Найти тему
Культурный рассвет

"Председатель": советский кризисный менеджер

Масштабные разрушения во время тотального кризиса возникают легко, а вот восстанавливать рухнувшее – дело воистину титанических усилий. Будь то война или экономическая депрессия, люди быстро деморализуются, теряют веру в себя и других, превращаются в циников. И это даже не говоря об ограниченности ресурсов! Тут нужны страсть и волевое усилие. Об этом рассказывает фильм Алексея Салтыкова «Председатель».

Фронтовик-инвалид Егор Трубников после окончания Великой Отечественной войны возвращается в родную деревню, где располагается колхоз «Труд». За эти годы всё здесь пришло в полнейший упадок: сказалась и немецкая оккупация, и гибель многих мужчин, и общая разруха, характерная для послевоенного времени.

Дошло до того, что коровы уже не в состоянии подняться из стойл и выйти на улицу, а сараи и амбары стоят почти без крыш. Но хуже всего полное разочарование самих колхозников – сельчане не верят в то, что организовать какую-либо эффективную работу здесь вообще возможно. В этих условиях Егор и становится председателем колхоза. Он готов работать сутками, искать специалистов среди бродячей голытьбы, заключать неформальные договоренности с кустарями, лишь бы вытащить предприятие из бездны и дать людям хоть какое-то благосостояние.

-2

Трубников человек горячий, увлекающийся, и нередко может сильно задеть кого-нибудь неосторожным словом или излишним давлением, так что конфликтов в «Труде» тоже хватает. Причем, бороться Трубникову приходится сразу на два фланга: ведь помимо скептически настроенных жителей есть еще и государственные бюрократы, которые умеют красиво говорить и рисовать перевыполнение планов, но ни на минуту не задумываются о жизни простого народа.

Алексей Салтыков берет сценарий Юрия Нагибина и рассказывает нам историю о кризисном менеджере в крайне неблагоприятных обстоятельствах. «Председатель» снят уже в позднюю Оттепель, потому там встречаются очень острые для советского кинематографа темы – например, мещанские повадки некоторых граждан; доносительство; бывшие репрессированные; самоуправство силовиков; чиновничья показуха. И со всем этим сталкивается лидер, склонный к решительным мерам, не щадящий ни себя, ни других.

-3

Кстати, в роли Егора Трубникова блистает Михаил Ульянов, умеющий переходить от уверенной твердости к праведной ярости (не зря он играл также Ленина и Жукова).

Сегодня «Председатель» предлагает нам поразмышлять не только над балансом между авторитаризмом и человеколюбием, но также обратить внимание на тот факт, что чем дальше углубляется разруха, тем, вероятно, более жестокими средствами придется ее разгребать.