара не удалось.

Тимошенко, Баграмян и Хрущёв бодро рапортовали, что отвлекать основные силы для отражения удара Клейста нет необходимости, как нет необходимости и в прекращении наступления на Харьков. Войска, по выражению Москаленко, «сами лезли в мешок и в пасть к врагу».

Три «стратега» за работой: Тимошенко (в папахе), Хрущёв и Баграмян. Фото в свободном доступе.
Три «стратега» за работой: Тимошенко (в папахе), Хрущёв и Баграмян. Фото в свободном доступе.

Котёл захлопнулся. Только отдельным окружённым частям удалось пробиться обратно за линию фронта. К 29 мая 1942 г. ликвидация войск в котле завершилась. По германским данным, они взяли 240 тыс. пленных, более 1,2 тыс. танков и 2 тыс. орудий, а потери немцев были несоизмеримо меньше – 20 тыс. человек.

Это сокрушительное поражение Красной Армии позволило Вермахту развить быстрое и неудержимое наступление на Волгу и Северный Кавказ. Гитлер наградил Паулюса Рыцарским крестом и выразил:

«восхищение успехами 6-й армии, разгромившей численно превосходящего противника».

Крах Харьковской наступательной операции вызвал холодную ярость Сталина. Вождь напомнил, что Генштаб возражал против плана Тимошенко и Баграмяна. Что Жуков, Василевский и Шапошников были против, предупреждая: враг может контратаковать и прорваться в наш тыл. Однако командование Юго-Западного направления проявило настойчивость. Оно упрямо отстаивало свой план, отмечая исключительно выгодные условия нанесения удара.

«Баграмян некомпетентен не только как нач. штаба, но даже как простой информатор»

Главным виновником поражения назначили не Тимошенко, а Баграмяна. В директивном письме о снятии генерала с должности Сталин писал:

«Товарищ Баграмян не удовлетворяет Ставку не только как начальник штаба, но даже и как простой информатор, обязанный честно и правдиво сообщать о положении на фронте. В течение каких-то трех недель Юго-Западный фронт благодаря своему легкомыслию не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но успел ещё отдать противнику 18-20 дивизий».
Контрудар под Харьковом стал «звёздным часом» Фридриха Паулюса (сидит, фото 1942 г.). Фото в свободном доступе.
Контрудар под Харьковом стал «звёздным часом» Фридриха Паулюса (сидит, фото 1942 г.). Фото в свободном доступе.

Вопреки тому, что часто пишут о Баграмяне, вождь не забыл тогда и двух других «стратегов». Ниже в том же документе сказано:

«Понятно, что дело здесь не только в тов. Баграмяне. Речь идет также об ошибках всех членов Военного совета. Прежде всего – тов. Тимошенко и тов. Хрущёва. Если бы мы сообщили стране во всей полноте о той катастрофе, которая произошла, то я боюсь, что с Вами поступили бы очень круто». (это место реже цитируют)

В том же письме Баграмян отправлялся в 28-ю армию начальником штаба. Несмотря на это, как потом вспоминал сам Иван Христофорович, тогда он был уверен – расстреляют. Был согласен с таким приговором и покорно ждал своей участи.

Но Сталин дал ему шанс, и будущий маршал реабилитировался за сокрушительное поражение, завоевав славу великого полководца.

В июне 1945 г. генерал Баграмян возглавил сводный полк своего 1-го Прибалтийского фронта на главном Параде Победы.

🔵За всё время существования СССР только двух маршалов лишили звания- кто эти люди?

Эвальду фон Клейсту не простили двух самых сокрушительных поражений в истории РККА. После войны его забрали у англичан, и в ноябре 1954-го Клейст умер во Владимирском централе. Фото в свободном доступе.
Эвальду фон Клейсту не простили двух самых сокрушительных поражений в истории РККА. После войны его забрали у англичан, и в ноябре 1954-го Клейст умер во Владимирском централе. Фото в свободном доступе.

Но маршалом он станет только при новом хозяине Кремля. А вину за провал Харьковской операции Хрущёв, не моргнув глазом, возложит на Сталина: дескать, это вождь не дал им вовремя отвести войска. И ведь Баграмян смолчит, не опровергнет эту наглую ложь своего давнего товарища…

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!

Кто в ответе за провал Харьковской операции?